Соломонов суд в Тель-Авиве

0

Если раньше нас уверяли, что никто не вправе мешать нормальному ходу жизни в государстве, и нельзя остановить всю страну, то в минувшую среду мы убедились, что у определенных кругов такое право есть и что остановить страну — возможно

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Сотни демонстрантов перекрыли утром в среду главные перекрестки в центре и не севере страны, остановив движение по магистральным трассам. А еще противники судебной реформы — порой при участии старшеклассников, выведенных на улицы директорами школ, — расположились на основных транспортных артериях крупных городов. Организаторы протеста тщательно продумывали акции, чтобы, не слишком испытывая терпение полиции, они волнообразно проходили по всей стране до самого вечера. Надо заметить, что полицейские давали протестантам побузить минут 15-20, а потом активно вклинивались в толпу, восстанавливали движение и даже задерживали особо буйных демонстрантов. Впрочем, это не особенно помогало: другая группа общественных активистов почти тут же перекрывала новый участок трассы.

Участники этих формально противозаконных, но де-факто разрешенных полицией акций гражданского неповиновения не скрывали лиц, поскольку знали, что им обеспечена полная поддержка суда и прокуратуры. В субботу они преспокойно разводили на дорогах костры, писали белой краской "Биби предатель!", срывали плакаты, объясняющие, что цель судебной реформы – восстановить демократию в стране, и никому за это не влетело. Когда в Тель-Авиве демонстрантка прокусила полицейскому палец, ее задержали. Но едва женщина заявила, будто не знала, что кусает полицейского, судья распорядился освободить ее. То есть обычных людей на улицах можно кусать, сколько угодно, и совершенно безнаказанно.

По-настоящему серьезная борьба с перегораживанием автотрасс и внутригородских дорог началась только во второй половине дня — после того, как министр Бен-Гвир потребовал от правоохранительных органов более решительных действий. На места были вызваны конная полиция и бойцы МАГАВа, начавшие задерживать демонстрантов и пустившие в ход шоковые гранаты. Участники акции ответили нападениями на полицейских и поджогом автопокрышек.

Для поддержки протестов в Тель-Авив из Кнессета срочно выехали депутаты от партий "Еш атид" и "Авода", которые речами и призывами еще больше разожгли страсти, а заодно обвинили полицию в неоправданном применении силы. Досталось и Итамару Бен-Гвиру: мол, он как министр внутренней безопасности не вправе отдавать генеральному инспектору полиции указания о том, как именно тот должен решать поставленную перед ним задачу. В ответ на обвинения в создании беспорядков один из лидеров протеста Надав Гальон (сын лидера партии МЕРЕЦ Захавы Гальон) заявил, что в условиях, когда правительство принимает преступные законы, участие в этих самых беспорядках становится гражданским долгом.

В результате заторов на дорогах тысячи израильтян опоздали на работу, не смогли вовремя попасть в больницы и поликлиники на запланированные операции и обследования, или просто вынуждены были от них отказаться.

Вишенкой на беспредельном торте стала история с тем, как по призыву оказавшейся в одной с Сарой Нетаниягу в очереди в парикмахерской деятельницы толпа попросту заблокировала жену премьера и устроила праздник ненависти. И, как следовало ожидать, записные феминистки эту публику не осудили.

В течение уходящей недели Биньямин Нетаниягу несколько раз обращался к согражданам с призывом успокоить страсти и начать диалог, чтобы выработать формулу реформы, которая окажется в центре национального консенсуса. Глава законодательной комиссии Симха Ротман и министр юстиции Ярив Левин признали, что изначально заложили в реформу пункты, которые в ходе обсуждения в законодательной комиссии и в Кнессете можно будет скорректировать по согласованию с оппозицией, но теперь им, видимо, придется делать это в одиночку. Почему? Потому, что оппозиция отвергла все призывы к диалогу, назвав их манипуляциями. При этом ее лидер Яир Лапид подчеркнул: говоря о замораживании реформы на два месяца, он вовсе не имел в виду, что этот срок окончательный. Реформа, по его мнению, должна быть просто отменена. Любой ценой. И точка!

Одновременно экс-премьер Эхуд Барак, бывший министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев, экс-глава ШАБАКа Юваль Дискин и ряд других отставных политиков и генералов спецслужб, армии и полиции призвали военнослужащих к отказу от выполнения "преступных приказов" и игнорированию повестки на резервистские сборы. И это в нынешней, такой опасной ситуации в области безопасности!

Обеспокоенный происходящим, президент Ицхак Герцог заявил, что поскольку оппозиция заняла неконструктивную позицию, он продолжит вести переговоры о корректировке судебной реформы с коалицией, юридическими кругами и различными общественными организациями, начиная с правого "Форума Коэлет" и заканчивая левым "Институтом демократии". Попутно выяснилось, что Ицхак Герцог по своим взглядам недалеко ушел от своего отца, занимавшего пост президента в 1983-1993 гг: 23 декабря 1994 года, вскоре после отставки, Хаим Герцог опубликовал в газете "Едиот ахронот" статью под названием "Ограничить БАГАЦ", в которой писал, что попытки судей этой инстанции указывать депутатам, какие законы они могут, а какие не могут принимать, является выходом за их полномочия и в будущем может стать угрозой для израильской демократии. Поэтому, продолжил Хаим Герцог, судей следует немедленно остановить, приняв закон о границах деятельности Верховного суда.

Обратим внимание, что это было еще до "судебной революции" Аарона Барака от 1995 года.

Вскоре после обещания нынешнего президента продолжить диалог по реформе лидеры протеста потребовали от него заявления о том, что… никакого компромисса и диалога с коалицией нет и быть не может, поэтому он отказывается от всяких переговоров.

В правых кругах, комментируя происходящее, напоминают, что за время существования Израиля у них тоже было более чем достаточно поводов для возмущения. И они тоже организовывали различные акции протеста. Но при этом никогда не пытались нанести удар по экономике и международному имиджу страны, не призывали к отказу от службы в армии и другим действиям, которые могут поставить под угрозу безопасность и будущее Израиля. По словам известного блогера и правого активиста Александра Непомнящего, нынешняя ситуация сильно напоминает знаменитый суд Соломона, в ходе которого он предложил разрубить пополам младенца, ставшего предметом спора между двумя женщинами. Та, которая действительно была матерью ребенка, заявила, что готова от него отказаться, лишь бы он жил. Другая же заявила, что если ребенок не достанется ей, то пусть не достается никому. По мнению Непомнящего, происходящее сегодня в стране является лакмусовой бумажкой на подлинную любовь к Израилю.

"Новости недели"

Натан ТИМКИН | Кому чем хуже, тем лучше

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий