О том, что выплата бюджетных пенсий отставным судьям и другим госчиновникам составляет значительную часть расходной статьи госбюджета, пишется много и давно. Несколько месяцев назад грянул скандал вокруг выплаты таких пенсий давно уже покойным профессорам университетов. А вот вам еще одна история, которая наглядно показывает, с какой легкостью "Битуах леуми" и Управление по госпенсиям разбазаривают казенные деньги
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Ян СМИЛЯНСКИЙ
Начинается она с того, что в 2014 году на 58-м году жизни скоропостижно скончался зампредседателя мировых судов Северного округа Мордехай Надель. На пост судьи он заступил в 1998 году и за 16 лет сумел заработать более чем приличную бюджетную пенсию. После смерти судьи встал вопрос о том, кто должен наследовать его пенсию. Дело в том, что в 2008 году Мордехай Надель развелся с женой, а вскоре у него появилась подруга, которую "Битуах леуми" признал гражданской супругой ("едуа бэ-цибур") и постановил, что ей полагается часть его пенсии. Обе женщины обратились в упомянутое выше управление, и его руководитель — отставной судья Мордехай Шпицер принял "соломоново решение": поскольку бывшая супруга судьи прожила в браке с ним 17 лет, ей полагается 33% его пенсии, а гражданской жене, бывшей спутницей судьи 6 лет, — 17%. Еще 25% пенсии должны выплачиваться в качестве алиментов двум несовершеннолетним детям покойного Ниделя, оставшиеся 25% — совершеннолетнему сыну.
Судья Шпицер явно хотел умиротворить стороны, но его решением оказались недовольны все: и бывшая жена покойного, и его старший сын, и подруга. Все они настаивали на том, что их доля в наследуемой пенсии должна быть увеличена. Супруга — на основании того, что оказалась в крайне бедственном материальном положении. Подруга — по убеждению, что сумма пенсии должна быть поделена поровну между нею и бывшей. Сын — исходя из того, что подруге отца ничего не полагается, поскольку никакой гражданской женой она не была.
Иск по данному делу дошел до Верховного суда. И судья Эльяким Рубинштейн обратил внимание на доводы сына покойного судьи: отец никогда не жил с так называемой подругой, все годы после развода продолжал обретаться в своем доме в кибуце Шнир на севере страны, а она — в Тель-Авиве, где они время от времени встречались. И расстояние между двумя населенными пунктами превышает 100 км. Слова молодого человека подтвердили свидетели. Судья Рубинштейн пришел к выводу, что "Битуах леуми" ошибся, признав женщину гражданской женой, и постановил следующее: бывшей супруге положено лишь 17% бюджетной пенсии судьи, любовнице вообще ничего, а остальные деньги должны выплачиваться в качестве алиментов его детям, но только до достижения ими 20 лет. Таким образом, пишет экономический обозреватель газеты "Маарив" Эли Ципори, суд признал, что в течение почти семи лет подруга и бывшая супруга покойного получали деньги незаконно. В связи с этим было бы логично судье Рубинштейну внести в судебное постановление требование об их возврате.
В постановлении Верховного суда этот вопрос был поднят, но подчеркивается, что речь идет об "особом случае", и суд оставляет вопрос о возврате денег на рассмотрение "Битуах леуми". И что вы думаете?! Ведомство национального страхования не только продолжило по инерции еще несколько месяцев выплачивать дамам не полагающиеся им деньги, но и решило "из гуманных соображений" отказаться от их возврата.
Но ведь речь, пишет Ципори, идет о многих тысячах шекелей, которые были выплачены отнюдь не из карманов судей Верховного суда или чиновников "Битуах леуми". Нет, это наши общие деньги, и было бы неплохо вернуть их в казну, особенно в столь непростое для государства время. "Мы все хотим справедливости. Мы все за гуманизм. Мы все понимаем важность этих ценностей. Но если справедливость и гуманизм реализуются за счет государственных средств, то это уже совсем другая история. Представьте себе рядового обывателя, который по ошибке получил какие-то деньги от государства. Закон требует, чтобы деньги были возвращены, но Верховный суд, по сути дела, отказался от их взыскания, мотивируя это некими "особыми обстоятельствами". Но можете быть уверены: в Израиле есть сотни тысяч таких "особых случаев" с "особыми обстоятельствами", однако ни в одном из них государство не отказалось от возврата ошибочно выплаченных денег", — пишет Эли Ципори.
Жизнь подтверждает справедливость этих слов: недавно к нам в руки попала история пожилой русскоязычной пары, которая, по утверждению "Битуах леуми", последние десять лет жила вместе, но каждый получал социальное пособие как одиночка. Оба они, кстати, успели поработать в Израиле, но на пенсию так и не заработали. И хотя оба утверждают, что съехались совсем недавно, полноценные супружеские отношения не поддерживали, а "Битуах леуми" опирается на ложные данные, это отнюдь не мешает Ведомству национального страхования взыскивать с них деньги, поставив двух людей, которым уже за 80, на грань абсолютной нищеты…
Впрочем, об этом мы поговорим в следующий раз.