Откуда в книге Бориса и Аркадия Стругацких "Понедельник начинается в субботу" возникла книга "Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники"
Андрей СТРУГАЦКИЙ
Помните, у Братьев Стругацких в "Понедельнике" Саша Привалов, пребывая в Избушке на курногах, когда с ним начинают твориться чудеса, находит на подоконнике книгу, содержание которой меняется от эпизода к эпизоду?
В частности, открыв этот том в очередной раз, герой натыкается на следующий стих:
"В кругу облаков, высоко
Чернокрылый воробей,
Трепеща и одиноко,
Парит быстро над землей;
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный
И, ничем неудрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая словно тень.
Глаза светятся, как день".
А когда смотрит на обложку, обнаруживает, что книга преобразилась в научный труд П.И.Карпова "Творчество душевнобольных" 1926 года издания.
Я это, собственно, вот к чему.
К моему глубочайшему изумлению, неожиданно выяснилось, что многие читатели и почитатели АБС были свято уверены в том, что эта брошюра — плод вымысла авторов, нечто мифическое и выдуманное.
Был крайне удивлён сему обстоятельству, поскольку с самого детства взгляд мой частенько натыкался на эту самую книженцию, скромно стоявшую на полке — сначала в квартире у бабушки, а затем и в родительской.
Вот оно, это сочинение, собственно — на фотографии, приведённой здесь же.
А для лиц особо заинтересованных — продолжение того самого стихотворения неизвестного душевнобольного! Ведь в "Понедельнике" была процитирована только первая часть:
"В след несется ястреб жадный.
Воробей тому счастливый,
Улетая в дальность прочь…
Но ведь ястреб быстрокрылый
Увидит его небось.
Его мелких крыл журчанье
Нарушает тишину.
Ястреб носится отчайно,
Но не найдет путь к нему.
Сколько же осталась фут
Пролететь и где заснуть
Ему придется наедине.
В лесу ль. В роскошной ли долине
Увы, придется ль отдохнуть?"
Так вот и возникают нездоровые сенсации!
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Павел Иванович Карпов — российский психиатр, действительный член РАХН (ГАХН). Один из первых российских исследователей творчества душевнобольных, увидевший возможность рисования как средства лечения. В его коллекции было несколько тысяч рисунков и рукописей пациентов психиатрических больниц.
Карпов родился в 1873 году — по одним источникам в Москве, по другим в Санкт-Петербурге. О детстве и юности ничего не известно.
Обучался на медицинском факультете Императорского Московского университета. В 1902 году был арестован царской охранкой «за хранение литературы».
В этот период П.И.Карпов знакомится с художником Михаилом Врубелем, который проходил лечение в частной лечебнице доктора Фёдора Усольцева. В этой лечебнице тогда находился и Карпов (его профессиональный статус неясен: студент, ассистент или начинающий практику врач), опекавший художника, совершавший с ним прогулки, ведший беседы, в том числе, об искусстве.
В 1904 году Карпов вместе с Врубелем побывал на Ярославском вокзале, провожая сестру художника — Анну Александровну. Находясь в больнице в течение 1904—1905 годов, Врубель создал графический цикл, посвящённый больным и персоналу. В частности, он создал три портрета П. И. Карпова, ныне хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. Художник также подарил Павлу Ивановичу один из многочисленных акварельных вариантов «Демона», воспроизведённый в монографии Карпова «Творчество душевнобольных…».
В 1911 году П.И.Карпов окончил университет, в том же году защитив диссертацию на тему «Эволюция психической жизни», которая была опубликована в 1921 году. С 1911 года работал сначала ординатором, затем старшим ординатором в Пречистенской психиатрической больнице, в 1917 году был избран старшим врачом.
С 1915 по 1926 г.г. читал курс нервных и душевных болезней в школах медсестёр. В 1917—1920 г.г. работал ассистентом нервной клиники профессора Л.О.Даркшевича. В 1920 году был избран помощником директора и профессором Института психоневрологии, где заведовал секцией пропедевтики и читал обязательный курс «Введение в психиатрию».
С 1923 по 1932 г.г. П. И. Карпов являлся действительным членом РАХН (ГАХН) и был председателем комиссии по изучению патологического творчества, а также ученым секретарём Разряда психологии искусств.
В 1926 году Карпов становится членом совета Института по изучению преступности и преступника, а также заведующим лабораторией по изучению поведения масс и массовой психотехники. В 1930 году Карпов работал в Лаборатории экспериментального искусствоведения.
С 1911 года П. И. Карпов начинает собирать творчество душевнобольных — стихи, прозу, рисунки, живопись — на основе своей коллекции хотел создать музей. В его коллекции было несколько тысяч рисунков и рукописей пациентов психиатрических больниц. При содействии РАХН (ГАХН) П. И. Карпов тщательно и кропотливо изучал творчество душевнобольных людей самых разных возрастов, отмечал динамику изменений под воздействием лечения и после выздоровления. За годы своих исследований П. Карпов собрал обширную коллекцию стихов, рисунков, ручных поделок и других примеров творчества. Судьба этой коллекции на сегодняшний день неизвестна.
Среди работ Карпова, где он подходил к теоретическим обобщениям в сфере словесного и изобразительного искусства, — книги «Творчество душевнобольных» (1926), «Бытовое эмоциональное творчество в древнерусском искусстве» (1928), «Творчество заключенных» (1929) и ряд статей 20-х годов, от которых в архивах ГАХНа сохранились только тезисы.
Жену учёного звали Елена Николаевна; девичья фамилия неизвестна. Монография «Творчество душевнобольных…» вышла с посвящением ей.
После 30-х годов теряются любые упоминания о самом Павле Ивановиче Карпове. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Согласно данным некрополиста С. Е. Кипниса, П. И. Карпов скончался в 1932 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.