Степан Бандера помочь не смог

0

Вечные проблемы с этими евреями. Даже когда их нет в наличии

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаил ФРЕНКЕЛЬ, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" в Киеве

Фото из журнала "Еврейский обозреватель"

 

До Второй мировой войны в Самборе, небольшом городке в Галиции, проживало девять с лишним тысяч евреев. Оккупацию же пережили меньше сотни человек.

Вермахт вошел в город через неделю после нападения на СССР. А уже в июле местные пособники нацистов устроили дикий погром, тем самым приступив к «окончательному решению еврейского вопроса» в своем городе еще до того, как нацистская верхушка приняла резолюцию о нем на сборище в Ванзее.

Здесь обязательно нужно сказать, что были в Самборе и праведники – украинцы и поляки, укрывавшие евреев. Но им спасти удалось немногих…

Сегодня в Самборе, как и во многих других городках Западной Украины, евреев практически и нет. Точнее, городская община насчитывает всего шесть человек. Вот антисемитам только бы и радоваться, что места, где они обитают, «юденфрай». Однако…

Через много лет после окончания войны в Самбор из Канады приехал Марк Фрейман – человек очень серьезный.

Как юрист господин Фрейман был привлечен ко многим громким делам на всех уровнях канадской судебной системы. В частности, был главным юристом в Комиссии по расследованию катастрофы рейса 182 авиакомпании «Эйр Индия» и в Канадской комиссии по правам человека в судебном процессе против Эрнста Цюнделя, интернет-сайт которого пропагандировал ненависть. С 2000-го по 2004 год был заместителем Генерального прокурора провинции Онтарио. Был также президентом Канадского еврейского конгресса и президентом фонда «Канадский центр Переса за мир».

Марк Фрейман является соавтором издания «The Litigator’s Guide to Expert Witnesses», часто печатается, преподает на университетском уровне и выступает на темы, связанные с национальной безопасностью, правами человека и СМИ. Был награжден многочисленными академическими наградами. Кроме степени бакалавра и магистра юриспруденции Университета Торонто, господин Фрейман имеет степень доктора философии в области современной мысли и литературы в Стэнфордском университете.

Вот что Марк рассказал мне во время нашей первой встречи в 2018 году:

– Моя семья родом из Западной Украины. Мать и отец пережили войну именно в Самборе, где они вошли в сотню выживших из почти 10-тысячного довоенного еврейского населения. Вместе с тремя десятками других евреев они в течение полутора лет скрывались в убежище под землей, построенном под складом зерна. Эта история и побудила меня задумать проект «Помни». Проект предполагает создание Мемориального парка, восстановление древнего еврейского кладбища и надлежащее увековечивание памяти не менее 1300 (а по некоторым оценкам – более двух тысяч) еврейских женщин, стариков и детей, останки которых покоятся в двух массовых захоронениях – одном огромном и одном меньшего размера. Эти люди были расстреляны нацистами во время «акций» в апреле и июле 1943 года. Также проект предусматривает обустройство в Самборе общественного парка и создание большого монумента в память о жертвах нацистов всех вероисповеданий и национальностей. Некоторые местные жители утверждают, что в годы войны на территории кладбища были убиты не только евреи, но и 17 членов ОУН. После ряда дискуссий, нам предложили план, который полностью соответствует требованиям как Галахи, так и христианских канонов. Для увековечивания памяти этих 17 человек мы соорудим памятник. Как только это будет сделано, станет возможным с полным уважением переместить в иное место на территории мемориала те три креста, которые были установлены двадцать лет назад вблизи большой еврейской братской могилы.

Надо сказать, что переговоры по достижению консенсуса в обустройстве Мемориального парка идут много лет и являются чувствительными и сложными. Они еще не завершены, но мы движемся в правильном направлении. Мы встретили немало людей в Самборе, в греко-католической и в украинской православной церквях, которые работают над тем, чтобы помочь найти решение в сложной ситуации.

Когда мы встретились с Марком через год, он был настроен еще оптимистичнее:

– Да, прогресс есть. В предыдущий мой визит мы достигли принципиального согласия со стороны местных властей Самбора по вопросу переноса трех крестов с бывшего еврейского кладбища в другое место на территории Мемориального парка, а также по вопросу сооружения общего большого памятника жертвам нацизма и монумента 17 украинским националистам, которые были расстреляны в этом месте.

За прошедшее с того момента время была выработана дорожная карта дальнейших действий. Мы заручились поддержкой церковных иерархов Украины – главы Украинской греко-католической церкви митрополита Святослава и предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Епифания. Их представители выступили на заседании в Самборе, где было обозначено, что церемония переноса крестов в присутствии иерархов ориентировочно состоится в конце нынешнего лета. При оптимальном раскладе может получиться одновременная установка обоих монументов и открытие обустроенного Мемориального парка. Но если для этого понадобится еще одна церемония, это не составит большой проблемы.

Дело не только в сложной логистике, землеотводе, проектировании, создании монументов, обустройстве территории и т.д. Не менее сложно было найти взаимопонимание с местной громадой, городской властью и представителями общественности.

Я очень благодарен канадской организации «Украинско-еврейская встреча» во главе с Джеймсом Темертеем, которая финансирует проект и модерирует решение спорных вопросов. Очень важно подчеркнуть, что Мемориальный парк «Помни» – это не еврейский, а украинский, самборский проект. Еврейские инициаторы создания парка не возводят и не сносят украинские памятники – все делает местная громада после консультаций с церковными лидерами, при достижении консенсусных подходов к деликатным моментам памяти и религии.

В целом сегодня я чувствую сдержанный оптимизм. Похоже, что долгий и сложный процесс близится к успешному завершению. И тогда акцент сместится в сторону профилактики вандализма – это реальность для еврейских мемориальных объектов во всем мире, с которой нужно считаться.

…Эх, не так сталося, як гадалося.

Марк Фрейман – опытный юрист и к тому же иностранец. А потому понятна та осторожность, я бы даже сказал деликатность, с которой он говорит о проблеме создания Мемориала жертвам нацистов в Самборе.

Но я о данной проблеме тоже осведомлен. И не просто осведомлен. Еще лет десять назад я передавал через одного общественника тогдашнему львовскому губернатору, с которым был знаком, письмо с просьбой помочь в решении самборской проблемы. Губернатор вроде бы обещал посодействовать. Но…

Попытки достойно почтить память погибших от рук нацистов евреев длятся уже много лет. Однако процесс этот все еще далек от завершения. Уговорить местных «активистов» пойти на компромисс приезжал даже сам… Степан Андреевич Бандера. Да-да – внук лидера ОУН занимает весьма толерантную позицию в украино-еврейских отношениях. Самборчане встретили Бандеру радушно, слушали с большим вниманием. Но, увы, наиболее рьяных «активистов» ему переубедить не удалось. Противостояние продолжалось. Хотя к лету 2019 года, казалось, оно завершилось. Было заключено соглашение, подписанное в том числе и городскими властями, православными и греко-католическими священниками.

За день до освящения Мемориального парка по инициативе «Украинско-еврейских встреч» был торжественно установлен памятник ОУНовцам. Тогда же в ходе трудных переговоров еврейской стороне удалось добиться демонтажа креста, стоящего прямо на могиле расстрелянных нацистами евреев.

А вот жители Самбора своих обещаний не выполнили. Перенести еще два креста, стоящих на территории еврейского кладбища, на христианское, что было одобрено высшими иерархами украинской православной и греко-католических церквей, не удалось – помешали «активисты».

Ни власти, ни полиция ссориться с ними не захотели.

Тогда Марк Фрейман и его коллеги предложили вместо больших крестов установить обелиски, на которых будут высечены кресты. Казалось бы, разумное предложение для тех, кто действительно хочет почтить память погибших. Но нет – это предложение было отвергнуто. И окончательно стало ясно, что не стремление отдать дань памяти жертвам нацистов у «активистов» на уме, а лишь острое желание сделать город полностью «юденфрай». Нужны доказательства?

Главный оппонент нынешнего мэра Юрия Гамара является хозяином не только развлекательного заведения, разместившегося в здании бывшей синагоги, но и известного в городе издания – оно называется «Самбірська газета». И чтобы понять, какие мнения по поводу создания мемориального парка это издание выражает, не нужно даже читать всю большую, посвященную этой проблеме статью – достаточно лишь ознакомиться с ее заголовком. А он таков: «Навіщо нехтувати своєю історією заради чужої – запитайте у самбірської влади».

Ключевое слово в этом заголовке – «чужої». Многолетние разговоры украинских политиков о том, что мы строим «европейскую политическую нацию» уходят как вода в песок, потому что сторонники моноэтнической Украины видят, что на самом деле к подлинному созданию такой нации ни одна провластная политическая сила за 30 лет независимости так и не приступила. Потому и самборские радикальные националисты открыто пишут, что история евреев, живущих в этих местах сотни лет, для них «чужая». А если чужая – то и отдать ей дань уважения не позволим. Не позволим, потому что не желаем. Уже давно эти субъекты фактически издеваются над памятью жертв нацистов, и поставить их на место, выходит, некому.

Более того. В 2015 году Верховная Рада приняла закон, который все называют декоммунизаторским. И неслучайно, хотя в нем, кроме борьбы с коммунистической идеологией, говорилось и о противодействии пропаганде нацизма. На практике же за «декоммунизацию» рьяно взялись Украинский институт национальной памяти и его симпатики. Правда, воевали они не с идеологией (видно, кишка была тонка), а просто крушили по всем городам и весям статуи Ленина и других комвождей да переименовывали улицы и города, названные в честь деятелей советской поры. А вот с нацистской идеологией никакой борьбы не велось вовсе. Зато на стенах домов в западно-украинских городах, как ядовитые грибы после дождя, стали появляться памятные доски в честь разного рода мелких эсэсовских чинов, служивших в гитлеровских войсках и полицейских подразделениях – всех их представляют как «подлинных патриотов Украины». И следует ли после этого удивляться, что в соцсетях уже нередко появляются посты, содержащие тексты о том, что «старі люди кажуть, що при німцях було краще». И это сказано о тех самых немецких нацистах, которые убили миллионы украинцев и уничтожили в Украине 700 городов и 2800 сел!..

Так что понятно, почему самборские юдофобы не унимаются. Вот и ныне буквально накануне Международного дня памяти жертв Холокоста они под прикрытием темноты вновь совершили набег на Мемориальный парк «Помни». На этот раз вандалы разломали габионы, огораживающие еврейские захоронения.

Сделать это без помощи инструментов, по мнению специалистов, изучавших разрушения, было невозможно. Так что свалить разгром на шалости случайно забредших в парк мелких хулиганов правоохранителям вряд ли удастся.

Нет, само собой, устроители парка разрушенное восстановят. А что дальше?

Когда-то баснописец, давно живший на территории соседнего с Украиной ныне агрессивного государства, дал на такой случай, по-моему, неплохой совет: «…чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».

Вот бы наконец прислушались к этому толковому совету украинские власти. А как иначе, если укротить местных юдофобов даже Степан Андреич не смог.

Чудом спасенный, или Отзвук Бабьего Яра

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий