Карабах раздора

0

Масштабные боевые действия, начавшиеся на минувшей неделе в Нагорном Карабахе, привлекли внимание всего мира. Израиль не стал исключением, и дело не только в том, что в нашей стране проживает немало выходцев из Азербайджана и есть солидная армянская община. Азербайджан является важнейшим партнером еврейского государства в сфере безопасности и военно-технического сотрудничества, причем значимость этих отношений невозможно переоценить

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Вкратце о связях Израиля с обеими странами.

Отношения Иерусалима и Баку покрыты достаточно плотной завесой тайны. Выделить же стоит два аспекта: Азербайджан — один из крупнейших покупателей израильского оружия, от стрелкового до сторожевых кораблей и оперативно-тактических ракет "Лора" дальностью до 430 км. О приобретении многих систем становится известно от азербайджанцев, демонстрирующих израильское оружие публично. В конце 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что с Израилем подписаны соглашения в сфере военно-технического сотрудничества на сумму в 5 млрд долларов. С тех пор, конечно, отношения развивались и заключались новые сделки. Крупнейшей же разовой сделкой был контракт Баку с концерном "Аэрокосмическая промышленность" ("Таасия авирит", IAI) финансовым объемом 1.6 млрд долларов на целый спектр различных видов вооружений.

Для Азербайджана Израиль является важнейшим источником самого современного оружия, в том числе и потому, что страны Запада наложили на Баку эмбарго. Немало вооружений азербайджанцы приобретают и в России, что, на мой взгляд, зачастую продиктовано не необходимостью, а желанием поддерживать близкие отношения с Москвой. Позиция Кремля в этом смысле цинична даже по самым "высоким" стандартам: прекрасно зная, против кого это оружие будет использоваться, Россия не отказывается продавать его Азербайджану. Ну, а армяне, которые считаются не просто партнером, а близким союзником России – и одновременно мишенью для этого оружия, — получают российские системы вооружений бесплатно или на очень льготных условиях.

Еще один важнейший аспект израильско-азербайджанских отношений — это Иран. И именно здесь почти все под секретом, а многие публикации на тему – попросту ничем не подкрепленные слухи. Однако факт, что Азербайджан граничит с Ираном, который видит в нем угрозу, говорит за себя. Азербайджанцы по происхождению тюрки и этнически очень близки к Турции. Однако в отличие от турок, подавляющее большинство граждан постсоветского государства относятся к шиитской ветви ислама. Как и соседний Иран, в северной части которого проживают десятки миллионов этнических азербайджанцев, к каковым, кстати, принадлежит духовный лидер страны Али Хаменеи. Тегеран опасается в первую очередь сепаратизма в местах проживания собственных азербайджанцев и во многом поэтому поддерживает достаточно тесные отношения с христианской Арменией — такой вот парадоксальный пример прагматизма аятолл. Сегодня именно через Иран в Армению поступают военные грузы из России, поскольку ни Грузия, ни союзная Баку Турция (еще один важнейший поставщик оружия Азербайджану) транзит для них не предоставляет.

Стоит также особо отметить, что торговля оружием для израильского ВПК — это не просто суммы, прописанные в контрактах. Зачастую благодаря этим поступлениям различные компании остаются на плаву, а в ряде других случаев получают возможность сохранять или развивать важнейшие направления и компетенции. Можно с полной ответственностью утверждать: без сотрудничества с Азербайджаном некоторые значимые для ЦАХАЛа и экспорта системы либо не появились бы вовсе, либо появились заметно позднее.

Факт, что значительная часть вооружения азербайджанских ВС имеет израильское происхождение, привлекает дополнительный интерес к карабахскому конфликту, как бы цинично это ни звучало. Причем боевые действия — в зависимости от их результата — могут служить для нашего оружия и рекламой, и антирекламой.

Кстати, благодаря специализированным ресурсам, отслеживающим полеты гражданской авиации, ряд пользователей интернета обратили внимание на то, что в преддверие и во время боевых действий в Нагорном Карабахе, на военной авиабазе "Увда" возле Эйлата садились и взлетали транспортные азербайджанские ИЛ-76…

Наконец, в гражданской сфере Азербайджан — один из наших крупнейших импортеров нефти.

В отличие от Баку, с Ереваном Иерусалим в военно-технической сфере не сотрудничает. Причины: отсутствие у армян средств и нежелание портить отношения с Азербайджаном. В целом, несмотря дипломатические отношения и определенные торговые связи, отношения между Израилем и Арменией можно назвать прохладными. Важнейшим фактором в двусторонних связях является отказ официального Иерусалима признать геноцид армян в Турции. Продиктовано это сугубо политическими соображениями, а именно — нежеланием портить отношения с Анкарой (особенно тогда, когда они еще были дружескими) и Баку.


После довольно масштабного витка эскалации, инициированного Азербайджаном в 2016 году, когда Баку осуществил попытку вернуть хотя бы малую толику потерянных в ходе карабахской войны земель, повторение чего-то подобного ожидалось. Огромные средства, вкладываемые в вооруженные силы, и жесткая риторика иногда даже против воли толкают на действия. Действительно, нельзя же более четверти века твердить об освобождении оккупированных земель и вкладывать многие миллиарды в армию, но при этом ничего не предпринимать. Народ не поймет. С другой стороны, народ не поймет и провала. Поэтому следует быть предельно острожным в поступках, и до сих пор Ильхаму Алиеву это удавалось – 2016-й тому пример.

Напомню, что по результатам войны под контроль Армении попал почти весь Нагорный Карабах и еще примерно вдвое большие территории собственно Азербайджана: целиком или частично семь районов страны. Эти земли принято называть "поясом безопасности " непризнанного Нагорного Карабаха (Арцаха), а в будущем, возможно, они станут разменной монетой Армении на мирных переговорах. Именно этот "пояс" и стал основной ареной боев последних дней. Сразу отмечу, что заявки обеих сторон касательно потерь противника по традиции слабо соответствуют реалиям, а иногда и весьма значительно противоречат им. Стоит учесть и серьезную информационную блокаду. Поэтому на первом этапе разобраться в том, что происходит на фронтах, очень непросто.

Достаточно очевидно, что нынешний виток был инициирован Баку. Так, в течение сентября озвучивалась информация о призыве резервистов в этой стране и активных перемещениях воинских подразделений. Дошло до того, что 21 сентября, американское посольство предупредило своих граждан о возможной угрозе их безопасности.

Азербайджанское наступление, сопровождавшееся мощным огневым ударом, осуществлялось синхронно на ряде участков. Несмотря на туман войны, не рассеявшийся на момент написания этих строк, понятно, что некоторые успехи на первом его этапе достигнуты. Однако ничего не говорит о том, что действия Азербайджана носили по-настоящему стратегический характер. Судя по ряду признаков, крупной наступательной операции, призванной вернуть значительную часть "пояса" и Нагорного Карабаха, нет. Вероятно, Баку ставит своей целью "маленькую победоносную войну" с более ощутимыми территориальными приобретениями, чем в 2016 году. Какими? Ну, это уж как пойдет.

Вооруженные силы Азербайджана многочисленнее, чем таковые Армении и Арцаха (по сути, часть армянских ВС), и оснащены более современным оружием. Однако важно иметь в виду, что противостоит им достаточно сильная и мотивированная армия, которая почти тридцать лет готовилась к обороне в очень удобной для себя местности. Факт, что благодаря Израилю, Турции и России Азербайджан обладает серьезным потенциалом огневого поражения (чего только стоят многочисленные разведывательные и ударные БПЛА, управляемые ракеты, барражирующие боеприпасы и т.д.), совершенно не означает, что его армия готова успешно штурмовать горные эшелонированные укрепрайоны, обороняемые стойким и, кстати, неплохо снабжаемым Россией противником. А полноценной боевой авиации в западном понимании у Азербайджана нет. Вести в таких условиях войну, в которой на карту ставится все, Баку нецелесообразно. Тогда как периодические и хорошо подготовленные локальные операции могут принести успех, который со временем по совокупности, возможно, примет серьезные масштабы.

На южном участке фронта местность менее гористая и более удобная для наступающих, но настоящий экзамен азербайджанской армии придется держать в горах.

Впрочем, все может поменяться в зависимости от поведения основных региональных игроков — России и Турции. Военное вмешательство последней (29 сентября Ереван утверждал, что перебазировавшийся в Азербайджан турецкий F-16 сбил армянский штурмовик Су-25 над Арменией) при пассивности России может стать для Еревана фатальным. С другой стороны, хотя в Москве не в восторге от пришедшего к власти в Армении на волне "бархатной революции" прозападного премьер-министра Никола Пашиняна, трудно представить, что Кремль "кинет" одного из своих малочисленных союзников. Тем более что, заняв пост главы правительства и понимая полную зависимость Армении от России, Пашинян вынужден следовать в русле ее политики. Москва продолжает оказывать Еревану военную помощь и в противовес Турции сохраняет в Армении свою военную базу. Кстати, буквально недавно Армения получила от России четыре истребителя Су-30.

Судя по многочисленным видеосвидетельствам с мест событий и признаний Еревана, стороны несут значительные потери. И если армянам здорово достается от БПЛА, барражирующих боеприпасов и управляемых ракет, то продемонстрированные успешные удары по азербайджанским военным наносились с земли — более старомодными методами.

Многие эпизоды — например, когда под огонь на ровной, как ладонь, местности попадали наступающие колонны азербайджанцев, или очевидно полное отсутствие маскировки от воздушных атак и наблюдения у армян, — вызывают сомнения в профессионализме некоторых военных сторон. Однако вопросов слишком много, а ответы на них, хотя бы частично, можно будет получить, лишь когда развеется пресловутый туман войны.

[nn]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий