Кто тут ограниченный?

0

Отравление общественного сознания ненавистью и ханжеством, прежде всего, проявляется в извращении естественного чувства языка

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Проклятая политкорректность – на деле не более чем подмена одних понятий другими и затушевывание подлинного смысла (правильнее, конечно, написать "семантики", но не знаю, помнит ли кто-нибудь сегодня это слово) – вот о чем подумалось по прошествии скандала в Тель-авивском университете, где толпа демонстрантов сначала мешала Симхе Ротману войти в здание, а затем криками заглушала его выступление в ходе дискуссии вокруг судебной реформы. И вот теперь мы читаем о возмущении организаций "людей с ограниченными возможностями" тем, что депутат Ротман посмел назвать студентов упомянутого вуза, неспособных выслушать и осмыслить любое мнение, кроме однажды усвоенного, "мугбалим" — ограниченными людьми. Тем самым он якобы плюнул в лицо этим самым "мугбалим", показав, что они для него – неполноценные.

Господи, как же я устал называть инвалидов "людьми с ограниченными возможностями", стариков – исключительно "пожилыми людьми", гомосексуалистов – "представителями ЛГБТ-общины" и далее со всеми остановками!

Извините, но среди моих близких друзей и знакомых в разных странах немало инвалидов, неспособных самостоятельно передвигаться и почти не выходящих за пределы своей комнаты, но при этом обладающих безграничной фантазией, немалым литературным даром, щедрым сердцем и острым, как бритва, умом. Да как же у меня может повернуться язык назвать их "людьми с ограниченными возможностями"?! И почему я не могу назвать старика стариком, если само это слово с детства внушает мне уважение, ассоциируясь с добротой и мудростью? В старости нет ничего унизительного или презренного, скорее наоборот. Но утверждая, что этого слова надо избегать, заменяя другим, мы как раз признаем, что оно несет в себе некий негативный оттенок.

Назвав тех, кто устроил ему обструкцию в университете, ограниченными людьми, Симха Ротман, был, безусловно, прав. Потому что в иврите, как и в русском языке, слово "ограниченный" используется как в прямом, так и переносном смысле, и это предельно ясно зафиксировано в толковых словарях. Так, в качестве третьего значения слова "ограниченный" известный "Толковый словарь русского языка" Ушакова указывает следующее: "Небольшой, умеренный, имеющий достаточно узкие пределы. Ограниченные средства. Ограниченное состояние. В ограниченных размерах. "Его ограниченный ум бил в одну и ту же точку: чего он не понимал, то для него не существовало". И.С. Тургенев". Почти то же в "Словаре русского языка" Ожегова: "Имеющий небольшие познания, узкий кругозор, узкие интересы. О. человек. О. ум". И в Толковом словаре Ефремовой: "перен. Духовно неразвитый, неумный, недалекий".

Так что Симха Ротман был абсолютно прав: тех, кто, брызжа слюной, кричал ему в лицо, что они не желают вести с ним никаких дискуссий, так как им и так все ясно, иначе как "духовно неразвитыми" и "недалекими", то есть ограниченными людьми действительно назвать трудно. И если это будущий цвет израильской интеллигенции, то мне жаль Израиль, поскольку интеллигенция, прежде всего, должна уметь выслушивать другую точку зрения, аргументированно с ней спорить и самостоятельно мыслить.

К ограниченным, безусловно, относится и немалая часть моих дважды соотечественников, но зачастую в том нет их вины – они выросли на фразе о том, что учение Маркса всесильно потому, что оно верно, и что на Канта и Гегеля надо смотреть исключительно глазами Марса-Энгельса-Ленина, а не читать их книги. Но они – уходящая натура, а тут такую же позицию демонстрирует молодежь.

Но я все же не об этом, а о вопросах языкознания. Все эти феминизмы, эвфемизмы и иже с ними, нанося удар по языку, в итоге искажают и извращают сознание общества и каждого из нас. Слова теряют свою многозначность и либо становятся плоскими и бесцветными, либо вообще превращаются в собственные антонимы. И мы сами не замечаем, как постепенно перебираемся в страшные сказки нашего детства – то ли в "Королевство кривых зеркал" Губарева, то ли в "Страну лжецов" Родари.

И если кому-то не нравится слово "ограниченный", то есть и другое – "убогий". А убогих принято жалеть. Особенно если они не сознают собственной убогости. Но когда убогими оказываются те, кто считает себя цветом нации, — это на самом деле страшно.

[nn]

Леонид ШТИЛЬМАН | Угрожалки и вопилки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий