Эротика с лесбийским уклоном в "Дневнике Анны Франк" возмутила бразильских родителей. По злой иронии судьбы выдать девочку могла не теоретическая, а вполне практикующая лесбиянка, еврейская коллаборационистка Анна «Анс» Ван Дейк
Более 90% родителей учеников седьмых классов расположенной в Сан-Паулу школы, принадлежащей сети Escole Mobile, заявили школьной администрации протест в связи с содержанием "Дневника Анны Франк", используемого как пособие по английскому языку.
Причиной этого стала новая редакция дневника погибшей в Холокосте девочки-подростка, пишет NEWSru.co.il. В книгу вернули фрагменты, исключенные в свое время отцом Анны как неподобающие. В них есть объемные описания женских гениталий, а также признание в том, что Франк тянуло к девушкам.
"Мы понимаем важность книги Анны Франк для изучения Холокоста. Но мы против того, чтобы 12-летние дети изучали версию с неподобающим сексуальным содержанием. Оно отвлечет школьников от главной темы книги – самого Холокоста", — цитирует издание Revista Oeste обращение родителей.
Школа в ответ сообщила, что книга рекомендована в качестве учебного пособия по английскому языку для седьмых классов как UNICEF, так и Фондом Анны Франк. Отмечается, что издатель предназначает ее для детей 8-12 лет. Школа также сообщает, что наследие должно сохраняться без купюр.
* * *
Еврейская девочка Анна Франк завела дневник 12 июня 1942 года, в день своего 13-летия, и вела его на протяжении двух лет — пока ее семья скрывалась в убежище.
Не были опубликованы две страницы, которые сама Анна заклеила плотной коричневой гуммированной бумагой, отклеить которую было невозможно, не испортив дневник.
В 2016 году, во время плановой проверки состояния дневника, исследователи решили использовать новые технологии и попробовать рассмотреть текст, спрятанный под слоем клейкой бумаги. Для этого страницы сфотографировали, подсветив сзади, а затем изображение обработали на компьютере. Вся работа заняла два года, пишет litcult.ru.
Ученые смогли «увидеть» весь ранее неизвестный текст: оказалось, что на скрытых страницах дневника Анна Франк размышляла о сексе, а также пересказывала шутки, услышанные ей от взрослых.
«Я использую эту испорченную страницу, чтобы записать „неприличные“ шутки», — говорится в дневнике.
Всего на страницах, заклеенных гуммированной бумагой, она написала четыре шутки и 33 строчки о сексуальном образовании и проституции. Еще пять фраз были ей зачеркнуты.
Записи датированы 28 сентября 1942 года; к этому моменту Анна Франк и ее семья уже два месяца скрывались от нацистов. В тот день рабочие ремонтировали туалет под комнатой, где пряталась семья Анны Франк, и девочке и ее близким нужно было вести себя очень тихо.
Весь день Анна писала: обращалась к своим воображаемым друзьям, подписывала фотографии и письма, которые она вложила в дневник, составила список 12 признаков красоты — и отметила, насколько им соответствовала. Как пишут исследователи, «в тот день Анна пристально изучала себя, свою сексуальность и мир вокруг».
По замыслу Анны, на основе этого дневника она могла написать автобиографический роман. Однако последняя запись обрывается 1 августа 1944 года – после чего она в числе других евреев была арестована, депортирована в Аушвиц и убита.
Сексуальные фантазии юной Анны вызвали неприятие среди религиозных и консервативно мыслящих евреев. Тем не менее, это тоже часть наследия несчастной девушки, убитый голос которой мы слышим поныне.
На наш взгляд, страницы, которые хотела скрыть Анна, не должны были обнародовать в доступном для массового читателя издании – им место разве что в академическом исследовании. И в этом трудно не согласиться с ее отцом.
* * *
Не исключено, что еврейскую девушку выдала другая Анна – коллаборационистка-еврейка. По иронии судьбы речь идет о лесбиянке, то есть, в соответствии с нацистской доктриной она была греховна дважды.
Это Анна «Анс» Ван Дейк, которая согласилась помогать разыскивать скрывающихся евреев в обмен на свободу для себя.
Автор книги «Задний двор Убежища» Жерар Кремер заявляет, что именно Ван Дейк несет ответственность за выдачу Анны и еще семи евреев, прятавшихся позади промышленного здания в Амстердаме. Из восьми прятавшихся на Принсенграхт евреев Холокост пережил только Отто Франк.
Она была дочерью Арона ван Дейка и Катье Бин. Вышла замуж за Брэма Керидо в 1927 году. Супруги разошлись в 1935 году, сообщает Википедия. Вступила в однополые отношения с женщиной по имени Мип Стодел и открыла магазин дамских шляп под названием «Дом Эвани» в Амстердаме. Магазин был закрыт нацистами в 1941 году во время экспроприации имущества евреев. Оккупанты запретили евреям владеть бизнесом или работать в розничных магазинах. Мип Стодел бежала в Швейцарию в 1942 году.
Ван Дейк была арестована в пасхальное воскресенье 1943 года сотрудником нацистской разведки Питером Схапом, работавшим в Управлении по еврейским делам полиции Амстердама. После согласия работать на нацистскую разведку она была освобождена. Под видом члена движения Сопротивления предлагала евреям помощь в поиске убежища и получении фальшивых документов. Таким образом, 145 человек, в том числе собственный брат ван Дейк и его семья, были сданы ею нацистам. Около 85 её жертв скончались в концентрационных лагерях. Всего на ней лежала ответственность за гибель 700 человек.
После войны она переехала в Гаагу, где была арестована 20 июня 1945 года. Ей было предъявлено обвинение в государственной измене по 23 пунктам. 24 февраля 1947 года Специальный суд Амстердама приступил к рассмотрению дела ван Дейк. Она признала вину по всем пунктам обвинения, объяснив, что действовала только из-за страха быть убитой. Ван Дейк обратилась с апелляцией, но в сентябре 1947 года Специальный апелляционный суд подтвердил приговор. Просьба о королевской амнистии также была отклонена.
14 января 1948 года Анна ван Дейк была казнена. Её расстреляли в форте Бейлмер в Весперкарспел (ныне Бейлмермер). В ночь перед казнью она была крещена и присоединилась к Римско-католической церкви.
* * *
Известен тот, кто лично задержал и отправил в концлагерь Анну Франк, её семью и ещё нескольких евреев в Амстердаме — это эсэсовец, австрийский обершарфюрер Карл Йозеф Зильбербауэр, выделявшийся жестокостью даже в своей организации.
В апреле 1945 года Зильбербауэр вернулся в Вену, где отработал 14 месяцев в качестве наказания за применение жестокости во время допросов членов Коммунистической партии Германии. После войны работал в Федеральной разведывательной службе Германии в качестве исследователя неонацистских организаций.
Симон Визенталь, охотник за нацистами, в 1958 году впервые предпринял попытку отыскать Зильбербауэра. На этот шаг его толкнули австрийские отрицатели Холокоста, которые подвергли сомнению существование Анны Франк — один из них заявил, что поверит в её подлинность, только если будет найден человек, который её арестовал. Весной 1963 года Визенталю удалось обнаружить Зильбербауэра, который в тот момент служил инспектором в западногерманской уголовной полиции, хотя уверенности в его причастности у него не было — Мип Гиз помнила только, что у обершарфюрера был венский акцент, а найденные им полицейские, которые тоже участвовали в аресте, помнили Зильбербауэра только под ошибочной фамилией Сильвернагель. Визенталь сумел установить настоящую фамилию, раздобыв телефонный список голландских гестаповцев. На посланный им 2 июня 1963 года письменный запрос венская полиция дала ответ только спустя месяцы, заявив, что пока ещё не готова выпустить свои результаты. На деле же они выяснили всё сразу — Зильбербауэр был подвергнут допросу, на котором он признался в аресте Анны Франк, после чего полицейские, испугавшись, что прошлое Зильбербауэра опорочит их, временно отстранили его от работы до полного выяснения обстоятельств без возмещения зарплаты и приказали ему молчать.
Зильбербауэр, не сдержавшись, рассказал обо всём приятелю, который был членом австрийской коммунистической партии, и который тут же сообщил обо всём в партийную газету, результатом чего стала вышедшая 11 ноября 1963 года соответствующая статья. После того, как советская газета «Известия» выразила благодарность «австрийским коллегам», Визенталь пришёл в ярость и сообщил домашний адрес Зильбербауэра полиции Нидерландов.
После этого Зильбербауэра стали осаждать журналисты, и он не стал отпираться. По прошествии стольких лет Зильбербауэр сохранил довольно яркие воспоминания об аресте. В частности, он помнил, что спросил Отто Франка, отца Анны, как долго они прятались. Когда Отто ответил, что прошло два года и один месяц, Зильбербауэр изначально не поверил ему, и Отто показал ему метки роста его дочерей, которые он сделал сразу после переселения, чтобы показать, насколько они выросли с того момента.
На вопрос репортёров, читал ли он дневник Анны, Зильбербауэр признался, что купил его, но только чтобы посмотреть, упомянут ли он в нём. Хотя Зильбербауэр после этого встретился с отцом Отто Франком на специальном слушании, тот заявил, что не считает его виновным в смерти дочери, считая, что главная вина в первую очередь лежит на том, кто сделал донос. Поскольку венская и амстердамская полиции не смогли предоставить полноценных доказательств вины Зильбербауэра, а также с учётом того, что сам Отто Франк не считал его виновным в гибели своей семьи, Зильбербауэру удалось избежать суда по делу Анны Франк. Вскоре правительство Австрии восстановило Зильбербауэра в должности, переведя его на канцелярскую работу в отделе слежения.
В тот момент как раз было возобновлено расследование по поиску предателя, и Зильбербауэр рассматривался как важный источник информации, однако ничего нового он сообщить не смог — его командир, лейтенант СС Юлиус Деттман, получивший донос, сообщил ему только кратко, что информация прибыла из «надёжного источника», а после войны покончил с собой в лагере для военнопленных. Кроме Анс ван Дейк доносчиками в разное время называли еще не менее двадцати человек.
Зильбербауэр умер в Вене в 1972 году. Он предан земле на кладбище Маоэр-Фриденштрассе, где также похоронена его жена Барбара.