Музыки голубоглазый хмель

0

Шуберт – невероятно обаятельная и фантастически яркая фигура в истории музыки. Вундеркинд, озарённый талантом, как солнцем. Печальный и одинокий человек, никогда при жизни не познавший сладости подлинного успеха… Он прожил 31 год, оставил волшебную музыку

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

 

Хочется мирного мира

И счастливого счастья,

Чтобы ничто не томило,

Чтобы грустилось не часто.

Давид Самойлов

Фото: Эли Кац

Милые, уютные эти строчки большого поэта я поставила бы эпиграфом к своему рассказу о Шуберте, о великом композиторе, скромном, неброском внешне, невысоком застенчивом человеке, — если бы такая возможность: подробно рассказать о Франце Шуберте – у меня появилась.

Шуберт – невероятно обаятельная и фантастически яркая фигура в истории музыки. Вундеркинд, озарённый талантом, как солнцем. Печальный и одинокий человек, никогда при жизни не познавший сладости подлинного успеха… Он прожил 31 год, оставил волшебную музыку. Осип Мандельштам, любивший и чувствовавший музыку, как мало кто из людей, живших на этой плохо оборудованной планете, сформулировал так:  «…В дебрях урагана смеялся  музыки голубоглазый хмель».

За музыкальным хмелем, за душевной красотой пошла я в день рождения Шуберта, 31 января, в реховотский зал «Бейт а-Ам». На программу симфонического оркестра Ришон ле-Циона, которая была вся составлена из сочинений  венского гения.

Дождь полировал мостовые; капли пели, как невидимые флейты-пикколо. В зале дама, сидевшая за мной, умилённо спросила спутника: «Будет “Аве Мария”, да?»           Спутник покровительственно объяснил, что будет другая песня, про царя и его больного сына. «Тоже хорошая…». Дама огорченно вздохнула: «Жаль. Не хочу про больного ребенка!» «Лесного  царя» она никогда не слышала, разумеется. Хорошо хоть, что слышала «Аве Марию»…

Оркестр в этом концертном цикле вёл и вдохновлял дирижёр Кристоф Кёниг. Началась «шубертиада» песнями. Если уж говорить об открытиях, о кладах, то, пожалуй, именно песни Шуберта – это его исповедь, биография в нежных и хрупких новеллах. Его личное откровение-открытие. Скитания, холодные леса, прялки, одинокий шарманщик с шарманкой, покорный флюгер на крыше. Поэтичность и мелодическая прелесть «Песен» — явление уникальное. Совершенно новое в мировой музыке. Житель Вены, ни разу не выезжавший из города, в котором родился, — Шуберт словно волшебным фонарём освещает простые пейзажи и сюжеты.

Солисткой в исполнении камерной лирики  выступила Ринат Мория. Голос у певицы небольшой, не очень оригинальный. Характер мистической  трагичной баллады «Лесной царь» и, скажем, изящной, но полной  печали миниатюры «Форель» выглядел совершенно одинаковым. И нюансировка, и подача ничем не различались. Вокалистка старательно, героически-обречённо пыталась взять верхние ноты, а оркестр сочувственно и понимающе снижал звучание до шёлкового инструментального трепета. Хотя  это не помогало. «Песни»,  вроде бы, и должны оставлять шлейф грусти, но в данном случае грусть имела место  не в связи с содержанием  и трактовкой…

«Скитальца», ту музыку, которую можно, наряду с «Песнями», считать своеобразной автобиографией композитора,  переложил для фортепиано  и оркестра Ференц Лист. И её краски, полётная, феерическая экспрессия, демонстрация приёмов, техника музыкальных чудес, которые увлекают почти как детектив, этакий музыкальный боевик-коллаж, гипнотическая динамика — сыграли с залом в захватывающую игру. Пианист Роман Рабинович здесь выступил магом, завоевателем. Абсолютным победителем. Он ворожил, выдавал точнейшие, колдовские пассажи, будто взлетал вместе с оркестром в широкие небеса, —  и небо было высоким и близким. Солист творил вместе с оркестром – и единство их интонации радовало. Сочетание романтической молодой силы, вдумчивости и отменного вкуса оставило у слушателей поистине яркое и качественное художественное впечатление.

Дирижер Кристоф Кёниг уже в подаче «Песен» и «Скитальца» проявил элегантность, демократическую уравновешенность. А в Симфонии номер 9 до-мажор («Большой») эти качества раскрылись наиболее полно. Присутствие лидера в музыкальном коллективе, воля дирижера в исполнительском замысле — все звенья работы, все аспекты совместного творчества были отмечены особой взаимной уважительностью, чувством  соавторства. В наши дни это свойства,  которые довольно редко встречаются среди дирижеров. Кёниг — не тиран, не деспот с огнем в глазах и многозначной пластикой, будто предназначенной для скульптур новых Роденов. Он не позирует. Не куражится. Пламя творческого горения возникает не от его жестов демиурга – от любви и вдумчивости, от восторга перед Шубертом и  вдохновенного удивления. От желания высказаться вместе с оркестром, — этим уникальным, самым лучшим  инструментом.

И кажется, будто за далёким лесом встают ещё более дальние, мастерской кистью очерченные горы как  годы, и оживает танец, и летят птицы другого века.  Симфония, которую хорошо знаю, которую много раз слушала, — теперь блеснула мне живым и оригинальным лучом. Обрадовала. Успокоила и наполнила чувством радостного оптимизма.

Зал в Реховоте считается у знатоков не очень благополучным. Мы знаем, что он «ватный», глухой. И всё же  — сквозь его вязкую бестрепетную акустику – пришла красота, пришло вдохновение. И мои искренние слова благодарности, слова признательности великому Шуберту, который 31 января в далёком 1797 году появился на земле, рвались из души навстречу сиянию музыки.

Дождь барабанил и ворчливо грозил за стенами. А потом, когда я вышла из зала, обрушился с холодной ночной силой на крыши, на светящиеся коробочки автомобилей и на мой зонтик. Улица  в мокрой амальгаме сияла, и дождь твердил что-то на своём языке.

Каждый концерт – путешествии в незнаемое. И каждый удачный концерт – доброе, важное и ценное открытие. Надеюсь, что и дальше оркестр будет приглашать дирижеров такого же уровня.   Симфонический Ришон ле-Циона – браво!

Звезды и волны Красного моря

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий