Несомненно, петля по ним плачет. Но пример Ивана Демьянюка показывает, что всё очень непросто в правовом государстве…
Петр ЛЮКИМСОН
Как мы уже сообщали, министерство юстиции, госпрокуратура и канцелярия юридического советника правительства в настоящее время ведут подготовку к суду над террористами, принимавшими участие в резне 7 октября. То есть процесса, подобного тем, которые проходили над нацистскими преступниками вскоре после освобождения различных населенных пунктов СССР от немецкой оккупации, и на которых нацистов и их пособников обычно приговаривали к смертной казни. Однако в ходе этой подготовки израильские юристы испытывают немало трудностей с созданием доказательной базы, а значит, и вынесения приговоров в рамках действующих норм формального права. Более того, некоторые юристы считают эти проблемы неразрешимыми в рамках действующих сегодня в Израиле законов.
Одна из проблем заключается в том, что в некоторых случаях нет улик, связывающих конкретного террориста с конкретным актом убийства. В других случаях имеющихся доказательств недостаточно, что может крайне затруднить процесс и не позволяет требовать сурового наказания. В связи с этим созданные для подготовки будущего суда специальные группы работают одновременно по нескольким направлениям.
Так, одна группа сосредоточилась на сборе информации о планах и действиях преступников. Их цель — доказать, что массовые убийства жителей приграничных с сектором Газы населенных пунктов носили не спонтанный, а запланированный характер, то есть речь идет именно о предумышленных убийствах, изнасилованиях, поджогах и других актах насилия при отягчающих обстоятельствах, на националистической почве, а не, скажем, об убийствах и зверствах в состоянии аффекта. Другая группа занята сбором улик и показаний самих террористов на допросах, проведенных сотрудниками ШАБАКа и полиции. Третьей группе поручено планирование процесса в соответствии с действующими международными нормами и классическим (то есть так называемым римским) правом.
Один из предлагаемых этой командой специалистов вариант — групповое преследование, при котором всем террористам, пойманным в определенном населенном пункте, будут предъявлены обвинения в убийствах и прочих преступлениях именно в этом населенном пункте. Это, по мнению участников группы, поможет преодолеть трудности, связанные с привязкой конкретного террориста к конкретному акту убийства. Другой вариант — принятие специального закона "О резне 7 октября", который позволит привлечь к ответственности всех без исключения террористов, участвовавших в резне, без необходимости создания доказательной базы для каждого отдельного случая (то есть сам факт участия в инциденте будет объявлен достаточным доказательством совершения и всех других преступлений).
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Однако на данном этапе большинство участников обсуждения выступают против такого шага, поскольку, по их мнению, закон, принятый задним числом, ослабит восприятие судебных процессов над террористами международным общественным мнением и уменьшит доверие к Израилю в мире. Фундаментальный принцип современного права, напоминают эти юристы, заключается в том, что никто не может быть обвинен в преступлении, которого не было в уголовном законодательстве на момент его совершения, что воплощено в формуле "закон обратной силы не имеет".
По третьему предложению, все пленные террористы должны быть судимы в соответствии с Законом о предотвращении и наказании преступлений геноцида, который был принят в 1950 году и предусматривает смертную казнь. В таком случае будет проще установить доказательную базу, но судебный процесс будет сложным и трудным. Дело в том, что израильское законодательство требует, чтобы преступления, караемые смертной казнью, рассматривались в окружном суде в составе трех судей, один из которых является судьей Верховного суда. И это может создать большую нагрузку на судебную систему на длительное время. При этом не факт, что за вынесением такого смертного приговора не последует апелляция в БАГАЦ, и он будет отменен расширенной бригадой судей Верховного суда.
Чтобы преодолеть это препятствие, государство рассматривает возможность принятия специального закона, который предусмотрит, что террористов, устроивших бойню 7 октября, будут судить в военных судах, чтобы не создавать непосильное бремя для гражданских. В пользу такого решения проблемы сотрудники министерства юстиции приводят в пример США, которые после 11 сентября судили террористов "Аль-Каиды", захваченных в Афганистане, в военных трибуналах. Есть в этом и дополнительные преимущества, поскольку вынесенный в военных судах смертный приговор требует прохождения меньшего числа барьеров, чем в гражданском.
Источники, знакомые с подробностями обсуждения, утверждают, что многие министры в правительстве поддерживают вынесение смертного приговора террористам, и именно поэтому недавно в комиссии по национальной безопасности под председательством Итамара Бен-Гвира была проведена дискуссия о внесении поправок в Закон о смертной казни.
Между тем, высокопоставленные юристы утверждают, что окончательное решение о привлечении террористов к ответственности будет принято только после завершения расследования, а до этого, похоже, еще далеко. Все опять-таки упирает в вопрос о доказательной базе, и пока он не будет решен, обсуждение продолжится.
Любопытно, что и в канцелярии юридического советника правительства и во всех других юридических структурах на официальном уровне пока наотрез отказываются отвечать на какие-либо вопросы, связанные с будущим судебным процессом.
[nn]
Поделиться ссылкой на данную публикацию через блог IsraGeoMagazine вы можете здесь