Юбилейная беседа с Эммануилом Виторганом
Александр ЛИВШИЦ
Эммануилy Гедеоновичy Виторганy исполнилось 85 лет. Он родился 27 декабря 1939 г. в Баку, в еврейской семье Гедеона Абрамовича и Клары Захаровны Виторган. Юбиляр – советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации, снялся в 130 фильмах, сыграл во множестве театральных и телевизионных спектаклей. Его имя увековечено на Аллее звезд в Москве. Э.Виторган написал книгу о своей жизни, которая называется «Как много, и как мало».
– Эммануил, благодарю вас за согласие дать интервью в связи с вашим юбилеем. Что привело вас в искусство: влияние семьи, советы друзей, книги, театр, кино?
– Я с раннего детства был во Дворце пионеров в драматическом кружке. Так что эта основа была заложена там… И ничего, никакого другого желания, кроме желания поступить в театральный, у меня не было. Хотя мои родные и близкие все «технари», все… Но я такой был упрямый! И сказал себе, что хочу и буду поступать только в театральный вуз. Отец был хорошим специалистом в мукомольном производстве, и его часто перебрасывали в разные города страны. На момент моего рождения семья жила в Баку. Позже мы оказались в Астрахани. И еще я подружился с мальчиком, Юрой Кочетковым, он, как оказалось, был из актерской семьи. Мама была ведущей актрисой Астраханского театра, папа впоследствии стал даже директором этого театра. Я у них часто бывал, они жили во дворе театра. И было возможно наблюдать за репетициями, посещать спектакли – и эта «зараза», поступать в театральный, ко мне окончательно прилипла. И мое желание исполнилось: я стал артистом!
– Сейчас, если «остановиться-оглянуться» с высоты прожитых лет, какие события представляются вам наиболее важными и памятными?
– Прошло уже столько лет жизни, и событий было огромное количество, безусловно самых-самых разных. И личных, и творческих. И со знаком «плюс», и со знаком «минус»… Это встречи и совместная работа со многими, с некоторыми ныне легендарными режиссерами и актерами. Это уход близких и друзей. Это и безвременный уход в 2000 г. моей дорогой Аллочки (Алла Балтер. – А.Л.), мамы моего сына Максима… На сегодняшний день самое главное событие – это война. И военные действия, которые происходят сегодня, сейчас… Это колоссальная печаль, что молодые люди уходят из жизни. Не знаю, я испытываю какое-то чувство, я даже не могу объяснить, не могу понять – грусти, печали… Потому что я не могу, к сожалению, сделать так, чтобы это прекратилось. Чтобы все жили столько, сколько им предрасположено жить кем-то оттуда, сверху…
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
И, конечно, события, которых главнее не бывает ничего, – дети… И то, что сегодня рядом наши маленькие дочки. Ириша (Ирина Виторган (Млодик), жена. – А.Л.) совершенно очевидно дала мне возможность продолжать и мою собственную жизнь… Дети для меня – это всё. Я могу не быть с ними непосредственно рядом – сидящими, лежащими, обнимающими, целующими, разговаривающими… Они могут быть в другой комнате или где-то гулять – они всё равно всё время со мной рядом. Их присутствие в этом воздухе, в котором я живу и дышу, для меня самое важное! И то, что Ириша выразила желание, чтобы у нас были наши совместные дети (Этель, 2018 г.р. и Клара, 2019 г.р.), – это такой подарок она мне устроила в эти мои годы, такое наслаждение! И моя благодарность ей навсегда…
– В знаменитом фильме «Белое солнце пустыни» Абдулла говорил Верещагину: «Хорошая жена, хороший дом – что еще надо человеку, чтобы встретить старость?». Хороший дом, жена – красавица и умница… Но еще две совсем маленькие красотки-дочки, подобными которым по возрасту точно далеко не каждый мужчина в 85 может похвалиться… Старшие дети, внуки, друзья… Подразумевая в первую очередь и желая крепкого здоровья на долгие годы, что еще надо Эммануилу Виторгану, чтобы встретить старость?
– Ничего больше, вполне достаточно и этого. Вполне. Главное – иметь возможность быть рядом со всеми с ними, дышать с ними одним воздухом, общаться со всеми ними. Конечно, я догадываюсь иногда, что возраст может сыграть со мной не очень «вкусную штуку»… Но пока быть рядом возможно – для меня это такой подарок, что я иногда задумываюсь о том, достоин ли я его. И, вероятно, действительно достоин, раз это произошло?
– Вы связаны (были и есть) по жизни с людьми талантливыми. В «Виторган-клубе», которому в этом году исполняется 30 лет, собирались и собираются многие известные люди. Некоторые из них, увы, ушли… Кого из друзей вы часто вспоминаете?
– Члены нашего клуба – люди разных профессий. В Клубе мы с женой постоянно собираем известных артистов (и обязательно приглашаем молодежь, чтобы училась у мастеров), поэтов, музыкантов, бизнесменов, врачей… Отмечаем юбилеи и знаменательные события, проводим спектакли и концерты. На наши вечера часто приезжают люди из разных городов и даже стран.
Что касается воспоминаний – такое количество ребят ушло! Что говорить: поколение уходит! Трудно это принять и смириться. Из тех людей, с которыми мы непосредственно общались, благодаря которым я имел возможность продолжать свою профессию и просто жизнь… Боря Грачевский, мы дружили с ними, ушел так неожиданно, ковид… Зинаида Кириенко постоянно бывала у нас на вечерах… Замечательная Ирина Мирошниченко… С Александром Ширвиндтом, ушедшим совсем недавно, и Борисом Мессерером, здравствующим, слава Богу, мы дружили близко, часто встречались, иногда заходили в Дом актера, выпивали немного, беседовали… Наши постоянные члены клуба Лев Дуров, Владимир Абрамович Этуш, Римма Маркова, другие наши корифеи – они приходили постоянно на наши вечера. Это было счастье, когда они находились в зале! Никогда не забуду: прошло года два или три после празднования у нас юбилея Льва Дурова. И вот мы празднуем у нас чей-то еще, сейчас не помню, очередной юбилей, Лева присутствует в зале, и вдруг раздается его плач. Все бросились к нему: «Лева, что с тобой, что случилось?» – «Хочу, чтобы мне хотя бы еще раз отметили юбилей!» Сердце разорвалось от того, как он это сказал…
– Вы сыграли в огромном количестве фильмов, в большом количестве театральных и телевизионных спектаклей, сотрудничая с различными режиссерами – и молодыми, и известными, и знаменитыми… Как строились ваши отношения с режиссурой? Какие роли вам запомнились?
– Я так воспитан в моей профессии – я никогда не настаивал, требуя того, что хочу. И то, что мне давалось, я всегда с благодарностью принимал. Желания были, безусловно. Но я человек такой очень «подчинибельный»… И делал то, как «руководилось» теми людьми, которые руководили… Я никогда не настаивал на своем, всегда шел «на поводу» режиссуры и авторов, профессионалов в своей области.
Впервые я появился на экране в 1967 г. А первая заметная роль, принесшая известность, случилась в 1978 г. в телефильме «И это всё о нем» в постановке Игоря Шатрова по роману Виля Липатова. Это был шестисерийный фильм с очень большим количеством актеров. В нем снимались, в частности, Е.Леонов, И.Костолевский, Л.Чурсина, Л.Удовиченко, Л.Марков. Моя трактовка образа уголовника Заварзина, одного из главных героев фильма, понравилась В.Липатову, и он сказал мне: «При переиздании романа я обязательно внесу в образ Заварзина кое-что из того, что сделал ты в фильме».
Запомнилась работа с Маргаритой Тереховой в телеспектаклях Романа Виктюка «Мне от любви покоя не найти», где я исполнил все мужские роли, и «История кавалера де Грие и Манон Леско». Маргарита настояла, за что я ей очень благодарен, чтобы я принял участие в качестве ее партнера в музыкальной комедии «Благочестивая Марта» режиссера Яна Фрида. В фильме снялись также Н.Караченцов, В.Стржельчик, П.Кадочников… Картина была очень хорошо принята и запомнилась зрителям. Ну и мне перепало немного славы…
– Что вы больше всего цените в людях и что в них не принимаете?
– Больше всего ценю нормальное, доброжелательное отношение друг к другу, понимание, умение слышать и слушать, способность прийти на помощь. Не принимаю непорядочные поступки, подлые поступки, что, считаю, от слабости человеческой происходит. От слабости, такого человека можно только пожалеть.
– Как вы относитесь к критике? Ни обид, ни выяснений отношений?
– Положительно отношусь. Выслушиваю спокойно. Может быть, первая реакция иногда, особенно еще по молодости… Я никогда не настаиваю на своем, не выясняю отношений. Если ты считаешь так – пожалуйста, считай так. Я живу иначе. Но, может быть, иногда следует и прислушаться.
– Причастны ли вы в какой-то еврейской жизни?
– Нельзя сказать, что мы религиозны, но мы достаточно часто, особенно в праздники, ходим с женой и девочками в синагогу, встречаемся там с друзьями. Мы широко отмечаем в нашем клубе еврейские праздники (куда, кстати, приходит значительное количество чисто русских людей и людей других национальностей). Я вообще считаю, что люди любой национальности должны ощущать себя достойно, люди различных наций должны свободно общаться. И я являюсь членом Общественного совета Российского еврейского конгресса.
– Эммануил, благодарю вас за беседу. Всех благ вам и вашей семье. Крепкого здоровья прежде всего! До 120! Мазл тов!
Автор благодарит г-жу Ирину Виторган за помощь в организации интервью и предоставление информации
"Еврейская панорама", Берлин