На прошлой неделе два члена комиссии по выбору судей – министр Орит Струк ("Ционут датит") и депутат Ицхак Кройзер ("Оцма иегудит") — потребовали начать процедуру отставки судьи Халеда Кабуба. Никогда прежде подобное требование в отношении члена Верховного суда не выдвигалось
Петр ЛЮКИМСОН
Скандал усугубляется тем, что Халед Кабуб, в недавнем прошлом заседавший в Тель-авивском окружном суде, — первый судья-мусульманин, вошедший в состав Верховного суда страны. Таким образом, согласитесь, есть повод заподозрить Орит Струк и Ицхака Кройзера, а также присоединившегося к их требованию министра юстиции Ярива Левина ("Ликуд") в расизме и политической предвзятости. Но прежде чем делать такие выводы, давайте попробуем разобраться в сути дела.
Начало скандалу было положено публикацией журналиста 11-го канала ИТВ Авишая Гринцвейга, в которой утверждалось, что судья Кабуб использует свою должность и влияние для продвижения личных интересов дочери — адвоката Мирьям Кабуб, что, разумеется, совершенно неприемлемо. В частности, Халед Кабуб принял участие в открытии нового офиса адвокатской конторы дочери, сфотографировался вместе с Мирьям у входа в ее кабинет, и этот снимок величиной чуть ли не в человеческий рост висит в коридоре офиса. Понятно, для чего: чтобы потенциальные клиенты знали, кто отец молодой адвокатессы, и отсюда делали выводы, какими огромными связями в судебной системе и способностью влиять на решения судов любой, в том числе, и самой высшей инстанции та обладает.
По следам публикации Струк и Кройзер обратились к главе Управления по рассмотрению жалоб на судей — отставному судье Ури Шохаму, указав, что действия Халеда Кабуба представляют собой злостное нарушение этического кодекса судей, в котором ясно сказано: "Судья не имеет права использовать свой статус для продвижения своих и чьих-либо личных интересов".
Узи Шохам запросил на жалобу ответ судьи Кабуба. И тот написал, что не принимал участия в открытии офиса дочери, а специально приехал туда вечером, чтобы не столкнуться с потенциальными клиентами. Он действительно с ней сфотографировался, но не думал, что снимок будет использована подобным образом. И да, он согласен, что это неэтично и неправильно, поэтому попросил дочь снять фотографию, она это уже сделала, так что конфликт можно считать исчерпанным.
Но Авишай Гринцвейг — человек дотошный и вскоре после ответа судьи выпустил новую публикацию, в которой приводились снимки с упомянутой вечеринки. Из снимков следует, что Его честь господин судья Кабуб не только принимал участие в вечеринке, но и охотно фотографировался с клиентами дочери. А венчал эту публикацию снимок, на котором Халед и Мирьям Кабуб стоят на фоне огромной совместной фотографии. Словом, выходило, что в ответе на запрос главы Управления по рассмотрению жалоб на судей Халед Кабуб, мягко говоря, написал неправду. И это уж совсем неэтично и неправильно.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Халед Кабуб снова не замедлил с ответом, в котором объяснял, что просто забыл про свое участие в вечеринке и про злосчастную фотографию, поскольку не придал значения ни тому, ни другому. С кем, в конце концов, не бывает! Но Гринцвейг оказался поистине неугомонным: он опубликовал новую заметку, в которой сообщал, что Халед Кабуб продвигал интересы не только дочери, но и сына – адвоката Валида Кабуба. И что у того в офисе тоже висит большая фотография с отцом, которая к тому же широко распространялось в социальных сетях на арабском языке – явно с целью рекламы. Кроме того, Гринцвейг нашел снимок, на котором Халед Кабуб запечатлен сидящим в одном из тель-авивских кафе с мэром Тель-Авива Роном Хульдаи. И, что самое любопытное, снимок сделан в то самое время, когда судья Кабуб рассматривал несколько крупных исков против Тель-авивской мэрии. В связи с чем возникал вопрос, насколько подобная встреча правильна с этической, да и со всех других точек зрения?
Халед Кабуб заявил, что та встреча с Хульдаи произошла совершенно случайно. Но если учесть, что она произошла в рабочее время и была запечатлена никем иным, как родным братом уважаемого судьи, то эта версия вызывает большие сомнения.
Под тяжестью вышеприведенных фактов судья Ури Шохам — явно без особого желания — сообщил, что проведет дополнительное расследование и представит свои выводы комиссии по выбору судей. В результате на недавнем заседании комиссии развязалось самое настоящее сражение. Как оказалось, входящие в состав комиссии судьи Верховного суда возражают против обсуждения вопроса об отстранении Халеда Кабуб с поста члена высшей судебной инстанции страны, поскольку он как истинный джентльмен изложил свою версию деликатной ситуации, а джентльменам принято верить. Ведь верили же в подобных случаях, когда возникал вопрос о конфликте интересов, бывшей главе Верховного суда Эстер Хают и ее преемнику на этом посту Ицхаку Амиту. Так почему бы не поверить и Халеду Кабубу?
Орит Струк, Ицхак Шохам и Ярив Левин выразили удивление позицией судей: дескать, неужели они не понимают, как важно, чтобы народ был уверен в чистоте деяний и помыслов их коллег? А заодно высказали пожелание, чтобы отставной судья Шохам огласил свои выводы как можно скорее. Тут судьи уже совершенно возмутились и задали вполне резонный вопрос – мол, куда спешить?! В итоге было решено, что Шохам опубликует свои выводы только в апреле. Так что у Халеда Кабуба есть достаточно времени, чтобы обдумать и другие версии…
"Новости недели"