Владимир ПЛЕТИНСКИЙ | Евреи и ливреи

1

Более шести лет назад мне довелось стать участником действа, которое ныне можно назвать репетицией задействования проживающих за пределами России евреев в антизападной, антиукраинской, антигрузинской, антибалтийской (о, сколько еще этих "анти!") деятельности

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Тогда я еще не смог оценить, насколько советизация идеологии далеко зайдет в России. Но предчувствие было. То, что я написал после конференции по вопросам Холокоста в Берлине, вызвало бурную реакцию организаторов, включая визит в редакцию их представительницы, кричавшей на весь этаж, что я жил, спал и жрал за счет принимающей стороны, а раз проявил неблагодарность, должен вернуть деньги.

После публикации моих заметок с конференции, меня успели обвинить в русофобии, антисемитизме (sic!), в том, что я продался «профашистскому режиму Украины» (где вы, миллионы долларов или хотя бы гривен?), обозвали наймитом Вашингтона, прихвостнем Саакашвили и т.д.

Замечу: все эти обвинения прозвучали от наших сограждан, звонивших в редакцию в праведном (или заказном?) гневе. Я пытался отвечать на оскорбления спокойно, говорил, что точно так же выступал бы против участия евреев в осуждении России Украиной, Латвией, Грузией и т.д.

Иное дело, что Россия вновь пытается примерить на себя потертый бушлат «империи зла» и, в отличие от Украины, Латвии и Грузии, постоянно занимает антиизраильскую и происламскую позицию.

А потому «ливрейство» в отношении Кремля вдвойне аморально и абсолютно недальновидно.

Сегодня перечитываю эту публикацию — и понимаю, что я был излишне толерантен. Прошедшие годы показали, что ситуация куда опаснее. Давайте почитаем. Итак, декабрь 2009 года…

* * *

И я там был, мед-пиво пил, а по усам не текло в силу хорошего усвоения уроков культуры питания. Да и большинство других временных обитателей берлинского отеля “Steigenberger” еду в рот руками не заталкивали и локтями друг друга у лотков с яствами (преимущественно некошерными) не пихали. Некоторые из них о хороших манерах забывали только в залах заседаний, когда обсуждались острые темы. Но обо всем по порядку.

С одной стороны, русскоязычное еврейство продемонстрировало, что нас связывают не только “пятая графа”, общий язык и место рождения, что мы не забываем прошлое, не готовы равнодушно воспринимать попытки переписать историю и организовать новое “окончательное решение еврейского вопроса”.

Ученые, писатели, политологи, журналисты, политики, общественные и религиозные деятели, бизнесмены, доселе лишь слышавшие друг о друге и общавшиеся разве что виртуально, смогли познакомиться лично и поделиться своими наработками. Большинство научных докладов были неформальны и интересны (чего не скажешь о выступлениях большей части политиков и общественников). Были споры, в которых рождалась истина. И были контакты, которые в дальнейшем приведут к совместной работе над теми или иными темами. В том числе – и к неожиданным публикациям.

Лично для меня было приятным открытием, что тема Холокоста болью отзывается не только в еврейских сердцах. Например, впечатлил доклад профессора Новгородского университета Бориса Ковалева, исследующего не особо нравящуюся российским властям тему коллаборационистов-россиян. Украинские и литовские полицаи – это всегда пожалуйста. Белорусские – ну, с кем не бывает… Латышские и эстонские эсэсовцы – ух, подонки! И только русский народ поголовно был страстоборцем, не склонившим голову перед гитлеровцами. И только о русских солдатах вермахта говорить не принято, хотя числом своим они отнюдь не уступают всем другим.

Не только в темное прошлое смотрели участники дискуссий, но и в туманное будущее. В этом отношении убедителен был доклад ведущего израильского специалиста по Ирану доктора Владимира Месамеда “Отрицание Холокоста как компонент стратегии Исламской республики Иран по дискредитации Израиля”. По его мнению, новоявленные наследники бесноватого весьма конкретны и последовательны в своих агрессивных устремлениях…

Из других докладов мы услышали ранее малоизвестные факты о зверствах нацистов и их прихлебателей разных национальностей, о праведниках, которые, рискуя жизнью, спасали евреев, о поиске ранее неизвестных еврейских захоронений на местах массовых казней, об отбеливании коллаборационистов и о поднявших голову неонацистах.

То есть, если говорить о научном и практическом значении конференции, то в данном отношении она своей цели достигла. Но раз прозвучало “с одной стороны”, читатель вправе ожидать, что же было с другой. Увы, все положительные моменты изрядно испачканы чрезмерной политизацией конференции, ощущением, что мы на несколько дней вернулись в Советский Союз. Не только в мою голову закрадывалась грешная мысль, что это вообще было затеяно лишь для того, чтобы показать кремлевским властям: всё русскоязычное еврейство дружными рядами готово шагать под бело-сине-красным полотнищем. Ну и, что еще более важно, столь же дружно облаивать тех, кто по различным причинам попал в недруги Москвы.

Заранее подготовленные и претерпевшие лишь косметические правки резолюции направлены, прежде всего, против Украины, стран Балтии и … Грузии. С Украиной всё понятно – и мне малоприятна героизация тех, кто сотрудничал с нацистами, да и юдофобские эскапады ужгородского мэра Ратушняка вызывают омерзение. В Латвии и Эстонии по сей день проходят марши тех, кто верой и правдой служил Гитлеру. Почему же попала под раздачу Грузия, в которой – если не считать ряда отщепенцев, из плена перешедших под знамена со свастикой, – к Холокосту относятся как к личному горю, а память павших в Великой Отечественной чтят как мало где на постсоветском пространстве?

Нам объяснили: за снос памятника воину-освободителю в Кутаиси. Но, в отличие от Эстонии, это было не политическим действом, а головотяпством со взломом, к тому же приведшим к человеческим жертвам при взрыве памятника и изгнанию с поста губернатора края Имерети. В то же время в резолюции не упомянут Узбекистан – а ведь и в Ташкенте решено снести монумент защитнику Родины и бюсты героев. Не потому ли, что в этой республике продолжают смотреть на Москву с почтением?

А почему делегаты конференции не осудили власти подмосковного города Химки, где тоже разрушен памятник героям и вскрыты их могилы? Почему не внесены в повестку дня случаи осквернения памятников в других российских городах? Думаю, ответ понятен.

Я могу понять наших ветеранов, осудивших евросоюзовское решение о приравнивании нацизма и сталинизма. Конечно, им, защищавшим отечество, а вместе с ним и евреев Советского Союза, трудно согласиться с европейскими либералами в том, что идеи рябого вождя были столь же бесчеловечны, как и бред бесноватого фюрера. Но столь ли важно для международной еврейской организации вмешательство в дела объединенной Европы и современной России?

Тех, кто пытался возразить и объяснить, что негоже евреям вмешиваться в чужие дела, что у каждой страны есть свои герои и антигерои, останавливали шипением и окриком. Израильский историк Арон Шнеер метко сравнил разворачивающееся действо с перестроечными съездом народных депутатов, на котором ортодоксальные коммуняки гнобили академика Андрея Сахарова. Здесь в роли Сахарова оказалось несколько самых несогласных с заданной линией ораторов.

Один из самых известных российских журналистов и историков Леонид Млечин дал отпор тем, кто готов обличать кого угодно, забывая, что и в России хватает антисемитизма, что в этой стране вольготно чувствуют себя неонацисты, свободно продается гитлеровская “Майн Кампф”, а ностальгирующие по Сталину граждане вполне могли бы проголосовать за его решение о массовой депортации – а то и физической ликвидации – “лиц еврейской национальности”.

Леонид Млечин посоветовал организаторам конференции оборотиться на Россию с ее расцветающими буйным цветом неонацизмом и юдофобией – в том числе в стенах Госдумы; главный редактор “Газеты по-киевски” Сергей Тихий напомнил, что Украина была среди тех немногих стран, кто проголосовал против выводов комиссии Голдстоуна и выразил мысль, что вся конференция была затеяна только ради поддержки угодного Кремлю кандидата в президенты Украины; израильский независимый журналист Нелли Гутина за свои “крамольные” слова “Никогда не думала, что для евреев Украина сегодня опаснее Ирана…” получила такую словесную пощечину, что я не решусь это цитировать здесь; московский историк профессор Павел Полян был вынужден потребовать прекратить хамские выпады в свой адрес…

И все-таки со своей задачей организаторы конференции справились: всех, кого надо было, осудили при подавляющем “одобрямсе”. И “одобрямс” этот был достигнут не без активного участия израильских делегатов.

Казалось бы, в глазах израильской делегации ее участие оправдывается резолюцией по Ирану, которую с огромным трудом "продавил" депутат Кнессета от партии “Ликуд”, председатель парламентской коалиции Зеэв Элькин. Но к чему было поддерживать пророссийский демарш в отношении Украины, Грузии или Латвии, последовательно выступающих на стороне Израиля? Что, у нас мало врагов и хочется отправить в их стан сегодняшних союзников только ради призрачной дружбы с кремлевскими политтехнологами? Меня удивило мельтешение перед руководством ВКРЕ целой группы заместителей мэров израильских городов, видимо, своим послушанием “отрабатывающих” приглашение на конференцию, на которой им, хозяйственникам, по сути, и делать-то было нечего. А русскоязычные депутаты Кнессета, участвующие в чужом политическом спектакле, выглядели попросту нелепо.

Нееврейская делегатка (не из одной из осуждаемых стран, замечу), сидевшая рядом со мной во время принятия резолюций, в какой-то момент не выдержала и воскликнула:

– Боже, что они делают? Они не понимают, что творят! Они же плодят антисемитов!

Ну что ж, некоторые действительно не понимали, а кое-кто попросту не задумывался. Ведь на халяву, как известно, и уксус сладкий…

В свое время Александр Галич призвал соплеменников: “Ой, не шейте вы, евреи, ливреи, не ходить вам в камергерах, евреи!”. Насчет камергеров не знаю. А вот в сенаторах ходят. И пытаются натянуть ливреи на остальных потомков Авраама, Ицхака и Яакова во славу тех, кто заказывает музыку.

ПОСЛЕСЛОВИЕ С ВЫСОТЫ 2016 ГОДА

О чем я жалею в связи с этой публикацией?

О том, что не написал, как грузинский писатель — увы, не успел с ним пообщаться и записать его имя, — буквально стал на колени, умоляя не называть его страну оплотом нацизма.

О том, что не упомянул, как руководитель делегации ветеранов Второй мировой из Израиля (ныне покойный) обратился к бывшим воинам: "Я вам приказываю проголосовать единогласно!".

О том, что забыл указать, как организаторы отказались почтить минутой молчания бывшего премьер-министра Егора Гайдара, как раз скончавшегося в дни конференции, а один из них даже позволил себе грязный выпад в адрес политика-реформатора.

А главное, о чем я жалею, — что по сей день евреев, проживающих за пределами РФ, умудряются вовлекать в пропаганду "русского мира" — бессмысленного и беспощадного к врагам нарождающегося рейха.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий