Они предпочли умереть людьми

1

Вместе с 1290 евреями в прилукском "Бабьем Яру" были расстреляны нацистами украинские парни, отказавшиеся убивать обреченных на смерть

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Д-р Арон ШНЕЕР, Иерусалим

 

Предлагаю вашему вниманию два документа, свидетельствующих не только о зверствах нацистов и их пособников, но и о благородстве простых украинских парней, не пожелавших запятнать свои руки кровью невинных жертв и поплатившихся за это жизнью.

Из предсмертной записки 15-летней Фриды Шерешевской, написанной 19 мая 1942 г. , Прилуки Полтавской области. Место хранения документа Зал Имен, Яд ва-Шем:

"Дорогой брат! Жизнь борьба, тот в ней воин, кто в жизни суров и спокоен. Завтра в восемь часов нас расстреляют, отомсти за нас. Твоя горячо любящая сестра Фрида".

На следующий день после того, как была написано это прощальное письмо, в Прилуках было расстреляно 1290 евреев.

* * *

Из воспоминаний спасшегося узника Прилукского гетто Владимира Энтина (подробнее с ними можно познакомиться в публикации "И полицаи могли быть героями":

20 мая 1942 г. несколько полицейских в Прилуках отказалась расстреливать евреев и разделили их судьбу.

"За зловещим Плискунивским мостом немцы вместе с полицаями перекрыли улицу, передние ряды остановились, а задние, подходя, образовали беспорядочную толпу. Вот тут началось самое страшное. Полицаи отделили группу людей и погнали их за поворот на зеленую лужайку. Тут скрытые за поворот возвышенности, на беззащитных неожиданно накинулись казаки с дубинками. Они беспощадно избивали всех подряд, приказав всем раздеваться догола. Обнаженных людей гнали в яр, к заранее выкопанному котловану. Немцы из зондеркоманды начали свою привычную для них "работу". А вот полицаи вздрогнули. Но, услышав угрозы фашистов, начали тоже стрелять в беззащитных. Яр заполнился беспорядочной стрельбой, душераздирающими криками женщин и детей, стонами раненых и умирающих. Среди расстрельщиков оказались полицаи, совсем мальчишки. Увидев такой ад, который они себе не представляли, опустили свои ружья и отказались стрелять. Немцы набросились на них с криками:

"Шисен, шисен, шнель!" "Стрелять, стрелять. Быстро!"

Но они не стали этого делать. Один из них, смотря прямо в глаза немецкому офицеру, сказал:

"Нет, я не могу и не буду".

По команде офицера их обезоружили. Им дали лопаты и велели копать себе могилу.

Молодых ребят полицаев немцы расстреляли, оказав им честь быть похороненными в отдельной могиле, и не принудив их раздеваться. Они могли бы спасти свою жизнь, перешагнув границу, разделяющую человека и нелюдя, но не смогли и не захотели. Они предпочли умереть людьми, чем продолжить жить с руками в крови невинных. Ценою собственных жизней они остались людьми, сохранив честь и человеческое достоинство.

В пятидесятые годы эту могилу сравняли с землей, якобы потому, что в ней покоятся полицаи. Возможно кому-то было не по душе, что они отказались убивать евреев, а может пытались позабыть сам факт уничтожения евреев в городе.

Во времена советской власти, когда устраивались митинги в память погибших, чья-то невидимая рука всегда втыкала на месте бывшей могилы крестик из тоненьких веточек, очищенных от листьев, несмотря на пристальный надзор властей. <… >

Моя родная мама, вместе со всеми евреями прилучанами ушла в вечность.

До 1967 года братская могила была безымянной, двадцать пять лет был негласный запрет на установление памятных знаков. Не добившись разрешения от горисполкома, я без разрешения вместе с моим другом по гетто Брискиным Леонидом установил на могиле памятную чугунную плиту. Надпись была сделана угодная властям по тем временам, ни одним словом не было упомянуто, что здесь покоятся евреи. Спустя некоторое время, после того как был установлен мемориал на могилах людей, расстрелянных фашистами рядом с тюрьмой, вспомнили и о могиле евреев. Небольшую мраморную плиту, с надписью идентичной надписи на плите установленной нами, положили прямо на землю, просто так без фундамента.

К сожалению, имена этих ребят мне неизвестны".

Впервые опубликовано на сайте Всеизраильской организации "Уцелевшие в концлагерях и гетто".

* * *

Из энциклопедии "Холокост на территории СССР" (автор статьи — А.И.Круглов):

"В 1939 году в Прилуках проживали 6140 евреев (16.65% населения). Оккупирован 18 сентября 1941 года. Значительная часть евреев эвакуировались на восток, военнообязанные мужчины были призваны или добровольно вступили в Красную армию, так что в оккупации остались не более 20% евреев, живших в городе. Прилуками и прилегающими районами стала управлять орткомендатура 317, которая создала городскую управу и украинскую вспомогательную полицию, ставшие фактически исполнительными органами.

Школа номер 4 была центром Прилукского гетто. Фото Владимира Энтина

Осенью 1941 года в Прилуках находилась группа тайной полевой полиции 730, которая в конце декабря 1941 года передислоцировалась в Яготин, оставив в Прилуках отряд. В начале февраля 1942-го этот отряд был отозван, а вместо него в город прибыл отряд группы ГФП 721. В связи с отсутствием в Прилуках в то время SD и немецкой полиции, тайная полевая полиция фактически выполнял в городе их функции.

Вскоре после оккупации Прилук по распоряжению комендатуры все евреи должны были зарегистрироваться и носить на рукаве белую повязку с жёлтой шестиконечной звездой. Евреям было запрещено появляться на базаре, в центре города, в кинотеатре и т.д. Евреи мужчины направлялись на работы разного рода без оплаты: ремонт шоссейной дороги, расчистка заводских развалин, копание рвов для кабельной связи.

С 1 января 1942 года по распоряжению комендатуры украинские полицейские стали сгонять всё еврейское население в гетто, созданное в домах около базара, где до войны находились две школы — еврейская и украинская. Дома были обнесены колючей проволокой. Чтобы добыть продовольствие, евреи тайком делали подкопы под ограждением и незаметно проникали в город, а когда охрана была усилена жителей гетто стали спасать дети и подростки, умело преодолевавшие колючую проволоку т проникавшие в город.

По данным отчета от 15 февраля 1942 года комендатуры 197, которая находилась в городе Нежин и которой подчинялась орткомендатура в Прилуках , в городе имелось 1178 евреев. В этом отчете также отмечалось что несколько евреев в Прилуках были расстреляны тайной полевой полицией. В отчете этой же комендатуры от 20 апреля 1942 года указывалось, что в ее сфере имеется 1210 евреев, причём особенно много евреев в Прилуках.

Мемориальная плита на братской могиле

20 мая 1942 года гетто в Прилуках было ликвидировано. В этот день были расстреляны 1290 евреев, причём не только евреи, находившиеся в гетто, но и пригнанние в этот день в Прилуки из окрестных сел. Например, вместе с прилукским евреями были расстреляны 15 евреев из посёлка Ладан — один мужчина,  7 женщин и 7 детей. Расстрел евреев был произведён зондеркомандой SD Плат (командир — гауптштурмфюрер SS Плат) с помощью украинских полицейских и немецкой полевой жандармерии.

Прилуки были освобождены 18 сентября 1943 года. В 2005 году установлен памятник в Плискуновском Яру с указанием национальности жертв.

* * *

Из Российской еврейской энциклопедии:

Прилуки, город (с 1783), районный центр в Черниговской обл. (Украина). Изв. с 1092. С 1654 – в составе Рус. гос-ва. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Полтавской губ. В 1803 в П. проживало неск. сотен евреев, в 1847 – 1007, в 1865 – 2087 (19,5%), в 1897 – 5722 (30,8%), в 1910 – 9355, в 1920 – 9363, в 1923 – 9865, в 1926 – 9001, в 1939 – 6140 (16,7%), в 1959 – ок. 2000 (4,6%), в 1970 – ок. 1400 (2,4%), в 1979 – ок. 1100 евреев (1,6%). Евреи жили в П. с нач. 17 в. Проживавший в П. в 1660-х гг. арендатор Марко Аврамович (?–1712) положил начало изв. казачьей семье Маркевичей. В 1684 на сент. ярмарке еврей-мещанин Ицик из П. участвовал в религ. диспуте с разл. светскими и духовными лицами. В нач. 18 в. евреи-ремесленники входили в сапожный, швейный и пекарский цехи. В 1803 среди евреев П. было 45 мещан. В сер. 19 в. евреям принадлежали ок. половины водяных мельниц, 2 сигаретные ф-ки. Евреи-купцы активно участвовали в работе кр. ярмарок, проходивших в П. 4 раза в год. В 1855 среди евреев было 124 купца 3-й гильдии, 690 мещан. В 1859 в П. действовало 2 синагоги, в 1865 – 4 синагоги. С 1879 духовным раввином П. был Л. -И. -М. Цирельсон.

В кон. 19 – нач. 20 в. часть евреев П. выехала в США, где в 1899 землячеством было организовано благотворит. об-во «Эрштер Прилукер». В 1900 в П. работала еврейская лечебница, с 1902 – еврейское жен. уч-ще М. Я. Фрид, об-во вспомоществования нуждающимся ученицам, в 1903 действовало об-во пособия бедным евреям. Летом 1903 в П. под рук. бундовцев было проведено собрание ремесленников в поддержку всеобщей забастовки на юге России. В 1905 функционировало отд-ние «Поалей Цион». В 1903 казенным раввином в П. был Иосиф Флавиевич Ляпидус, в 1907–09 – Л. -И. -М. Цирельсон, в 1911 – Зельман Геселович Цифринович. С 1910 раввином в П. был Абрам-Иешуа-Гешель Замский (1875, Стародуб – ?). В 1910 в П. действовали 6 синагог, талмуд-тора, 3 частных еврейских жен. уч-ща, одно частное еврейское муж. уч-ще, имелось еврейское кладбище.

В 1910 в П. насчитывалось 1206 еврейских х-в. В 1912 действовало еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1914 евреям в П. принадлежали 3 аптеки, 2 склада аптечных товаров, единств. булочная, 4 гостиницы, 2 фотомастерские и 114 лавок и магазинов (в т. ч. все 3 ювелирных, единств. магазин игрушек, все 12 магазинов готового платья, оба мебельных и оба магазина муз. инструментов). В период 1-й мир. войны в П. прибыло большое кол-во высланных евреев и беженцев из зап. губерний России. С 1915 в П. работал очаг для детей-беженцев. В 1917 одним из рук. парт. ячейки РСДРП(б) был Д. А. Шмидт.

В окт. 1917 в П. произошел погром. В кон. дек. 1918 отряды Директории потребовали «контрибуцию» от землевладельцев, фабрикантов и мелких торговцев (б. ч. евреев), вслед за тем начался погром. В 1919 части Добровольческой армии устроили в П. погром, в ходе к-рого 317 евреев были убиты. Всего в 1919 в П. произошло 2 погрома. В окт. 1920 погром в П. учинили части 1-й Конной армии. В 1921 в П. имелись еврейский дет. дом и интернат. В 1922 среди евреев П. было 1510 рабочих (22,6% от их общего кол-ва). В сент. 1922 была арестована группа сионистов. В марте 1924 выходцы из П. организовали в Херсонском окр. еврейский земледельч. коллектив «им. Раковского» (159 чел. ), в 1925 – коллективы «Вильне життя» (141 чел. ), «Початковый» (57 чел.), т-ва «Пахарь» (11 семей), «им. Мережина» (7 семей), «им. Хайкина» (7 семей), а также колхоз «Прилукский» (159 чел. ). С сер. 1920-х гг. раввином П. был Борис Бежебовский.

18 сент. 1941 П. оккупировали войска вермахта. Б. ч. евреев успела эвакуироваться или была мобилизована. Вскоре после оккупации была проведена регистрация евреев. В кон. авг. 1941 в П. было расстреляно 105 евреев. 1 янв. 1942 создано гетто (1178 чел. ). 20 мая 1942 при ликвидации гетто было расстреляно 1290 евреев (в т. ч. из окрестных сел). После освобождения часть евреев вернулась в П. На могиле расстрелянных евреев был установлен памятник.

В 1945 в П. действовала синагога (ул. Драгоманова, 22). Раввином был Лейба Менделевич Розенберг (1891–?). Религ. община состояла из 130 чел. В обычные дни в синагоге собиралось 30–40 чел. , в праздники – 100–120 чел. В нач. 1950-х гг. на праздники собиралось до 250 чел. С нач. 1990-х гг. в П. действует еврейская община; сохранилось еврейское кладбище. В П. род. : З. А. Ваксман, С. Л. Выгодский, И. Гальперин, Р. Я. Голант, М. Ф. Иоффе, Б. Копштейн, И. Б. Лихциер, А. П. Мацкин, С. Б. Фрид, Г. А. Хайченко, И. Я. Хургин, В. М. Шехтер, Д. А. Шмидт; Давид Аронович Розов (1902–1941, Куйбышев), зам. наркома торговли СССР, арестован в 1940; Меер Абрамович Славин (1898–1981), военврач, ген. -майор мед. службы (1943), в 1946–58 – нач. мед. упр-ния Забайкальского воен. окр. , нагр. 5 орд. ; Григорий Львович Тираспольский (1871–1947), инж. -механик, проф. Томского технологич. ин-та, статский советник (1916); Илья Евсеевич Флис (1910–1964, Ленинград), химик, д-р хим. наук (1960), проф. , работы в обл. физико-хим. изучения синтетич. высокомол. соединений; Уильям Эдлин (1878–1947, Нью-Йорк), публицист, драматург, писал на идише, с 1896 – в США, возглавлял союз писателей им. И. -Л. Переца.

Автор — израильский историк и писатель, на протяжении четверти века — сотрудник института Яд ва-Шем

И полицаи могли быть героями

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий