На прошлой неделе на пути к читателям был уничтожен весь тираж бесплатного еженедельника "Швии", распространяемого по субботам в синагогах, значительную часть прихожан которых составляют сторонники религиозного сионизма
Петр ЛЮКИМСОН
Не знаем, произошло ли это впервые со времен британского мандата, или прецеденты бывали, но в том, что ничего подобного за три последних десятилетия не было – факт. Причиной этому послужила анонсированная обложка нового номера издания, на которой была помещена карикатура Ора Райхера, изображающая экс-председателя Верховного суда Эстер Хают с флагом БАГАЦА, древко которого упирается в спину павшего солдата ЦАХАЛа.
Карикатура не успела появиться в интернете, как Управление судов сообщило о намерении подать на редакцию еженедельника жалобу в полицию, а также… обратиться в суд с требованием многомиллионной компенсации, поскольку считает данную карикатуру подстрекательством против судебной системы, неуважением к суду и… призывом к убийству Эстер Хают.
Одновременно председатель Коллегии адвокатов Амит Бахар направил юридическому советнику правительства жалобу на издание "Швии", в которой карикатура охарактеризована как антидемократическая, антисионистская и содержащая подстрекательство против председателя Верховного суда в отставке, а по сути – против всех судей Израиля и судебной системы в целом.
Словом, грянул скандал, и уже в прошлый четверг во многих электронных СМИ стали одна за другой появляться посвященные ему заметки, авторы которых, как и ожидалось, разошлись во мнениях в зависимости… Нет, не от собственного отношения к свободе слова (поскольку все они на словах – за максимальную свободу слова), а от своих политических взглядов. Немало обозревателей сошлось во мнении, что карикатура якобы изображает Эстер Хают, убивающую древком флага БАГАЦа солдата ЦАХАЛа, и это напоминает худшие карикатуры, которые рисовали сторонники правого лагеря накануне убийства Ицхака Рабина. Что, разумеется, недопустимо, должно быть осуждено и безжалостно преследоваться.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Но были и другие мнения, выразители которых напоминали, что карикатуры на политиков и общественных деятелей публиковались всегда, в том числе и весьма злые, однако в демократическом обществе это считается в порядке вещей. Тогда как возмущение мусульман карикатурами на пророка Мохаммеда, напротив, воспринимается как проявление фанатизма и явное покушение на свободу слова. Ну, а Эстер Хают, при всем уважении к ее фигуре, по святости и почитанию все же никак нельзя сравнить с почтенным пророком. Да и у чиновников Управления судов нет никакого права вмешиваться в работу СМИ, угрожать им и, по сути дела, вводить политическую цензуру. Адепты такого мнения напоминают, что во многих мейнстримных СМИ публиковались куда более злые карикатуры на Биньямина Нетаниягу и других политиков правого лагеря, на раввинов и деятелей религиозного сионизма, которых изображали фашистами, монстрами и т.д. Да что далеко ходить: буквально за день до скандала с обложкой "Швии" газета "Гаарец" опубликовала карикатуру, изображающую министра по делам поселений в виде ведьмы, летающей на метле с криком "Чую, левым духом пахнет!" и сбивающей самолеты ВВС Израиля, то есть в качестве откровенного врага государства. И ничего, все сочли это в порядке вещей!
Редакция газеты "Швии" опубликовала следующую реакцию на выдвинутые против нее обвинения: "В данной карикатуре нет никакого подстрекательства к насилию, как нет и пренебрежения к суду. Направленные нам письма игнорируют принцип свободы слова и право на выражение протеста. Как это принято в свободном мире, мы не подвергаем цензуре наших авторов, высказывающихся на актуальные темы. Напомним также, что недавно судья Анат Барон позволила себе прямое сравнение сторонников реформы с террористами ХАМАСа, назвав первых внешними, а вторых — внутренними врагами, и это при полном молчании общественности. Вместе с тем в то время, когда наши дети жертвуют своими жизнями на войне против наших врагов, у нас нет ни времени, ни желания начинать новую "гражданскую войну". Поэтому мы решили согласиться с требованием Управления судов и снять эту карикатуру со всех своих электронных носителей и из уже выпущенного в свет номера газеты".
Нужно сказать, что затеянный Управлением судов скандал вокруг карикатуры сослужил судебной системе и ее сторонникам дурную службу. Хотя бы потому, что назвать еженедельник "Швии" популярным никак нельзя, многие израильтяне вообще не подозревали о его существовании. И, скорее всего, никогда бы не узнали о карикатуре на Эстер Хают, не обрати на нее внимание администрация Управления судов и Коллегия адвокатов. Так что именно им карикатурист Ор Райхер должен сказать спасибо за то, что неделю назад проснулся знаменитым на всю страну.
В то же время автору этих строк безумно жаль, что редакция "Швии" уничтожила тираж вместо того, чтобы принять брошенный ей вызов. Да, конечно, судиться с судьями и адвокатами – дело заведомо провальное. Но, во-первых, я убежден, что если бы даже еженедельнику была присуждена многомиллионная компенсация, в стране нашлось бы немало желающих помочь редакции собрать эти деньги. Во-вторых, судьи судьям рознь – в Израиле, безусловно, есть объективные, принципиальные судьи, и попади данное дело в руки именно такому судье (что, признаемся, все же маловероятно), исход суда мог оказаться в пользу свободы слова. А, в-третьих, какой бы судья ни рассматривал это дело, ему — особенно с учетом общественного внимания, которое оно непременно бы вызвало — непременно пришлось бы соблюсти приличия и для обвинительного приговора обосновать доказательную базу, и жаль, что не придется понаблюдать, как бы он это сделал.
Тут самое время сказать, что карикатура Ора Райхера по-настоящему талантлива и неоднозначна. Легче всего, наверное, художнику было бы придать Эстер Хают отталкивающие, вызывающие отвращения черты, уподобить ее какой-либо живности, вызывающей неприятные ассоциации, и т.п. Именно по такому пути и пошел автор карикатуры в "Гаарец": Орит Струк у него – отвратительная ведьма, вызывающая неприязнь одним своим видом. Но Райхер этого не сделал. Его карикатура представляет свою явную реминисценцию на замечательную картину Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах", и будь израильская публика, включая судей, адвокатов и журналистов, более образованной, она бы это поняла. Так же, как Свобода у Делакруа размахивает флагом Франции, стоя над телом убитого коммунара, Эстер Хают держит в руках флаг с эмблемой правосудия, опираясь его древком в убитого солдата.
קריקטורה לעיתון @Shvi_e pic.twitter.com/xt3LPBc8P8
— Or Reichert (@orreichert) January 4, 2024
Причем на карикатуре она выглядит гораздо моложе и привлекательнее, чем в жизни, так что для более полной переклички с великим полотном у Эстер Хают не хватает только обнаженной груди, но это, видимо, тот случай, когда религиозные убеждения помешали свободе творчества. Можно сказать, что Райхер даже в чем-то идеализирует свою героиню, – как, впрочем, и Делакруа. И становится понятно: в том-то и заключается трагедия этой пожилой женщины, что она видится себе куда более привлекательной, чем это есть в реальности, и искренне верит в то, что защищает израильскую демократию от диктатуры, не понимая, что на самом деле все обстоит как раз наоборот. Именно об этом и говорилось подробно в статье, которую должна была иллюстрировать карикатура.
То, что госпожа Хают якобы убивает или добивает древком флага павшего солдата, – исключительно интерпретация критиков, и мне трудно представить, как ее справедливость юридический советник Управления судов или глава Коллегии адвокатов доказывали бы в суде.
Ну, а пока, повторим, вся эта история отнюдь не прибавила израильтянам уважения к судебной системе. Скорее наоборот: был сделан еще один шаг к ее дискредитации, поскольку стало ясно, что эта система не только никому не подконтрольна и открыто присвоила себе функции двух других ветвей власти, но и считает себя вправе ограничивать свободу слова и решать, кого в этой стране можно, а кого нельзя критиковать…
[nn]