Далеко от дома…

1

Более 126 тысяч жителей юга были вынуждены покинуть свои дома и разместиться в гостиницах по всей стране. Одной из гостиниц, принявших эвакуированных, стал отель Enjoy на Мертвом море – здесь в настоящий момент обретаются 310 жителей кибуца Маген. Еще сто их земляков нашли временное жилье в других местах

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

— 8 октября нам сообщили, что все жители кибуца в связи с ситуацией в области безопасности должны покинуть свои дома, и дали час на сборы, — рассказывает пресс-секретарь кибуца Дина Беренштейн. – Но что можно собрать за час? Были предусмотрительные люди, которые во время обстрелов покидали кибуц в прошлом, у них были приготовлены сумки "на всякий пожарный случай". Но большинство даже в период проведения военных операций в Газе оставались дома и оказались совершенно не готовы к такому приказу. Тем не менее все выехали. Армия подала автобусы, но многие предпочли ехать на своих машинах, так что образовалась целая колонна. Первые 25-30 километров мы ехали под охраной армии, поскольку было опасение, что в районе еще действуют террористы…

Сейчас выясняется, что многие не взяли все необходимое для себя и детей, но возвращаться в кибуц даже ненадолго нам не разрешают, да и существует большой риск попасть под обстрел. Нас просят составить список того, что нужно, затем представители армии входят в наши дома, ищут вещи по списку и передают в гостиницу. Это не очень удобно, ведь у каждого есть некие интимные вещи, о которых посторонним знать не положено. А тут приходится писать, что в третьем ящике комода у тебя лежат те самые трусики, без которых ты никак…

Кибуц Маген был основан в 1949 году в 4,7 км от границы с сектором Газы. До недавнего времени под населенные пункты страны, которым полагалась помощь государства в связи с обстрелами из Газы, подпадали только те, которые находятся в пределах 4,5 км, поэтому из-за каких-то 200 метров жителям Магена не полагалась даже субсидия на строительство защищенных комнат. А стоит сооружение такой комнаты порядка 100.000 шекелей, что вполне соизмеримо со стоимостью постройки нового дома в кибуце. Только после операции "Несокрушимый утес" жителям Магена была выделена необходимая субсидия.

Но 7 октября кибуцу повезло — эти самые 200 метров оказались спасительными. Из звонков от жителей соседних кибуцев жители Магена в общих чертах поняли, что происходит, и кибуцники, входившие в отряд быстрого реагирования, заняли позицию у ворот. Вскоре они увидели приближающуюся колонну машин и мотоциклов с террористами. Завязался ожесточенный бой, длившийся несколько часов, до подхода армии. Затем солдаты стали обходить дом за домом, чтобы убедиться, что на территории нет террористов – они вполне могли просочиться через другие въезды в кибуц. Многие кибуцники поначалу боялись открывать двери, думали, что это террористы пытаются выдать себя за военнослужащих ЦАХАЛа.

Сейчас жители Магена вроде бы вполне освоились на территории отеля. Среди них есть воспитательницы детских садов, преподаватели школьных дисциплин, вожатые движения "а-Шомер а-цаир", так что есть кому заниматься с детьми. Да и сотрудники отеля постоянно что-то придумывают, чтобы скрасить досуг детей и взрослых.

— Все посещающие нас журналисты стараются во чтобы то ни стало выжать из нас слова благодарности в адрес работников гостиницы, — говорит одна из жительниц кибуца. – Мы им действительно благодарны, они стараются, здесь все хорошо, еда замечательная. К тому же я понимаю, что судьба нашего кибуца оказалась счастливее многих других, да и беженцами нас, по сути, назвать нельзя. В отличие, скажем, от беженцев из Украины, которые вдруг посреди суровой зимы оказывались в заснеженной Польше без теплых вещей, у нас вообще все замечательно. Мы в своей стране, в неплохой гостинице, о нас заботятся…

Но Дина правильно сказала, что ничто не может заменить дом. Нам довольно тесно: меня с тремя детьми поселили в маленьком однокомнатном номере с небольшой ванной, совмещенной с санузлом. В таком же положении живут почти все остальные. А раз в неделю-две мужа отпускают из армии, и мы спим в этой комнате все вместе. Согласитесь, это не очень удобно, если вы меня правильно понимаете. Знаете, что это такое, когда муж после двух недель разлуки всего на сутки пришел из армии?! И мне хочется, чтобы он в эти сутки был по-настоящему счастлив, а как это сделаешь, когда у тебя только одна комната, и в ней постоянно находятся дети?!

— Когда мы собирали вещи перед отъездом, я думала, что это на неделю, максимум, на две, — говорит другая жительница кибуца. – Но муж тогда сказал: "И не надейся, это надолго!" — и оказался прав. Сейчас я уже привыкла к тому, что комната под таким-то номером надолго станет для нас и детей временным домом. Никто не может сказать, когда мы вернемся домой, да и вернемся ли вообще.

Возвращаться домой или нет – вот главный вопрос, который волнует всех жителей Магена, вокруг которого идут постоянные споры. Многие уже решили, что после того, что произошло, не вернутся туда никогда. Значительная часть пребывает в раздумье. Члены правления кибуца говорят, что возвращение станет возможным лишь в случае, если жителям будет гарантирована полная безопасность в будущем. То есть больше не будет ни ракетных обстрелов, ни огненного террора, ни, тем более, проникновения террористов с территории сектора Газы. Словом, все зависит от того, какими будут итоги войны. Но ведь даже если все ее цели будут достигнуты, вряд ли кто-нибудь даст им такие гарантии…

* * *

Разумеется, работникам гостиниц, принявших эвакуированных, в эти дни тоже нелегко. Многим из них пришлось, что называется, изменить концепцию. Одно дело – принимать туристов, которые прибывают на два-три дня, максимум, неделю и основную часть времени проводят вне отеля. И совсем другое – иметь дело с постояльцами, которые живут здесь уже больше полутора месяцев и, возможно, будут жить еще долго.

Одной из первых проблем, с которой столкнулись отели в Эйлате, на Мертвом море и в Тель-Авиве, стала стирка. Ни одна израильская гостиница не рассчитана на такой ее объем, поэтому почти всем пришлось закупить десятки стиральных машин и сушилок и создать настоящие фабрики-прачечные. Так как это промышленные стиральные машины, то от предложений постояльцев позволить им стирать вещи самостоятельно пришлось отказаться.

Переформатированию подвергалась и работа кухонь. Как известно, по сложившейся традиции, завтраки в израильских отелях молочные, а обеды и ужины мясные, очень разнообразные и обильные. Но, как выяснилось, большинство кибуцников предпочитают молочный ужин, к тому же азиатская кухня, которой так гордились некоторые фешенебельные тель-авивские отели, им совершенно не по вкусу. Да и бюджет, выделенный на питание эвакуированных, оказался значительно скромнее тех рамок в которых работали гостиничные кухни в расчете на туристов. Пришлось убрать из меню лосося, дорогие сорта мяса и сделать его поскромнее: ввести в рацион больше видов макарон, заменить дорогостоящие сорта рыбы, убрать из него дорогие французские торты и пирожные и т.д. Правда, работники кухни утверждают, что стараются сделать питание как можно более разнообразным и здоровым. Работы у них, разумеется, не убавилось, скорее, наоборот. Во-первых, потому, что многие туристы предпочитают обедать и ужинать вне гостиницы, так что нагрузка на персонал в дневные и вечерние часы была в прошлом значительно ниже. А утром, помимо прочего, надо делать сэндвичи для детей, отправляющихся в детский сад или на занятия.

Безусловно, возникают большие проблемы и с уборкой комнат. С одной стороны, многие эвакуированные потребовали, чтобы к ним в комнаты не заходили, они будут убирать сами, что сняло нагрузку с горничных. С другой стороны, любой номер требует постоянно уборки и ухода, чтобы обеспечить его нормальное состояние, поэтому во многих отелях введены специальные часы, на время которых постояльцы должны покидать свои комнаты.

Еще одна существенная проблема возникла, по словам администраторов, с домашними животными. В большинство отелей въезд с ними запрещен, а в тех, в которые разрешен, оговаривается, о каких животных и какого именно размера идет речь. Но тут прибыло множество людей с попугаями, игуанами, кошками и собаками самых разных пород, и отказать в приеме им было нельзя. Пришлось спешно создавать вольеры для собак, разместить стойки с кульками для сбора экскрементов, потребовать, чтобы при появлении в лобби все четвероногие были на поводках, а самые агрессивные породы — с намордниками. Понятно, что далеко не всем эвакуированным это понравилось, но, похоже, они смирились.

Немало споров вызвал и действующий почти во всех отелях страны категорический запрет на курение в номерах и лобби. Но в этом вопросе администрация осталась непреклонной. Зато многие, в том числе, повторим, и самые фешенебельные гостиницы Эйлата и Тель-Авива разрешили детям кататься в лобби на велосипедах и пошли на другие послабления, создали во внутренних помещениях настоящие ясли и детские сады, игровые комнаты, бесплатные кафетерии и т.д.

Работники отелей признаются, что в последнее время чувствуют себя соцработниками: новые постояльцы спешат поделиться пережитым, и порой эти рассказы так страшны, что уже известно несколько случаев, когда у администраторов или горничных происходил нервный срыв.

Ну и, конечно, время от времени почти во всех отелях вспыхивают конфликты – как между работниками и постояльцами, так и между самими постояльцами. И сотрудникам гостиниц приходится их урегулировать, помня о том, что эти люди пережили тяжелейшую психологическую травму, и не стоит вызывать полицию, чтобы травмировать их еще больше.

Словом, нелегко сегодня абсолютно всем. И значит, переживать это тяжелое время нам придется вместе.

[nn]

Поделиться ссылкой на данную публикацию через блог IsraGeoMagazine вы можете здесь

Кошкин дом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий