Профессор Леонид ШТИЛЬМАН | Шаг вправо, шаг влево…

0

Возможно ли взаимопонимание и примирение между правыми и левыми израильтянами?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

В октябре 2024 в самом престижном журнале Nature была опубликован статья М.Тесслера и соавторов. В этой статье доказывалось, что искусственный интеллект лучше людей выступает посредником при политических дискуссиях.

Исследователи пробовали модель искусственного интеллекта Habermas Machine для компромисса между группами, обсуждающими политические проблемы в Великобритании: Брекзит, размер минимальной заработной платы, иммиграцию, проблему изменения климата. Искусственный интеллект не “бросался в бой” по всем пунктам, а старался достичь компромисса мелкими шажками. Исследование уверенно доказало, что как посредник ИИ лучше человека.

Авторы статьи, как и подавляющее число людей в наши дни, используют слово “демократия” для описания групп людей с разными мнениями. На самом деле для описания групп людей с разными мнениями существует другой термин — плюрализм.

Формальное определение (см. Википедию): “плюрализм” — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения. На практике плюрализм означает признание легитимности разных мнений. Этим плюрализм отличается от демократии.

В современной израильской или американской демократии признание легитимности власти победителя — это и есть демократия. В то же время не существует признания легитимности мнения политического оппонента. Плюрализма — нет.

Признание легитимности мнения оппонента звучит не по-израильски. Может ли ИИ помочь в этом деле? Посмотрим на позиции сторон.

КТО ТАКИЕ ЛЕВЫЕ И КТО ТАКИЕ ПРАВЫЕ?

В давние времена левыми считались те, кто за трудовой народ, а правые — это капиталисты. Потом в Израиле стали считать левыми тех, кто за мир с арабами, а правые — это те, кто за жесткое обращение с арабами.

Из моего описания я убираю экстремистов — тех, кто за общее абстрактное демократическое государство евреев и арабов, и тех, кто хочет выселить всех арабов. Любителей коммунистических и фашистских идей я тоже убираю.

Давайте сфокусируемся на том, что представляет собой масса — митингующие и им сочувствующие — назовем их левыми, и тех, кто с ними не согласен, но не выходит на демонстрации, назовем правыми.

ЧТО ДУМАЮТ ЛЕВЫЕ ПРО ПРАВЫХ?

Правые это толпа, чернь. Часть из них — это религиозные фанатики, которые хотят непрерывной войны с арабами, желают захватить их земли и изгнать их.

Другая часть из них — это ортодоксы, которым наплевать на существование государства. Они хотят жить на деньги работающих, не имеют никакого желания служить в армии и размножаются как кролики. Если их не остановить, то вся страна превратится в паразитов.

Наконец, третья часть — это необразованная часть населения, в основном восточные евреи, которых легко оболванить пропагандой.

Все правые не принимают демократию, не верят в независимость и справедливость суда. Во главе правых стоит преступник, который продает интересы государства во имя сохранения его власти. Любые методы, кроме вооруженной борьбы, любое нарушение законов — это справедливые меры, потому что левые спасают государство от преступного правительства.

Нетаниягу продался Катару и не заинтересован в освобождении заложников. Все в правительстве негодяи, подлецы и неучи, и если убрать главу правительства, то они не смогут без него выиграть выборы, так как реальной замены Биби у них нет.

Сохранение состава Верховного Суда — это гарантия на пути недопущения к власти правых после свержения премьер-министра.

Кроме того, необходимо запретить тех, которые засоряют головы необразованным массам ложью с экранов: Амит Сегаль, Гади Тауб, 14-й канал. Один из самых популярных терминов левых про правых: “они крадут нашу страну”

Лозунгов мира с арабами, лозунгов социальной справедливости и тому подобного у новых левых нет.

ЧТО ДУМАЮТ ПРАВЫЕ ПРО ЛЕВЫХ?

Левые это богатые и образованные, которые держатся за свою власть. Суду, в котором все леваки и туда невозможно попасть правым, верить нельзя.

Левым наплевать на еврейские ценности, государство Израиль подходит им только потому, что они им правят. Все судебные процедуры против Нетаниягу ничего общего с законом не имеют — это политические процессы от начала и до конца.

Утверждение, что судьи аполитичны, вызывает в лучшем случае смех. Судьи — это враги, которые выступают против решения большинства народа. Правые видят миллионы, на которые строят сцену, делают плакаты, и не верят, что люди “сами по себе” ходят на демонстрации, и уверены, что капланистам платят за участие. У многих, если не у большинства демонстрантов есть европейское гражданство и, в случае опасности, они сбегут.

Правые уверены, что левые больше настроены на свержение Нетаниягу, чем на борьбу с ХАМАСом.

Вся пресса в руках левых и ложь, которую пишет Бен Каспит про преступления всех, кто связан с Нетаниягу, это и есть настоящее преступление.

Название “юридический советник правительства” в глазах правых отлично от практики: советник может отменить любое решение правительства.

Письма отставных летчиков, или генералов их не впечатляют, так как они понимают, что идущие в бой писем не пишут.

Силы, направленные органами внутренней безопасности на борьбу с поселенцами, больше сил, потраченных на борьбу с арабами.

Так как 20% правых это ортодоксы, то их нельзя обойти вниманием. Ничего про левых, как и правых им знать не нужно. Для них вся эта суета (война, заложники, демонстрации и т.д.) только отвлечение от изучения святых текстов и исполнения ритуалов. Они уверены, что смена власти без их присутствия все равно не состоится. Бюджет для ортодоксов будет.

А ЧТО СКАЖУТ ЦИНИКИ?

Все начинается и заканчивается у кассы.

Левые это потомки тех, кто разбогател в 50-х и 60-х годах

Правые — это потомки тех, кто пытался, но не смог разбогатеть в 70-е и 80-е.

А ортодоксам? Денежный подарок и грин-кард — пусть переедут в Бруклин.

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

С каждым днем уменьшается вероятность достижения компромисса. Стороны читают только посты в Фейсбуке и Инстаграме тех, с кем они согласны. Они читают только те издания, которые поддерживают их мнение, и смотрят только те каналы телевидения, которые согласны с их взглядами на 100%. Никакой легитимности мнения другой стороны не может быть.

Единственная возможность избежать коллапса — в виде гражданской войны или падения государства из-за паралича экономики, это изменение системы власти. Лозунг левых “они крадут у нас страну” бессмыслен — страна уже принадлежит и будет принадлежать правому большинству. Меньшинство должно позаботиться о своих правах на ту жизнь, которая в их глазах правильна и на сохранение капитала.

Не буду претендовать на “чайнический” прожект “как нам обустроить Израиль”, но в общих чертах понятно, что нужно установить президентское правление и двухпалатный парламент с четким ограничением на срок президента и срок парламентариев. Парламентарии не могу быть министрами.

Судьи должны избираться на ограниченный срок и они не могут пользоваться той властью, которая у них есть сегодня.

Многие законы должны быть муниципальными — не могут ортодоксы заставить людей в Тель-Авиве не пользоваться общественным транспортом по субботам, и не должны безбожники объяснять религиозным, можно ли слушать поющую женщину.

Продолжать не буду — не по Сеньке шапка. Я думаю, что нормальным людям понятно — успокоить можно только изменением правил игры.

Кто судит судей?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий