Он не успел завести семью, получить профессию. Не успел ничего, кроме того, чтобы пережить Бухенвальд и погибнуть за Израиль. Он не дожил трех дней до 24 лет
Юрий ТАБАК
Израиль отметил День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора.
В этот день мне вспоминается один человек, о котором очень мало, наверное, кто помнит – потому что родных у него почти не осталось, прошло много лет, да и жизнь его была короткой.
Молодой польский еврей из Радома Шалом Теппер пережил Бухенвальд. И заботился там о восьмилетнем мальчике, тоже польском еврее Меире Лау, по просьбе его старшего брата, Нафтали Лау. Меир Лау впоследствии стал главным ашкеназским раввином Израиля.
По рассказу Лау, когда лагерь освободили американцы, выжившие узники-коммунисты Бухенвальда решили построить временный мемориал шестьдесят одной тысяче погибших. В надписи на монументе упоминались "русские, поляки, французы, бельгийцы, датчане, испанцы и итальянцы". Про евреев ничего сказано не было. Шалом Теппер не мог этого стерпеть, достал красную краску и кисть, и над списком жертв вписал слово Juden. Он не знал точного количество еврейских жертв и нарисовал против надписи звезду Давида. Свежая краска в нескольких местах потекла и несколько букв нижних надписей оказались замазанными.
Представители других пострадавших народов пришли в бешенство и избили Теппера до полусмерти. Через несколько часов после того, как был воздвигнут монумент, Нафтали нашел Теппера у его подножия в луже крови.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Оказалось, что совместные страдания – еще не повод для человечности.
В 1946 г. Шалом Теппер репатриировался в Палестину и сражался в Войне за независимость, будучи бойцом 33 батальона бригады «Александрони». Он был убит 28 декабря 1948 г. в сражении с египтянами под аль-Фаллуджей, на северо-востоке Газы, вместе с еще 89 бойцами Хаганы.
Теппера похоронили на военном кладбище Нахалат Ицхак. Он только один из всей семьи пережил Холокост, и могилу его некому было навещать. Долгое время единственным человеком, ежегодно приходившим читать кадиш на могилу Теппера, был Нафтали Лау.
В 2004 г. на аллее, соединяющей Яд ва-Шем с горой Герцля, воздвигли мемориал "Последнему из родни" – тем, кто единственный из всей семьи остался в живых во время Холокоста, и кому суждено было погибнуть в Войне за Независимость. Среди высеченных на нем имен – имя Шалома Теппера.
Он не успел завести семью, получить профессию. Не успел ничего, кроме того, чтобы пережить Бухенвальд и погибнуть за Израиль. Он не дожил трех дней до 24 лет.