Главной ударной силой в нынешнем противостоянии с ХАМАСом стала боевая авиация. Бомбы, ракеты, беспилотные летательные аппараты — все обрушилось на головы террористов. Корреспондент "Новостей недели" Яков Зубарев попросил прокомментировать действие израильского оружия в боевых операциях специалиста оборонной промышленности Юрия Магнера
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
— Общеизвестно, что Израиль является одним из мировых лидеров в области разработок и производства беспилотных летальных аппаратов. Статус нашей страны в этом отношении никем не оспаривается. Израиль производит БПЛА самого разного назначения и размеров — от небольших разведывательных дронов до боевых беспилотников. На наших дронах установлена высокочувствительная видео- и радиоаппаратура, позволяющая в режиме реального времени и в течение многих часов поставлять разведывательную информацию высочайшего качества. Есть аппараты, несущие на себе боевой заряд, — например, противотанковый или осколочно-фугасный, предназначенный для уничтожения конкретной цели. В сущности, это беспилотник-камикадзе: находящийся на пункте управления оператор видит посредством установленной на дроне камеры цель и атакует ее. Дрон при этом самоуничтожается.
Ударные БПЛА — это, по сути, боевой самолет, только управляемый не пилотом, а наземным оператором. Он может нести на себе ракетную или бомбовую нагрузку, может быть оснащен стрелковым оружием. Этот многофункциональный БПЛА предназначен для атаки на крупные объекты врага, на большие скопления людей и боевой техники, на инфраструктурные объекты, включая подземные бункеры. Некоторые способны вести боевые действия в автономном и полуавтономном режиме.
Война дронов
Разработкой и производством БПЛА в Израиле занимается несколько оборонных предприятий, а их числе "Эльбит", концерн "Авиационная промышленность" и ряд других. Внутренняя конкуренция между ними, конечно же, существует, но преобладает все-таки кооперация, что позволяет оснащать беспилотники наиболее эффективными системами.
Прежде чем обратиться к ситуации в Газе, я попросил собеседника вернуться к недавним событиям в Нагорном Карабахе, где ряд наших разработок прошел, так сказать, боевое крещение.
— Я не располагаю данными о том, какие именно беспилотники и в каком количестве Израиль поставлял Азербайджану. Эта страна начала закупки израильских вооружений задолго до недавнего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. При заключении торговых сделок, связанных с оружием, ответственность за его использование лежит на покупателе. Рынок вооружений подчиняется законам конкуренции, у покупателя есть выбор, и если не продадите вы, то кто-то другой с удовольствием это сделает. Если продажа вооружений не нарушает международных правил, то это такой же бизнес, как и многие другие.
— По сообщениям в прессе, Азербайджан высоко оценил надежность и эффективность израильского оружия.
— Судя по многочисленным видеозаписям, опубликованным азербайджанским минобороны, беспилотники стали в недавнем конфликте с армянской стороной одним из главных визуальных символов. Мы видим на кадрах, как дроны-камикадзе уничтожают цели, буквально падая на них сверху и взрываясь. Один из военных экспертов, аспирант Королевского военного колледжа в Лондоне Роб Ли рассказал Русской службе Би-би-си, что главным отличием в применении дронов в ходе недавнего обострения конфликта в Нагорном Карабахе стало использование ударных беспилотников с ракетно-бомбовым вооружением. Не могу не отметить, что израильские разработчики особо дорожат своей репутацией в плане надежности. Например, выяснилось, что во время боевых действий у нескольких наших ракет обнаружились проблемы с запуском. Азербайджанская сторона не предъявляла никаких претензий, справедливо считая, что когда из нескольких тысяч ракет не срабатывает пара десятков, это вполне допустимо и не влияет на общие характеристики оружия. Тем не менее, израильские специалисты не пожелали оставлять данный факт без внимания и вылетели в Баку для проверки. При детальном расследовании выяснилось, что во время загрузки ракет на пусковую установку были допущены нарушения в инструкции, в результате чего была повреждена внутренняя электрическая связь ракет. Система идентифицировала неисправность и это, естественно, отразилось на возможности запуска.
Армяне обижены на евреев
— То есть, производитель не виноват?
— Совершенно точно. Кстати, надежность касается также точности попадания в цель. Ракета корректирует свою траекторию к цели самостоятельно, учитывая многие факторы — порывы ветра, плотность воздуха, давление и тому подобное. Оператор не может изменить ее по одной простой причине — ракета летит с огромной скоростью, несколько сотен метров в секунду, и человек просто не успевает отреагировать на ее возможные отклонения. Стоит заметить, что все израильские системы, особенно ракеты класса "земля-земля", достаточно просты в эксплуатации. Для управления ими не нужно иметь академического образования: хорошо обученный солдат справится достаточно неплохо.
— Мы достигли заметных высот в развитии ракетной и беспилотной техники. Есть куда двигаться дальше? Над чем работают сегодня наши оборонщики?
— Как и другие отрасли национального хозяйства, оборонная промышленность находится в постоянном развитии. Трудно представить, сколько идей, поданных нашими разработчиками, ожидают реализации. С появлением новых технологий совершенствуются системы вооружений, системы получения и обработки разведывательной информации. Например, камеры наблюдения с высочайшей резолюцией и заложенные в них программы созданы на гражданских предприятиях, но их охотно берут на вооружение силы безопасности. С помощью новых технологий были, к примеру, обнаружены и уничтожены на днях многокилометровые туннели в Газе. Еще совсем недавно способность обнаружения и проникновения на большую глубину без нанесения существенного ущерба окружающим объектам была весьма ограничена, а сегодня это реальность: в ходе операции против "метро" боевиков были задействованы уникальные системы наведения и мощные высокоточные бомбы, которые свели на нет многолетний труд ХАМАСа, похоронив под завалами земли и бетона немало террористов.
— Между тем, как показывают нынешние обстрелы наших населенных пунктов, и они достаточно продвинулись в использовании ракетной техники…
— Действительно, террористические группировки Газы накопили значительный потенциал ракет. Но это в основном ракеты типа "Град" советского производства. Они долгое время лежали мертвым грузом на складах, и когда появилась возможность, ХАМАС закупил их тысячами за гроши. По разным оценкам, ракетный арсенал организации достигает от 14 до 20 тысяч единиц, все они разного класса и дальности. Самые простые имеют дальность полета 7 километров, ими ХАМАС обстреливает приграничную территорию. Ракеты дальностью 20-25 километров летят на Ашкелон и Ашдод. Оба этих класса ракет очень просты в эксплуатации: для них не нужны сложные пусковые установки, достаточно куска швеллера, чтобы два человека запустили ракету. Хранят их в обычных подвалах, быстро вытаскивают, быстро запускают и быстро скрываются. Имеется также небольшое количество ракет повышенной дальности, способных долетать до Холона и Ришон ле-Циона. А вот ракеты, достигающие до Тель-Авива и других городов Гуш-Дана, хамасовцы производят сами по иранской технологии. Это ракеты большего диаметра и с более весомой боеголовкой. Такая ракета разрушила в 2012 году во время операции "Огненный столп" многоквартирный дом Ришоне. Их арсенал составлял несколько сотен, часть хамасовцы уже использовали. Проблемой для них в данном случае является то, что пусковая установка тотчас засекается нашими службами, и укрыть ее от уничтожения практически невозможно. Поэтому при наличии ракет использовать их все сложнее.
Что же касается производств, занимающихся выпуском этих ракет, то хамасовцы, как известно, специально размещают их среди жилых построек, что затрудняет действия наших ВВС. Поэтому мы и вынуждены при планировании очередного удара предупреждать жителей о том, чтобы они покинули свои дома. Пусковые установки террористы размещают, как правило, вблизи гражданских объектов — школ, детских садов, больниц. Мы видели опубликованное в социальных сетях видео, где слышен голос израильского оператора: "Отмените атаку — на месте находятся дети!" Защищая себя, нам приходится действовать с хирургической точностью.
БПЛА там правят бал