После эмиратов — в Турцию

0

Как известно, президент в Израиле — должность почти исключительно представительская. Однако в области внешней политики наши главы государства традиционно занимают важную нишу. Судя по всему, Ицхак Герцог не собирается отступать от этой традиции, свидетельством чему стали сразу два его визита – один состоялся на этой неделе, другой возможно только предстоит, но уже у всех на слуху

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Начнем с первого, по большей части символического.

30 января Герцог вместе с супругой Михаль отправился в двухдневную поездку в ОАЭ. После подписания "соглашений Авраама" — отношения между странами не только вышли в публичную сферу, но и значительно укрепились. Это был первый официальный визит в Эмираты президента Израиля, который к тому же проследовал к цели поездки через воздушное пространство Саудовской Аравии. Ицхак Герцог встретился с фактическим правителем государства — наследником престола Мохаммедом бин-Зайедом, министром иностранных дел шейхом Абдаллой бин-Зайедом, правителем эмирата Дубай, с другими официальными лицами и представителями еврейской общины.

"Мир ведет к процветанию" — таков был основной посыл канцелярии президента Израиля до и во время поездки в ОАЭ. Израильская сторона особенно подчеркивала значение визита в те самые дни, когда Эмираты с завидной регулярностью подвергаются ракетным обстрелам со стороны проиранского йеменского движения хуситов.

Происходящее в этой области вызывает в Израиле особую тревогу, что неудивительно. На примере ОАЭ и Саудовской Аравии Тегеран наглядно демонстрируют один из важнейших компонентов того, что на ежедневной основе именуется иранской угрозой: атаки ударными БПЛА, крылатыми и баллистическими ракетами по жизненно важным центрам своих оппонентов. Причем это осуществляется проиранскими структурами с огромной дистанции.

А хуситы, надо сказать, не подвели. Возможно, это было совпадением, ведь в последние недели они обстреливают ОАЭ регулярно. Но верится с трудом, ведь о первом визите президента Израиля в Эмираты их патроны в Иране, конечно, знали. Слышали они и о том, что одним из важнейших аспектов поездки в Иерусалиме видят выражение поддержки находящимся под обстрелом партнерам. И очередная баллистическая ракета (вроде бы перехваченная местным ПРО) была запущена по Абу-Даби именно тогда, когда там находился Ицхак Герцог. На том, что ракета именно баллистическая, стоит заострить внимание: расстояние от столицы ОАЭ до позиций хуситов составляет свыше 1200 км, а до точки пуска, видимо, еще дальше. И если БПЛА и даже крылатые ракеты невелики по размерам, то баллистическая ракета средней дальности — нечто совсем иное. Поэтому способность иранцев доставлять в очень отдаленные места компоненты столь серьезных махин, там их собирать, а затем эффективно запускать, весьма впечатляет. Все, что делается руками хуситов, может быть осуществлено в отношении Израиля из Ливана. Сирии, Ирака. И даже собственно далекого Йемена…

* * *

От этого своеобразного салюта президенту вернемся к дипломатии.

Почти исключительно "благодаря" Реджепу Тайипу Эрдогану, связи Турции и Израиля носят особенный характер. В политической сфере это откровенно недружественные, а иногда и враждебные действия и высказывания Анкары — например, прямая поддержка ХАМАСа. А вот экономические отношения находятся как бы вне политики и продолжают развиваться. Так, согласно турецким данным, объемы экспортных поставок в Израиль составили в 2020 году (за 2021-й еще нет данных) 4,8 млрд долларов, что составляет 2,8% турецкого экспорта. Причем в таблице покупателей турецких товаров еврейское государство находится на ступеньку выше России, опережая ее примерно на 200 млн. долларов. Кстати, в двусторонней торговле именно турки имеют преимущество: израильский экспорт в Турцию ориентировочно меньше турецкого в Израиль примерно в три раза.

18 января президент Эрдоган преподнес очередной сюрприз. Он не только заявил, что работает над развитием турецко-израильских отношений, но и анонсировал визит в Анкару президента Израиля, который якобы состоится уже в феврале. "Якобы" — потому что официального публичного подтверждения с израильской стороны на момент написания этих строк не поступало, а по словами осведомленного источника в Иерусалиме, от комментариев на этот счет в израильском руководстве воздерживаются целенаправленно. С другой стороны, вряд ли Эрдоган сделал бы свое заявление, не дай Израиль предварительное согласие на президентский визит.

Зигзаги турецкого президента во внешней политике и его своеобразная экономическая стратегия уже давно стали притчей во языцех. С кем только он не успел рассориться, а потом искать пути примирения! Израиль в данном списке далеко не единственный. Инцидент 2015 года, когда турки сбили в сирийском приграничье российский военный самолет, — лишь один из примеров. Что касается турецких попыток примирения, то 2021год ознаменовался таковыми в отношении ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта. И если с последними двумя особого прорыва не произошло, то с Эмиратами прогресс налицо: состоялся визит в Турцию Мохаммеда бин-Зайеда и подписаны двусторонние соглашения – притом, что до недавнего момента две страны практически вели прямое военное противостояние в Ливии.

Согласно компетентным источникам в Турции, основные внешнеполитические решения в этой стране принимаются почти исключительно лично Эрдоганом. Такая ситуация проблематична вдвойне, поскольку его решения зачастую импульсивны, принимаются на эмоциях, по горячим следам и даже вопреки собственной стратегии. Будучи умеренным исламским радикалом, по сути, членом движения "Братья-мусульмане", вернее, его турецкой разновидности, Эрдоган глубоко ненавидит Израиль. Как минимум однажды он засветился высказыванием с оттенком антисемитизма. С другой стороны, президенту Турции не чужд прагматизм, и именно это качество толкает его на попытки наладить отношения с Израилем, да и не с ним одним.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

https://t.me/IsraGeomagazine

Международная полуизоляция, когда связи с вашингтонской администрацией напряжены, а собственная экономика трещит по швам, диктует условия, в которых Эрдоган готов сблизиться даже с ненавистным еврейским государством. Если говорить об экономических соображениях, плотно увязанных с политическими, — это в первую очередь газ. Энергетические проблемы Турции в ушедшем году проявились особенно ярко. Годовые затраты в этой сфере составили в минувшем году 55 млрд долларов, что на 10 млрд больше, чем в 2020-м. Явная тенденция существенного роста наблюдается в 2017. При наличии даже четырех основных поставщиков газа — России, Азербайджана, США и Ирана — Анкара недавно столкнулась с серьезными проблемами. Произошло это из-за того, что Иран временно прекратил поставки в связи с "техническими неполадками" . Иными словами, в Турции понимают, что дальнейшая диверсификация необходима.

Но даже не это главное. До недавних пор реализация проекта EastMed по строительству газопровода из Израиля на Кипр и далее в Грецию считалась пусть и сомнительной, но все же возможной. Однако еще в январе Вашингтон отозвал свою поддержку проекта, а значит по шатким шансам его реализации нанесен серьезный удар. Предприятий по сжижению газа в Израиле нет, а значит, экспортировать его остается лишь по трубам в Египет и Иорданию. И вот здесь-то, как считают в Анкаре, их страна обладает серьезным козырем: турецкий порт Джейхан, где заканчивается берущий свое начало в Баку трубопровод, расположен примерно в 450 км от Израиля. В отличие от EastMed, прокладка которого очень дорога (7 млрд по скромным оценкам) и трудоемка, довести трубу до Джейхана куда дешевле, проще и быстрее. В этом случае турки смогли бы и сами приобретать израильский газ, и транспортировать его в Европу по существующей сети. Эрдоган прекрасно понимает и то, что нормализация отношений с Израилем приведет к отдалению Иерусалима от Греции и Кипра, с которыми нашу страну в последние годы связывают очень близкие связи, способствующие внешнеполитической изоляции Турции.

Для того чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки Эрдоган и выбрал президента Герцога, с которым давно и неплохо знаком. С момента его избрания они уже трижды говорили по телефону: когда Герцог занял пост главы государства; когда Турция по надуманному предлогу задержала израильских граждан — чету Окнин, и предпринимались усилия по их освобождению; наконец — в январе, когда Эрдоган выразил Герцогу соболезнование в связи с кончиной его матери.

Для турецкого лидера президент Израиля удобен еще и тем, что он в некоторой степени фигура аполитичная и изначально относился к левому лагерю. Напомню, что последний раз визит главы еврейского государства в Турцию состоялся аж в 2007 году.

Что и говорить, хорошие или хотя бы просто вменяемые двусторонние отношения с Турцией, Израилю не повредили бы. Однако в Иерусалиме ни в коем случае не должны обольщаться на счет Эрдогана. Какие бы ни были его нынешние мотивы (вероятно, на этот раз он прислушался к мнению своих советников), президента Турции не изменить. Как был он врагом Израиля, так им и останется. Да и импульсивные решения он принимать не перестанет. А значит, рано или поздно двухсторонние отношения после некоторого улучшения вернутся на круги своя. Поэтому пока у власти в Турции Эрдоган со товарищи, осуществлять с ней проекты наподобие строительства газопровода, тем самым имея шанс попасть в определенную от него зависимость, — абсолютно неприемлемо. То же касается любых шагов способных нанести ущерб отношениям Израиля с Грецией и Кипром. Если же определенное сближение в Анкарой — без урона по другим направлениям — произойдет, то его, конечно, надо приветствовать. Необходимо лишь помнить: несмотря на красивые слова, Эрдогана не изменить. Разве что сменить, но это дело самих турок.

Если визит Ицхака Герцога в Анкару в качестве своего рода посланника правительства Израиля действительно состоится, это станет очень важным внешнеполитическим событием не только для нашей страны, но и всего региона.

[nn]

Герцог Второй

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий