Давид ШАРП | Разведка доложила точно

0

Израильский военный эксперт подводит итоги недели в сфере безопасности

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

27 августа армия совместно с ШАБАКом освободила израильского заложника — 52-летнего жителя бедуинского города Рахат Фархана аль-Кади, о чем мы поговорим далее. Но главным событием недели стал обмен ударами с "Хизбаллой", стартовавший с превентивной атаки ЦАХАЛа.

После ликвидации 30 июля в оплоте "Хизбаллы" — южнобейрутском районе Даахия человека №1 в военной иерархии организации Фуада Шукра шейх Хасан Насралла объявил о том, что его организация будет мстить. Ликвидация главы политбюро ХАМАСа Исмаила Хании в Тегеране, как ни странно, несколько смешала карты. Иран тоже пообещал отомстить Израилю, и у Тегерана и его союзников-марионеток встал вопрос: делать это вместе или раздельно. С одной стороны, иранцы, согласно заявлениям, твердо намеревались ударить, а с другой, на фоне угроз США, Израиля, международного давления и внутренних разногласий, поняли, насколько велик в таком случае риск большой войны. Как мне видится, совместная атака с "Хизбаллой" этот риск увеличивала, и стороны решили не кооперироваться.

Насралла и представители Ирана объясняли задержку в том числе и тем, что она изматывает израильтян психологически и приводит к экономическому ущербу в гражданской сфере и дополнительным расходам военных ресурсов из-за необходимости пребывания в повышенной готовности. На более позднем этапе очередным объяснением промедления стало желание дать шанс ХАМАСу добиться своего на переговорах по сделке об освобождении заложников. Но когда ожидание мести затянулось и стало вызывать насмешки со стороны противников "Хизбаллы", Насралла решил действовать.

Важно заметить, что "Хизбалле" (и Ирану) хотя и удалось держать Израиль в относительном напряжении, в Ливане дела обстояли весьма и весьма скверно. Из-за опасений большой войны начался массовый исход жителей шиитской Дахии, экономическая жизнь района была полупарализована. При этом попытки шиитов из Дахии поселиться в нешиитских населенных пунктах — от греха подальше — в ряде случаев встретили серьезное противодействие со стороны местных жителей. Не говоря уже о резком скачке цен на съем.

Атака Израиля была назначена на пять утра 25 августа. Израильская разведка получила неплохое представление о плане террористов, ну уже после обмена ударами о нем довольно подробно рассказал Насралла. В целом вырисовывается следующая картина: согласно армейским данным, боевики планировали запустить по северу Израиля многие сотни ракет почти исключительно из стационарных пусковых установок, заранее размещенных и замаскированных в разных точках Южного Ливана. Размещенных как на открытой местности, так и в населенных пунктах, зачастую в специальных шахтах, в том числе с закрывающими их люками с гидравлическим приводом. Удар по населенным пунктам и военным базам севера Израиля помимо нанесения материального ущерба должен был отвлечь внимание и возможности израильской системы ПРО. И этим террористы собирались воспользоваться для запуска десятков БПЛА-камикадзе, в том числе по центру Израиля. По словам Насраллы, целью была база ПВО в районе Эйн-Шемер вблизи Хадеры и крупнейшая база АМАНа в Глилот, по сути, на севере Тель-Авива.

И здесь мы вернемся к израильской разведке. Несмотря на множество справедливейших претензий в ее адрес, нельзя забывать и о достижениях. Очевидно, что долгая кропотливая работа дала плоды. В АМАНе знали местоположение значительного числа многоствольных пусковых установок, разбросанных по Южному Ливану и ждавших своего часа. Не остались незамеченными и активные приготовления к обстрелу. Более того, было известно, когда именно "Хизбалла" намерена атаковать. В свою очередь "Хизбалла", надеясь на то, что удар не приведет к войне, не планировала задействовать тяжелые и дальнобойные высокоточные ракеты из района Бейрута и, тем более, севернее. Насралла прекрасно понимал, что если такие средства будут применены, да еще из глубины страны, Израиль почти гарантированно ответит ударом по этой самой "глубине".

Итак, ЦАХАЛ и правительство были в курсе планов и приготовлений противника, и на повестку дня встало нанесение превентивного удара. Выбор был одновременно сложный и простой: масштабная атака по объектам "Хизбаллы" по всей территории Ливана с почти гарантированным началом большой войны — либо ограниченный классический превентивный удар тактического уровня. То есть такой, который почти наверняка не приведет к значительной эскалации, но в заметной степени сорвет планы противника. Так как израильское руководство по неким причинам всеми силами воздерживается от принятия стратегического решения о начале масштабной операции против "Хизбаллы", то оно выбрало второй вариант. Удар было решено нанести вплотную к планирующейся "Хизбаллой" атаке. Это свидетельствует о том, насколько в командовании ЦАХАЛа были уверены в полноте имеющейся информации о планах противника.

Согласно официальным данным, в операции помимо наземных средств было задействовано около сотни самолетов, синхронно атаковавших свыше 270 целей в Южном Ливане. По словам военных, львиная доля подвергшихся атаке объектов — стационарные замаскированные установки, и лишь очень малая часть целей представляла собой тяжелые или высокоточные ракеты и БПЛА.

Начавшая циркулировать в СМИ цифра в шесть тысяч уничтоженных ракет – это максимальная и, на мой взгляд, завышенная оценка нанесенного противнику ущерба. Если считать стволы (трубы) уничтоженных пусковых установок, то на самом деле приближаешься к указанной цифре. Ведь в каждой установке от 10 до 40 стволов, и некоторое усреднение эти цифр, помноженное примерно на 260, как раз и дает искомое число. Однако, по данным армии, "Хизбалла" не планировала отстрелять 6000 ракет. И действительно, для отвлекающего маневра это было бы слишком, зато резко повышало шансы на скатывание к войне.

По сообщению министра обороны Йоава Галанта, ЦАХАЛу удалось нейтрализовать до двух третей ракетного потенциала, который "Хизбалла" планировала использовать через считанные минуты. Судя по всему, наши били не только по этим, но и по другим установкам, от которых могла исходить опасность.

В своей речи 25 августа генсек "Хизбаллы" привел любопытную подробность. Пытаясь показать, что Израиль нанес организации незначительный ущерб, он назвал цену одной пусковой установки — 8-10 тысяч долларов и отметил, что таковых у "Хизбаллы" тысячи. Если шейх не врет, то тысяча установок обходится в 8-10 млн долларов. Сумма не символическая, но вполне подъемная для Ирана и "Хизбаллы", которым в финансовом плане не составляет проблемы обзавестись парой-тройкой тысяч установок по таким ценам. Причем основная их часть должна дожидаться своего часа где-нибудь на тайных складах.

Факт, что в результате израильского удара погибли считанные боевики, да и то, видимо, после основной его фазы, удивлять не должен. ЦАХАЛ наносил удары почти исключительно по пусковым установкам, которые перед самым действием, как правило, не "одушевлены". И в Газе и в Ливане подавляющее большинство пусков со стационарных установок осуществляются либо дистанционно — пультом, либо при помощи таймеров.

Примерно в 05:30, то есть с некоторым опозданием, "Хизбалла" все же открыла огонь. В армии зафиксировали запуск 230 ракет и 20 БПЛА. Насралла, пытаясь принизить достижения Израиля, заявил, что удар ЦАХАЛа на планы организации совершенно не повлиял. Мол, они планировали выпустить 320 ракет, а в итоге выпустили даже 340. Кроме того, Насралла, которого когда-то многие в Израиле считали этаким правдорубом, утверждал, что основные цели в Глилот и Эйн-Шемере были поражены БПЛА. В реальности ни один из беспилотников не поразил конкретной цели на территории Израиля и даже не пересек широту Акко. Помимо упреждающих ударов по БПЛА еще в Ливане и над Ливаном для их нейтрализации были задействованы истребители, вертолеты, наземные системы ПВО и корабли. И именно в море произошел трагический инцидент: по невыясненной пока причине перехватчик "Железного купола" разорвался возле сторожевого катера "Двора". То ли это был столь близкий к кораблю перехват БПЛА, то ли ракета "приняла" небольшой катер за низколетящую цель, но в результате попадания осколков один из членов экипаже погиб, а двое получили ранение легкой и средней степени тяжести. Повреждения самого катера оказались незначительными, и он через двое суток уже вернулся в строй.

Ранение получила и жительница Акко, что также стало следствием близкого подрыва перехватчика. Да, еще пострадавший курятник – так можно суммировать понесенный Израилем ущерб.

Кстати, именно курятник стал поводом для насмешек над "Хизбаллой". Ее противники в Ливане и арабском мире не купились на рассказы Насраллы о попаданиях по важным израильским базам и разрекламированное уравнение "Бейрут =Тель-Авив". В многочисленных коллажах и карикатурах щедро использовали кур и петухов. Мне больше всего понравился коллаж, где на одной чаше весов портрет ликвидированного Шукра, а на другой перевешивающая его курица.

Похваляясь успехом, Насралла оставил себе путь к отступлению, заявив, что если результат удара по основным целям в глубине Израиля окажется неудовлетворительным, то "Хизбалла" вернется к идее повторной атаки. В нашем регионе не стоит недооценивать значение насмешек. Если над тобой смеются, ты можешь показаться слабаком, а это ко всему прочему еще и опасно. Так что полностью исключать возможность того, что "Хизбалла" все же попытается нанести Израилю инициативный удар, выходящий за рамки обычного, я бы не исключал. Однако общее поведение Насраллы — а это приуменьшение значения израильских ударов, похвальба о поражении израильских баз и, что особенно важно, призыв к беглецам из Даахии вернуться в свои дома — говорит о том, что с точки зрения "Хизбаллы" "страшная месть" за Шукра свершилась, и этот раунд исчерпан.

Впрочем, обмен ударам на севере продолжился, и Израиль, добившись по результатам превентивного удара и дальнейших обстрелов значительного тактического успеха, по-прежнему остается в крайне проблематичном стратегическом положении. Ситуация, сложившаяся в последние месяцы с точки зрения противостояния с "Хизбаллой", абсолютно неприемлема. И ее необходимо менять как можно скорее. Кстати, показательно, что утром 25-го во время обмена ударами израильскому руководству пришлось закрывать аэропорт им. Бен-Гуриона и также объявлять особое положение в тылу…

* * *

27 августа силы особого и специального назначения — бойцы подразделения морских коммандос "Шайетет -13", специального подразделения инженерных войск ЯАЛОМ, оперативки ШАБАКа и военной разведки — обнаружили и спасли в секторе Газы Фархана аль-Кади, находившегося в руках террористов с 8 октября. Аль-Кади был вызволен из уходящего на десятки метров под землю туннеля на юге сектора, в зоне действия 162-й дивизии. Согласно "Нью-Йорк таймс", его нашли якобы случайно, но это не совсем так. В отличие от других успешных операций, на этот раз исчерпывающей информации о местонахождении заложника не было. Однако ЦАХАЛ и ШАБАК располагали данными о том, что в туннеле могут быть наши заложники, и действовали соответствующим образом. Аль-Кади был брошен в туннеле охранниками за несколько часов до того, как на месте оказались израильтяне.

Фархан аль-Кади был доставлен в больницу "Сорока", где после осмотра врачами встретился с близкими. Первым делом он спросил, как себя чувствует мать, а потом взял на руки годовалого младшего сына Хабиба, одиннадцатого по счету, которого видел в последний раз в младенческой люльке. По словам родственников освобожденного заложника, за время плена он сильно похудел. Фархан рассказал, что ел только хлеб, и то далеко не каждый день. Он также рассказал близким, что верил, что выйдет на свободу, и постоянно думал о них.

В больнице "Сорока" сообщают, что в целом состояние здоровья Фархана аль-Кади удовлетворительное, но ему предстоит длительный период физической и психологической реабилитации.

Снимки Фархана аль-Кади, запечатлевшие, как он, похудевший и изможденный, разговаривает с командиром 162 бронетанковой дивизий "а-Плада" бригадным генералом Ициком Коэном, а затем в окружении солдат ЦАХАЛа летит в больницу, заполонили интернет и вызвали неоднозначную реакцию мировых СМИ. Любопытно, что именно в Саудовской Аравии и ОАЭ сообщение об освобождении аль-Кади назвали "доброй вестью для Израиля и всего человечества". А еще отметили, что фотографии из сектора Газы и больницы "Сорока", где врачи-евреи окружают мусульманина-бедуина любовью и заботой, — это лучший ответ тем, кто изображает Израиль как государство апартеида. "Мы получили еще одно доказательство, что Израиль дорожит своими арабскими гражданами в не меньшей степени, чем еврейскими", – написала одна из газет Саудовской Аравии.

В Европе это событие освещалось куда более сдержанно, а СМИ ПА и Иордании попытались представить дело так, будто аль-Кади был просто освобожден ХАМАСом как единоверец. Эта версия вызвала насмешки в тех же Саудовской Аравии и ОАЭ, публицисты которых немедленно задались вопросом, почему же тогда ХАМАС держал Фархана в качестве пленника целых 11 месяцев.

Таким образом, в руках боевиков остается 108 заложников. К великому сожалению, в живых остаются не более 70 из них.

Кроме этой операции боевые действия в секторе, особенно в центральной и южной его частях, были весьма активными. ЦАХАЛ, опираясь на разведывательную информацию, наносил огневое поражение противнику и продолжал рейдовые действия.

Наконец, особое внимание привлекла начавшаяся в ночь на 28 августа дивизионная операция израильских сил безопасности в эпицентрах террора Иудеи и Самарии, таких как лагерь беженцев Нур а-Шамс в Туль-Кареме и Дженин, и в ряде населенных пунктов Иорданской долины. В ходе операции, в которой помимо военных принимали участие ШАБАК и спецподразделения полиции, активно использовались ударные БПЛА. К утру, когда операция еще продолжалась, число погибших террористов достигло двухзначного числа.

 "Новости недели"

Давид ШАРП | Живые и мертвые

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий