Военный эксперт – о ситуации на израильских фронтах
Минувшая неделя ознаменовалась эскалацией на севере, приписываемыми Израилю ударами по иранским целям в Сирии, продолжением успешной операции в больнице "Шифа" и активными антитеррористическими операциями в Иудее и Самарии. Кроме того, ЦАХАЛ, наконец, официально подтвердил факт ликвидации зам. командира боевого крыла ХАМАСа, Маруана Иссы в ночь на 11 марта.
Начну именно с севера, где в последние дни противостояние значительно обострилось. Нет смысла перечислять все события, однако стоит особо отметить, что Израиль нанес целый ряд ударов на востоке Ливана — в районе Баальбека, а 26-го удар был осуществлен даже по объектам "Хизбаллы" на северо-востоке страны, более чем 120 км от израильской границы.
Эскалация продолжилась в ночь на 27 марта, когда в результате израильской атаки по так называемому "Исламскому центру здравоохранения" в городке аль-Хаббария был нанесен удар с воздуха. В результате погибли семь членов суннитской радикальной организации (это ее боевики в свое время убили президента Египта Анвара Садата, однако сегодня в Ливане "Джемаа исламия" — местная разновидность "Братьев-мусульман"). Среди убитых, согласно сообщению ЦАХАЛа, — высокопоставленный активист организации, который планировал теракт с проникновением на территорию Израиля во главе этой группы. Кстати, тот факт, что "Хизбалла и другие группировки используют в своих целях машины "скорой помощи" и помещения медицинских центров, ни для кого не секрет. ЦАХАЛ недавно даже опубликовал соответствующие фото-доказательства.
В "ответ" "Хизбалла" утром 27-го подвергла массированному ракетному обстрелу (до 40 ракет, 10 из которых были перехвачены) Кирьят-Шмону, в результате чего погиб рабочий на одном из заводов города, житель друзской деревни Эйн-Киния на Голанах Заэр Салах Бшара, еще несколько человек получили легкие ранения. Далее уже ЦАХАЛ нанес серию ударов по объектам "Хизбаллы" вдоль границы и по двум "важным целям" в глубине Ливана.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Еще одной важнейшей темой обсуждения стали американо-израильские отношения, напряженность в которых нарастает день за днем. Подробнее о том, что США не наложили вето на резолюцию в СБ ООН, читайте на стр. 5, я же хочу рассмотреть военные аспекты данной проблемы.
Отмена визита в США израильской делегации вряд ли на что-то повлияет. Предполагаемой целью поездки было убедить американцев в необходимости сухопутной операции ЦАХАЛа в Рафиахе, и израильские гости, видимо, должны были представить план перемещения скопившихся там жителей сектора. Без связи с тем, прав ли Нетаниягу, отменив этот визит, важно понимать следующее. В свете многочисленных заявлений высокопоставленных представителей американского руководства, которые непрерывно, не приводя веских доводов, твердят о неприемлемости операции и возможной катастрофе, переубедить их будет крайне сложно. И не потому, что они действительно так думают или тревожатся о судьбе так называемых "мирных жителей" сектора. Дело в том, что из-за убеждений последователей Обамы в госдепе, а также сугубо политических соображений (давления проарабского и леворадикального лобби), в окружении Байдена хотят как можно скорее положить конец войне, в любом случае, максимально снизить интенсивность боевых действий. Возможная операция в Рафиахе в данном контексте — как кость поперек горла. К тому же, как заявил госсекретарь Энтони Блинкен, ей есть альтернатива.
Что ж, альтернатива есть в любой ситуации, даже когда тебя спрашивают — "Кошелек или жизнь?". И я не случайно привел эту аналогию. Интересы Израиля и госдепа в данной ситуации отличаются коренным образом. Операция в Рафиахе важна не только с точки зрения необходимости уничтожения последнего из важных оплотов ХАМАСа и установления контроля над границей с Египтом ("Филадельфийским коридором"), но и по принципиальным соображениям. ХАМАС и другие более сильные враги Израиля в регионе должны осознать: когда на кону стоят по-настоящему важные для безопасности Израиля проблемы, противника не спасет ни давление ООН на Иерусалим, ни даже давление США. В противном случае враги будут гораздо смелее в своих действиях, полагая, что их никогда не дадут уничтожить. Нет никаких сомнений в том, что данный эффект мы наблюдаем уже сейчас. Это, в частности, выражается в позиции ХАМАСа на переговорах по заложникам. Не факт, что при других обстоятельствах он проявил бы большую сговорчивость, но в нынешней ситуации, когда хамасовские лидеры видят, как Израиль под давлением не решается на последнюю фазу общевойсковой операции, им точно некуда торопиться.
Поскольку, как мы уже поняли, переубедить американцев вряд ли удалось бы, отказ от визита делегации в США не имеет решающего значения. Если премьер и "кабинет войны" не намерены начинать операцию в Рафиахе в обозримом будущем без американского согласия, этот визит все равно ничего бы не изменил. Равно как если решаться на операцию. Важно отметить еще один момент: на этой неделе состоялся визит в США министра обороны Йоава Галанта, который, естественно, является сторонником взятия Рафиаха под контроль. Так что даже без Дермера и Анегби было кому донести до американцев израильскую позицию, и если надо — в деталях.
Переговоры о заложниках в Катаре из-за позиции ХАМАСа приобрели характер откровенной профанации (теоретически ситуация все же может измениться). Так почему же Израиль никак не решится на операцию в Рафиахе? Ответа у меня нет, но можно предположить, что если не вмешаются "северные обстоятельства", то, вероятно, в Иерусалиме дожидаются конца Рамадана…
Еще один важнейший аспект в отношениях с нашим главным союзником — военное сотрудничество вообще и военно-техническое в частности. Израиль в заметной степени зависит от поставок оружия и боеприпасов из США и отчасти из других стран Запада. В случае неугодных для них действий оружейное эмбарго может стать реальностью в любую минуту. Канада и Италия уже заявили об этом, и более чем вероятно, что многие другие страны последуют их примеру. Мало кто в Европе поставляет Израилю некие системы целиком, но там производятся отдельные комплектующие даже некоторых американских систем. Наконец, нельзя исключать того, что, несмотря на перевес сторонников Израиля в сенате и конгрессе, некоторого эмбарго можно ожидать и от США. Правда, с электоральной точки зрения такой шаг был бы опасным: в "колеблющихся" штатах, где и решится судьба президентских выборов, это может сыграть совсем не на руку Байдену.
В данной связи Израиль должен тщательно рассчитать свои шаги и с сугубо военной точки зрения. Я имею в виду наличие достаточного количества накопленных, а также производимых и закупаемых "на стороне" боеприпасов и запчастей для продолжения войны в Газе и возможного масштабного столкновения с "Хизбаллой". Это, как мне видится, необходимое условие. Если же планирование "экономики войны" нашим минобороны и генштабом таково, что имеющегося в наличии вооружения не хватает, то иначе как провалом это не назовешь. Однако подчеркну, что данный довод приведен лишь в качестве иллюстрации одной из сложных дилемм, которые могут стоять перед теми, кто принимает соответствующие решения.
25 марта в Хан-Юнесе завершилась десятидневная операция в районе многоэтажек "города Хамеда". В ее рамках были зачищены около 120 домов, захвачены под 300 террористов, около 100 уничтожены. Немалую часть "улова" составили оружие и боеприпасы. Напомню, что операция началась внезапным рывком сил под командованием 98-й дивизии, которые окружили район, и боевики просто не могли уйти. Как оказалось, это была своего рода репетиция перед рейдом в больницу "Шифа", который продолжился на этой неделе. Судя по всему, уже сейчас можно говорить об одной из самых удачных операций нынешней войны. В прошлом выпуске "НН" я отмечал, что, благодаря отличной работе разведки и ШАБАКа и грамотным действиям подразделений, был достигнут эффект внезапности. В результате в больничном комплексе зданий и поблизости удалось взять в кольцо огромное количество террористов, включая многочисленных командиров среднего и высшего звена в ХАМАСе и "Исламском джихаде" (которому, судя по имеющейся неполной информации, досталось особенно сильно). По понятным причинам оперативного характера армия и ШАБАК еще не опубликовали имена наиболее важных фигур, захваченных на месте. В целом же на момент написания этих строк можно говорить об "урожае", вдвое превышающем пожатый в "город Хамеда" в Хан-Юнисе. В "Шифе" число убитых террористов приблизилось к 200, захваченных к 600. И это, судя по всему, не полные цифры, поскольку часть боевиков продолжают баррикадироваться в помещениях, прикрываясь больными как "живым щитом".
АМАН опубликовал выдержки из допросов командиров ХАМАСа и "Исламского джихада", которые рассказали о широком использовании лидерами обеих группировок зданий больниц, школ и других защищенных международным правом гражданских объектов.
Один из них, Бахер Ахмад Бахер Канита сказал, что под его командованием действовали 143 бойца, сгруппированных в отряды. Он был арестован в больнице "Шифа", где, как признался, находился 25 дней. Канита сообщил, что в больничном комплексе размещались боевики ХАМАСа всех уровней, члены правительства и главари группировки, командиры и бойцы. Канита также сказал, какие отделения больницы использовали в своих целях террористы: в частности, в помещениях для врачей-интернов находились вооруженные боевики; в родильном отделении размещались боевики "Исламского джихада" и руководители группировки, там же был их штаб.
На вопрос о том, почему ХАМАС и "Исламский джихад" используют для своих целей больницы, они отвечали: потому что там много гражданских, постоянное движение, больницы бесперебойно снабжаются водой и электроэнергией. "Больницы — это гуманитарный объект, и никто не будет их трогать", — объяснил Канита.
Но вернемся на юг сектора. 21 марта силы ЦАХАЛа начали активные действия в северной части Хан-Юниса — районе аль-Карере, а 24-го — в западном районе аль-Амаль. И там, и там наши уже бывали, так что речь идет о той самой рейдовой тактике, когда военные возвращаются работать по вскрытым разведкой инфраструктурам. Здесь также была выбрана тактика внезапного окружения, причем главной целью стала местная больница и крупнейший медицинский центр юга Газы "Насер". На момент написания этих строк армия уже сообщила о захвате 50 боевиков и обнаружении нескольких туннелей.
В Иудее и Самарии за истекшие семь дней был ликвидирован (в том числе и ударами с воздуха) целый ряд террористов. Основные события традиционно развивались в Дженине (последняя ликвидация, как раз с воздуха, имела место в ночь на 27-е — были уничтожены трое террористов) и Туль-Кареме. Не остался в стороне и относительно тихий Иерихон. Там, а вернее, в расположенном южнее лагере беженцев Акбат-Джабер был задержан потенциальный террорист-самоубийца и застрелен один из его "коллег".
К сожалению, не обошлось без потерь. Утром 22 марта террорист Джихан Манцур Баркат, вооружившись винтовкой с оптическим прицелом и подготовив огневые позиции на поросшем зеленью холме, обстрелял израильские минибус и машину "скорой помощи" между поселками Долев и Тальмон западнее Рамаллы. На этом этапе пострадавших не было. Однако прибывшие на место силы ЦАХАЛа поначалу неверно оценили ситуацию и не осознали, что против них действует снайпер, занявший позицию на господствующей высоте. В результате погиб боец ЦАХАЛа из спецподразделения "Дувдеван", еще шестеро получили ранения разной степени тяжести. Бой продолжался четыре (!) часа. Правда, когда ситуация прояснилась, наши военные уже не торопились, желая избежать потерь. В итоге боевик, который в прошлом служил в "Президентской гвардии" ПА, был поражен ракетой с ударного вертолета. Заметим, что, несмотря на установленное на "Апачи" оборудование, пилоты долго не могли обнаружить точное местоположение стрелка.
Нет сомнений, что по итогам инцидента состоится серьезный "разбор полетов", в том числе во всем, что касается противостояния снайперской угрозе.
Особое внимание привлекла обнародованная на этой неделе информация о пресечении масштабной контрабанды оружия в Иудею и Самарию спецподразделениями иранского КСИР. Судя по увиденному, иранцы, наконец, осознали, какой ущерб могут нанести Израилю, если доставят в ПА оружие и боеприпасы, которые здесь до сих пор не светились. Имеются в виду не только традиционные автоматы и пистолеты, которые в больших количествах доставлялись через иорданскую границу. На сей раз настал черед десятков ручных гранатометов разного типа, боеприпасов к ним, подствольных гранатометов, ручных гранат, взрывчатки фабричного производства, мощных фугасов и противотанковых мин (иранских). Подобные попытки ожидались, и я удивлен тем, что иранцы не пытались осуществить их гораздо раньше.
С пресечением контрабанды стрелкового оружия наши силы безопасности в последние годы не справлялись. Если теперь, благодаря Ирану, в Иудею и Самарию начнет попадать перечисленное выше "кое-что другое", угроза жизни военных и мирных израильтян существенно возрастет. Армия обнародовала фамилии высокопоставленных офицеров КСИР, ответственных за организацию операции, упомянув также в качестве одного из участников схемы весьма известного палестинского террориста Мунира Макдаха, жителя южно-ливанского лагеря беженцев Эйн эль-Хильве. По опыту прошлого можно предположить, что публикация имен является своего рода "черной меткой"…
Ну, и переходим непосредственно к КСИР. В ночь на 26 марта на востоке Сирии, по приграничному с Ираком городу аль-Букамаль, контролируемому проиранскими силами, был нанесен удар с воздуха. Основной целью стала вилла, в которой квартировали иранские военные. По сообщениям оппозиционных сирийских источников, частично нашедших подтверждение и в иранских, погибло не менее 14 человек: три гражданина Ирана, девять боевиков из проиранских организаций и два сирийца. Еще 24 боевика были ранены. Убитые иранцы — полковник, специализирующийся на системах связи, и два его помощника. Важно отметить, что США опровергли сообщения о том, что именно они стоят за случившимся.
"Новости недели"