Бумерангом по яйцам, или Турецкий гамбит

0

Если для кого-то запрет турецкого президента на торговлю с Израилем стал сюрпризом, то он просто невнимательно следил за новостями

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Яков ЗУБАРЕВ

Отношения между двумя странами развивались не в лучшую сторону с самого начала Войны Железных мечей, и из опыта прошлых конфликтов еврейского государства с террористами ХАМАСа или ФАТХа было понятно, что Эрдоган не упустит случая обрушиться на Израиль с резкой критикой, а то и предпринять против него иные, более серьезные шаги. Достаточно вспомнить провокационную историю с судном "Мави Мармара" и пресловутой "флотилией мира", отправившейся от берегов Турции якобы на прорыв блокады Газы. Так что реакции на нынешнюю войну в секторе следовало ожидать, и она последовала.

Еще в первые дни января министерство торговли Турции представило по традиции список стран для экспорта в 2024 году. В него вошли 56 государств, но в отличие от аналогичного документа за прошлый год, в нем не оказалось Израиля. Конечно, это не было случайностью, особенно с учетом того, что торговые отношения между двумя странами пошли на убыль. Если в 2022 году импорт из Турции достигал 5,7 млрд долларов, то к концу 2023-го он сократился более чем на миллиард. И почти на такую же сумму снизился израильский экспорт в эту страну. Подобная тенденция продолжилась в начале нынешнего года, к чему, несомненно, приложил руку Эрдоган. В первых числах апреля он лишь довел эту тенденцию до финала, официальным указом введя запрет на поставку турецких товаров в порты Хайфы и Ашдода – главные торговые ворота Израиля. Эта мера имеет и обратный эффект: торговые суда, уже покинувшие Израиль и прибывшие в турецкие порты, не приняли под разгрузку. Министерство торговли Турции заявило, что решение действует "до окончания блокады сектора Газы".

Естественно, встает вопрос, насколько острым стал для нас турецкий гамбит? Как я уже упомянул, в прошлом году импорт турецких товаров в нашу страну составил 4,6 млрд, а экспорт наших товаров в Турцию – 2,2 млрд долларов. То есть налицо явное преимущество турецкой стороны, при котором обычно говорят о несбалансированной торговле: мы продаем меньше, чем покупаем. Положительным моментом в этой ситуации является — точнее, являлось до недавнего времени — то, что Израиль практически наполовину обеспечивал свою строительную отрасль недорогими материалами и механизмами из Турции: цементом (почти треть всего импорта), металлическими трубами, металлоконструкциями (40% наших потребностей), мраморной крошкой, стеклом, сантехническим оборудованием, строительными инструментами, бульдозерами и бетономешалками. И запасными деталями для автомобилей. Кроме того, она поставляла нам пластмассу, резину, минералы, овощи и другие продукты питания, будучи пятым по величине импортером после США, Китая, Германии и Швейцарии. Да и турки не оставались в накладе, закупая у нас химическую продукцию, металлы, машины и электрооборудование.

Разрыв налаженных в течение многих лет торговых отношений — всегда непростая ситуация для обеих сторон. Но когда за ней стоят политические амбиции, положение еще более усугубляется. Глава израильского МИДа Исраэль Кац тотчас после решения Эрдогана призвал соответствующие министерства и ведомства выработать альтернативные варианты закупки товаров – как у местных производителей, так и у в других странах. Он подчеркнул, что в данной ситуации больше проигрывает Турция, а Израиль в конечном счете выиграет. То же говорит и недавно избранный президент Федерации торговых палат Шахар Турджеман:

"Экономика Израиля достаточно сильна, чтобы найти альтернативы импорту из Турции, и мы предпримем все меры для поиска новых направлений".

В том, что Израиль найдет новых поставщиков взамен турецких, нет сомнений. Недорогие строительные материалы и технику можно закупать в странах Восточной Европы или в том же Китае, правда, они обойдутся несколько дороже, поскольку возрастут накладные расходы по транспортировке – плечо Турция-Израиль было в этом плане оптимальным. Но, как справедливо отмечают специалисты, это плечо становилось все более проблематичным вследствие однобокости. Поговорка гласит, что нельзя складывать все яйца в одну корзину, а мы в последние десятилетия настолько свыклись с мыслью о дружелюбии турок, что даже события недавних времен не подвигли нас на поиск – так, на всякий случай – альтернативных поставок критически важной продукции.

Правда, никакой катастрофы не произошло. На строительных складах находится еще немало продукции, поставленной в предыдущие месяцы и накопленной в связи с замораживанием многих объектов вследствие нехватки рабочих рук. Кроме того, уже сейчас турецкие производители, не то чтобы довольные решением своего президента, ищут обходные пути поставки своей продукции в Израиль – через третьи страны. С этой целью они начали оформлять экспортные документы без указания настоящего покупателя, хотя этот вариант не удешевляет их товар: любой европейский порт находится на более значительном расстоянии, чем израильский. Так что самым верным решением проблемы видится наращивание мощностей отечественной строительной отрасли. На этом настаивает и глава Объединения промышленников Рон Томер, утверждающий, что многие местные предприниматели готовы установить дополнительные производственные линии и обеспечить тем самым независимость страны от турецкого импорта. Кстати, Томер напоминает, что еще месяц назад объединение попросило министерства финансов и экономики ввести в качестве превентивной меры 100-процентные таможенные пошлины на турецкий импорт, тем самым показать Эрдогану и всему миру, что Израиль не будет молча терпеть бойкот. Причем, считает он, подобные пошлины следовало бы назначить, как минимум, на три года, чтобы и после окончания бойкота Турция ощущала последствия своего решения.

Справедливости ради, стоит отметить, что бойкот не коснулся поставок в Израиль азербайджанской нефти, а это более важный, по-настоящему стратегический для нас продукт. И это не турецкий товар: Турция в этих поставках участвует лишь в качестве посредника, эксплуатирующего трубопровод. Да и ссорится со своим союзником-Азербайджаном Эрдогану вовсе не с руки.

Однако нельзя проигнорировать тот факт, что на разрыв – даже временный — торговых отношений с нашей страной Турция пошла впервые. Прежде она ограничивалась дипломатическими и прочими политическими шагами, но сейчас, видимо, решила быть главным защитником палестинских "интересов". Не исполнивший своей заветной мечты – стать лидером современного мусульманского мира, Эрдоган решил напомнить о своих амбициях хотя бы в качестве непримиримого борца "за свободу палестинского народа" и избрал самый громкий, по его мнению, путь. Но все эти нападки на еврейское государство лишний раз подчеркивают один из главных признаков слабого руководителя: пытаясь завуалировать собственные провалы, он создает образ врага и направляет на него недовольство народа. Народ же недоволен совсем другим, а именно – неуклонно снижающимся уровнем жизни и небывалой дороговизной товаров и услуг. Число безработных в Турции составляет сегодня 9% от общего числа трудоспособного населения и достигло 3,2 млн человек. При этом уровень безработицы среди женщин еще выше — почти 12%. Уровень инфляции в Турции за последние 12 месяцев превысил 67%, а цены на продукты питания возросли на 71%. Отношение населения к этим "победам" Эрдогана выразилось на недавних муниципальных выборах, когда правящая партия президента потерпела неожидаемое поражение. На этом фоне турецкий лидер и решил подсластить пилюлю отказом от торговых отношений с "сионистским врагом".

Между тем, брошенный им бумеранг уже разворачивается в обратную сторону. Возместить одномоментную потерю почти 5 млрд долларов непросто и не скоро: торговые контракты заключаются загодя, поиск новых покупателей занимает время, и найти столь близкого и выгодного партнера, как Израиль, довольно проблематично.  Отменив же полеты из Израиля и в Израиль, Турция выстрелила себе в ногу, поскольку лишилась так нужных ей доходов в иностранной валюте, которые приносили авиакомпании Turkish Airlines и Pegasus. Восполнить эту потерю туркам нечем, а израильтяне прекрасно ладят с другими авиакомпаниями, вернувшимися к работе в Израиле.

P.S.

Прошла информация о том, что турецкие власти решили смягчить бойкот Израиля и разрешить отгрузку товаров фирмам, уже имеющих контракты с еврейским государством. Но тут же официальная Анкара назвала это сообщение "израильским фейком". При этом на неофициальном уровне, похоже, эрдогановцы таки поджали хвосты – уж очень не хочется им терять весьма важный рынок сбыта.

 "Новости недели"

Ковыряя в эрдогановом носу

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий