Памяти легенды израильского баскетбола
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Фрэдди ЗОРИН
«Есть люди-флаги и люди-флагштоки»… Автор этого афоризма – известный писатель-сатирик Эмиль Кроткий (он же Эммануил Герман). К категории первых, вне всякого сомнения, следует отнести Ральфа Кляйна, подлинную легенду израильского баскетбола. В русскоязычной прессе об этом замечательном человеке писалось мало — восполним пробел в связи с памятной датой – исполнилось десять лет со дня кончины известного спортсмена, ставшего талантливым и удачливым тренером.
Родился Ральф 29 июля 1931 года в Берлине, в зажиточной семье венгерских евреев, перебравшихся на жительство в Германию и открывших там свое дело, оказавшееся весьма прибыльным. Незадолго до начала Второй мировой войны семейство вернулось из ставшей нацистской Германии в родной Будапешт. Но и там Кляйнов настигла трагедия Холокоста: Рудольф — отец Ральфа, был депортирован в Освенцим, где и погиб. А сам Ральф и другие члены его семьи уцелели благодаря деятельности шведского дипломата Рауля Валенберга, но оказались в ту страшную пору фактически ни с чем, лишившись средств существования.
С шестнадцати лет Ральф начал активно заниматься спортом, стал посещать футбольную школу, но тренер прозорливо посоветовал ему перейти в баскетбол или попробовать себя на гандбольной площадке. Ральфа больше привлек баскетбольный зал. Там дело у него пошло, и уже вскоре его включили в состав клуба «Вац», выступавшего в высшей лиге чемпионата Венгрии.
В 1951 году Кляйн принял судьбоносное решение репатриироваться на историческую родину, и довольно скоро израильские болельщики увидели его в составе тель-авивского «Маккаби». Путь спортсмена не был усыпан розами: пришлось преодолевать трудности адаптации в новой стране, преодолеть период недоверия к себе со стороны коренных израильтян. Но трудолюбие и упорство принесли свои плоды. Ральф закрепился в основном составе команды, вскоре его пригласили в израильскую сборную. Стоит отметить: в ту пору спорт в Израиле еще не был переведен на профессиональные рельсы, и зарабатывать на хлеб Кляйну приходилось, работая мойщиком автобусов.
В 1953 году сборная Израиля достойно выступила на чемпионате Европы, проводившемся в Москве. Баскетболисты играли на открытой площадке столичного стадиона «Динамо». Израильская команда, в которую входило много репатриантов из разных стран (включая, между прочим, и Египет) заняла пятое место. Это был бесспорный успех для государства, чья биография, к тому времени, исчислялась всего-навсего пятью годами. Сохранились свидетельства очевидцев о том, что к стадиону шли пешком бородатые старики-евреи, чтобы взглянуть на соплеменников, возродивших в Палестине еврейское государство и представлявших его на европейском первенстве. Дежурившие возле стадиона и на его территории милиционеры указывали им дорогу со словами: «Израиль – там!»
В 1959 году Ральфа избрали капитаном «Маккаби», следом он надел капитанскую повязку и в сборной Израиля. За «сине-желтых» Кляйн провел 14 сезонов, 160 матчей и записал в свой актив 2701 очко. Он стал восьмикратным чемпионом и шестикратным обладателем Кубка Израиля. Столько же лет баскетболист выступал и в майке израильской сборной, приняв в ее рядах участие в пяти чемпионатах Европы, одном мировом первенстве и в Олимпиаде. В 1959-м в Стамбуле Кляйн вошел в чисто наиболее результативных игроков европейского первенства. По оценке специалистов, он демонстрировал на площадке игру экстра-класса.
Играть Ральф прекратил в 1964 году, когда ему исполнилось 33 года. Многие звезды спорта, завершив выступления, стремятся применить свои знания и опыт в качестве наставников, но только немногим удается прославиться на этом поприще. Что касается Кляйна, то, решив стать тренером, он начал работать с юниорами и молодежью, поднявшись в 1972 году с молодежной сборной страны на почетное четвертое место в чемпионате Европы. Работал в нескольких клубах, посещая одновременно, курсы повышения тренерской квалификации вместе с наставниками ведущих студенческих баскетбольных команд США, одним из первых в израильском (и европейском) баскетболе успешно применил игровую практику американских профессионалов.
После сезона 1975 года, проведенного с командой хайфского «Апоэля», Ральф встал у руля тель-авивского «Маккаби». Тогда же Кляйн получил приглашение возглавить сборную Израиля.
И началась полоса исторических достижений израильского баскетбола. Уже через два года, в 1977-м, «Маккаби» отпраздновал победу в самом престижном европейском клубном турнире – Кубке европейских чемпионов. На пути к финалу подопечные Ральфа Кляйна сенсационно обыграли московский ЦСКА, а финале, проходившем в Загребе, переиграли итальянский клуб «Мобилджирджи» (Варезе). В составе «Маккаби» блистали Таль Броди, Мики Беркович, Моти Аруэсти, Олси Пери, Джимми Бутрайт и другие замечательные игроки. Благодаря тренерскому таланту Кляйна, сложился коллектив, который показывал самобытный баскетбол, вновь и вновь удивляя соперников.
О знаменитом матче с московскими армейцами можно писать бесконечно – игра эта привлекла тогда внимание не только, как спортивный поединок двух принципиальных соперников, но и своей нескрываемой политической подоплекой. Тем весомее оказался для Израиля результат противостояния. У армейцев в том сезоне была очень сильная команда, которая считалась фаворитом турнира. Сергей Белов и Анатолий Мышкин, Станислав Еремин и Андрей Лопатов, Алжан Жармухамедов и Сергей Тараканов, Валерий Милосердов и Евгений Коваленко – какие имена! ЦСКА был базовым клубом советской сборной – чемпиона мира 1974 года и серебряного призера мирового первенства 1978-го. Групповой турнир Евролиги армейцы провели блестяще, и до встречи с «Маккаби» не знали поражений. Играть в Израиле советским клубам было в ту пору запрещено, и эта встреча состоялась в бельгийском городке Витрон. Гигант тренерской мысли Александр Гомельский и руководимая им команда выглядели после финального свистка главного арбитра растерянными. Того, что произошло на площадке, они явно не ожидали. Счет встречи говорит сам за себя — – 91:79.
Несколько слов о том, что происходило за кулисами этой игры. Команды поселились в одной гостинице, но при этом не общались между собой. И дело тут было не в языковом барьере. Советских баскетболистов постоянно сопровождали несколько человек в штатском (нетрудно догадаться, из какого ведомства). Несколько раз игроки двух клубов сталкивались в столовой, но лишь обменивались, не приближаясь, при этом друг к другу, дружескими возгласами.
Лучшим на площадке в тот незабываемый для еврейских спортсменов вечер был 23-летний нападающий Мики Беркович. Тысяча израильских болельщиков сумела попасть на эту игру, после которой израильтяне пустились в пляс, откупоривали шампанское и скандировали речевку, которая до сих пор не забыта: «У-а, ма кара? ЦСКА ахла ота», что в вольном переводе с иврита на русский означало: «У-а, что случилось? ЦСКА «обломилась» (здесь нужно пояснить: в иврите все названия команд – женского рода). А что творилось в ту ночь в Тель-Авиве – нужно было видеть…
7 апреля 1977 года в финале «Маккаби» в невероятном поединке одержал победу над клубом из Варезе 78:77, впервые в своей истории завоевав Кубок европейских чемпионов. Настраивая ребят на эту встречу, Ральф Кляйн говорил им так: «Кто в Италии болеет за «Мобилджирджи»? Городок Варезе, почти деревня, и все. А за вами – страна, все – за вас, как за братьев родных, так уж не подведите, порадуйте Израиль!» В составе того «Маккаби» было несколько легионеров, но они понимали наставника и без перевода. Победа стала бенефисом Ральфа Кляйна. Сто тысяч человек встречали победителей в аэропорту имени Бен-Гуриона, а артист и режиссер Ури Зоар (ставший впоследствии раввином) выкрикивал в микрофон, срывая не только связки, но и пуговицы со своей рубашки: «Слава «Маккаби»! Слава нашим парням! Слава Ральфу! Слава Израилю!», и мощный хор повторял: «Слава! Слава! Слава!»
Но, как справедливо указывал Оноре де Бальзак, «Слава — товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо». После громкой победы все ждут от команды новых взлетов, а от тренера – только успехов. Но ведь Кляйн возглавлял не только «Маккаби», но и сборную, а выиграть с нею европейское первенство было почти невозможно. В 1979 году Ральф довел команду на чемпионате Европы до финала, причем по пути были обыграны очень сильные соперники – чехи, югославы, испанцы. При этом в составе сборной Израиля не было ни одного баскетболиста с натурализованным гражданством – все свои, уроженцы Израиля, старожилы и относительно новые репатрианты. В финале израильтяне уступили советской сборной, которой руководил все тот же Александр Гомельский. Телекомментатор Нина Еремина, в прошлом сама баскетболистка, ведя прямой репортаж о ходе этой встречи, умудрилась ни разу в своем комментарии не произнести слова «Израиль». Не единого раза! Как только она не изощрялась при этом, скорее всего, не перестраховываясь, а выполняя полученную «сверху» установку: называла израильских спортсменов то соперниками, то противниками…
Но продолжим рассказ о Кляйне, чье тренерское дарование было, несомненно, от Бога. Некоторые знаменитости, выступавшие под его началом, обладали непростым характером, тем не менее Ральф, проявляя терпение, находил к каждому подход. Своего наставника обожали игроки всех поколений, с которыми ему довелось работать, и это говорит о многом. «Именно он, как нам казалось, сочинил эту игру, да и нас всех придумал тоже он, и я лично обязан всем, чего достиг, ему», — так отозвался о Ральфе Кляйне выдающийся израильский баскетболист Мики Беркович.
В 1980 году Кляйн во второй раз довел «Маккаби» до финала Кубка европейских чемпионов. На этот раз, правда, заветный трофей завоевать израильтянам не удалось – «Маккаби» уступил в достойной борьбе мадридскому «Реалу» 85:69. Со сборной Израиля Ральф продолжал работать до 1983 года, а потом, неожиданно для многих, дал согласие отправиться в Германию – тренировать кельнский «Сатурн» и сборную этой страны. Для человека, пережившего Холокост, потерявшего в нем отца, это решение выглядело странным, и Кляйна в Израиле не поняли. «Как еврею, мне было нелегко принять это решение, — разъяснял Ральф, — но мысль о том, что Германии понадобился еврейский наставник из Израиля, сделала свое дело». Кляйн поработал в «Сатурне» два года, а в сборной ФРГ – четыре. Результатом стало восьмое место на Олимпиаде в Лос-Анджелесе и пятое на европейском первенстве. В 1985-м Ральф был признан в Германии баскетбольным тренером года, а в 1986-м – лучшим тренером по всем видам спорта.
Потом Ральф Кляйн еще на один сезон возглавил тель-авивский «Маккаби» и в третий раз дошел с ним до финала Евролиги. Там «Маккаби» не сумел одолеть итальянский «Милан». С 1988 года Кляйн занимал ответственную должность главного тренера всех израильских сборных, оставаясь на этом посту до 1991-го, когда он принял под свое руководство тель-авивский «Апоэль». И в том сезоне команда завоевала Кубок Израиля. В общей же сложности за свою карьеру прославленный тренер выиграл со своими подопечными 13 Кубков страны и 12 чемпионатов. Последние титулы были завоеваны им в 1995-м. В 1996-м его признали лучшим наставником тель-авивского «Маккаби» за всю историю этого клуба.
Последним же в его тренерской карьере стал «Маккаби» из Нетании. Под руководством Ральфа Кляйна команда эта поднялась из национальной в высшую лигу израильского баскетбола. В 1997-м Кляйна признали лучшим тренером Израиля за все годы существования еврейского государства.
Но и тренерам приходит время покидать большой спорт. Впрочем, и после этого неутомимый Ральф продолжил работать – теперь уже с юными спортсменами. Под его руководством команда девочек из школы «Хадасим» выигрывала чемпионаты и завоевывала Кубки Израиля, а сборная колледжа имени Рупина первенствовала в студенческом чемпионате страны. С 1995 по 2000 годы Кляйн также преподавал в Институте физической культуры и спорта имени Вингейта, ведя, в частности, курсы по подготовке баскетбольных тренеров. Выступал он и в качестве приглашаемого спортивного комментатора на Израильском телевидении. В 2004 году Ральфу Кляйну предоставили право в числе семи знаменитых граждан Израиля зажечь один из факелов на церемонии празднования 56-й годовщины провозглашения независимости еврейского государства.
В 2006-м Ральфу Кляйну была вручена Национальная премия Израиля «За заслуги и достижения в области культуры и спорта». Кляйн поднялся на подиум и с благодарностью принял эту награду за дело всей своей жизни. Взошел, будучи тяжело больным: за два года до этого у него выявилось онкологическое заболевание. После серии перенесенных им сложных операций и химиотерапевтических процедур врачи обнадежили его, сказав, что он может возвращаться к нормальной жизни. И Ральф вернулся в спортивный зал одного из интернатов близ Нетании, а во время школьных каникул повез свою семью в Будапешт. Решил показать самым близким ему людям, где он жил, как с матерью и другими родными спасался от нацистов. Привел Кляйн свое семейство и на открытую площадку, сохранившуюся между кирпичными домами, на которой он начинал играть в баскетбол…
Казалось, в поединке с тяжелым недугом, Ральф сумеет окончательно победить. 25 мая 2008 года 1200 представителей израильского спорта, политиков, общественных деятелей, журналистов и болельщиков присутствовали на вечере, проведенном в честь знаменитого игрока и тренера. Мероприятие организовал Фан-клуб «Маккаби». Прошло оно в одном из залов торжеств под Нетанией. Участие в нем приняли известные в прошлом баскетболисты – звезды НБА: доктор Джей (Джулиус Ирвинг) и Рик Барри, испанец Хуан Антонио Корбалан, итальянец Луиджи Марзоратти. Мики Беркович подчеркнул тогда, подойдя к микрофону, что «Кляйн – тот человек, который заложил краеугольный камень отечественного баскетбола и которому все присутствующие израильские спортсмены обязаны своей карьерой».
А в августе того же года Ральф Кляйн скончался в возрасте 77 лет в больнице «Шиба» (Тель а-Шомер). Кинорежиссер Эран Риклис три года спустя после этого осуществил постановку художественного фильма о судьбе Ральфа. Автором сценария стал зять Кляйна — Гидон Мером, причем работать над ним он начал еще при жизни тестя. Мером рассказывал, что делился с Ральфом ходом своей творческой работы, и Кляйн спорил с ним по поводу некоторых эпизодов – до тех пор, пока не находились компромиссные решения. Картина вышла в прокат под названием «Плей-офф» и демонстрировалась с большим успехом. В главной роли снимался американский актер Джон Хьюстон.
Друзьям Ральф запомнился своей жизнерадостностью и оптимизмом. Он был отзывчив и доброжелателен, но решителен и тверд, когда того требовали интересы дела. За всю жизнь человек этот ни разу не злоупотребил своим огромным и заслуженным авторитетом. Многие помнят о его кулинарных пристрастиях: он обожал пирожные с кремом и горький шоколад. Ему, кроме того, нравились острые приправы и соления.
Сохранились кинокадры, сделанные в последние недели его жизни. «Чего вам более всего не хватает?» — поинтересовался тогда репортер, побывавший у Кляйна в гостях. «Венгерского супа-гуляша, посыпанного крепким перцем», — честно признался Кляйн (понятно, что такого рода пища ему была, по понятным причинам, противопоказана).
А еще было известно, что он коллекционировал часы. Но перестал ими интересоваться, когда стрелки на них стали показывать не который час, а сколько осталось…
"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")
https://www.isrageo.com/2018/02/22/lacrosenetanya/