Кое-что о детской логике
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Ирина СВИРИДОВА, Хайфа
Моему правнуку Вадичке Быстревскому идёт шестой год. Мальчик заметно подрос, однако, видимо по совету Максима Галкина, взрослеть не спешит. Об этом он как-то высказался и сам. Произошло это во время драматической физиологической процедуры — кормления ребёнка. Моим главным убеждающим посылом было утверждение, что чем больше и быстрее ребёнок будет есть, тем скорее он станет большим взрослым человеком. И вдруг вся моя логическая конструкция рухнула перед бесхитростной фразой ребёнка:
— А мне нравится быть ребёнком.
— Это почему же? — изумилась я.
— Это потому что ребёнкам не надо рано утром идти на работу, и ещё потому, что ребёнкам дарят много подарков.
По первому доводу моего оппонента я ещё кое-как могла возражать, но против второго довода я была бессильна. Тем более что Вадик был просто помешан на подарках. И, хотя полквартиры уже было завалено игрушками, в сознании мальчика всегда находилось место для новой мечты, которую он настойчиво пропагандировал, внедрял в сознания окружающей его массы родственников и знакомых. И, когда идея-мечта мальчика, овладевала этой массой, в её среде вызревала реальная сила, которая по известной схеме К.Маркса воплощала мечту мальчика в реальность, то есть вожделенный подарок. С этим подарком ребёнок бегал по квартире, демонстрируя своё приобретение, вызывая в ответ восхищенные отзывы. Правда, иногда в выражении восторга прадедушка Слава перегибал палку, восклицая: «Вадичка! Дашь мне поиграть этой игрушкой?!». На что ребёнок сухо произносит: «Я подумаю…».
Затем Вадик обычно подходил ко мне и говорил с укоризной: «Ира, ну купи ты Славе какую-нибудь игрушку, чтоб он ко мне не приставал». Я и, правда, как-то подарила Славе мячик, но он вскоре перекочевал в сокровищницу ребёнка. В расширении этого арсенала мальчик проявлял удивительную изобретательность и дипломатический подход. Он, например, подходил ко мне и говорил:
— Ира! А ведь правда, что моя бабушка Лера твоя дочка?
— Правда…
— И ты ее любишь?
— Конечно, люблю.
— И ты бы хотела ее почаще видеть?
— Хотела бы…
— Так чего сидим, кого ждём? — явно использовалась услышанная где-то фраза, — Звони Лере, приглашай в гости.
Или иногда Вадик заводил разговор о другой моей дочке: «Ира, что-то к нам Наташа давно не заходила. Давай позвоним ей, скажем, что соскучились, хотим увидеться».
Мальчик хорошо понимал, что визит родственников будет сопряжён с каким-то подарком.
С введением карантина в связи с коронавирусом, жизнь ребёнка заметно поскучнела. С его энергией ему тесно в четырёх стенах. Однажды, он уговорил свою маму взять его в соседний магазин. Мама согласилась, но только при условии, что он ни по дороге в магазин, ни в магазине ни к чему не будет прикасаться руками. Можно представить как этому живчику было трудно удержаться в рамках договора, но он все условия выполнил. Когда после улицы мыли руки, Вадик спросил: «Мама, а дома можно что-то руками трогать?»
— Дома можно, — ответила Мама.
— Уф, — выдохнул ребёнок, — как хорошо, что мы уже дома…
Недавно Вадичка рассказал мне ещё об одной причине, почему он не спешит стать взрослым. Чтобы быть взрослым, считает он, — надо курить…
Я, конечно, постаралась его разубедить. Прочитала целую лекцию на тему «Курить — здоровью вредить». Привела в пример несчастную лошадь… А тут в комнату слегка прихрамывая, вошёл Слава. Ещё одна иллюстрация…
— Вот видишь, — сказала я Вадику, — Слава сейчас не курит, но раньше он курил, потому сейчас у него ножки болят, трудно ходит…
Ребёнок мгновенно перевёл взгляд со Славы на меня и произнёс:
— Что-то вижу, что и ты раньше тоже курила.
Он был не прав, но разрушать его логику не хотелось.