Дневники Евы Хейман #Eva.stories как попытка достучаться до сердец равнодушных к теме Холокоста молодежи и детей
Сара-Бейла Надя ЛИПЕС
О Холокосте надо рассказывать так, чтобы это было понятно слушателям. Мало кто понимает в Холокосте. Даже потомки его переживших не очень.
До вчерашнего дня все, происходящее с европейскими евреями, детям было сложно себе представить. Да, был «Дневник Анны Франк», был «Мальчик в полосатой пижаме», но это были длинные фильмы, или, прости Господи, книги, которые надо было прочитать. И вообще, этот Холокост, он из всех щелей лезет, особенно в определенные даты, а мы, свободные духом дети XXI века, причём? К нам это какое отношение имеет?
Я больше чем уверена, что именно так до пары дней тому назад думали почти все современные дети, знакомые с темой исключительно по урокам истории. Слишком далеко они от событий по времени, слишком все эти истории кажутся нереальными, потому что чересчур страшные. И вообще все непонятно. Почему так случилось, непонятно. Почему они не бежали, непонятно. Все непонятно. Взрослые рассказывают скучно и с пафосом. Пафос — нехорошо. Все что с пафосом — лажа.
И тут появилась Ева. Реальная девочка с реальным дневником. В реальном Инстаграме. Все как у людей.
На этот проект подписался мой сын. Ребёнок, чьё детство было отравлено темой погромов, Холокоста и кладбищами. У всех война закончилась, особенно Первая Мировая, а мама все горит на полях сражений. Можно ревновать к живым, но как конкурировать за внимание к мертвым? Он не очень-то это понимал, и тему, мягко говоря, недолюбливал.
Пару лет назад, впрочем, столкнувшись на Селе со слишком уж лёгким восприятием событий Второй Мировой, он вскипел и с тех самых пор мамин огонь не покидает его.
"Ты знаешь, мама, ты таки зародила во мне любовь к этим мертвым евреям, я уже не могу от них отказаться", — сказал он мне.
Но раньше это были только слова. А теперь — картинки. Цветные картинки, короткие сториз. Современные дети — визуалы. Им надо смотреть. Короткие сториз им надо смотреть.
И они смотрят их уже пять дней. По всему миру смотрят.
P.S.
Всегда меня интересовал вопрос: как могла жить дальше мать, которая пряталась отдельно от ребёнка и выжила, а ребёнок — нет. Сегодня я узнала ответ. Никак.
Еву убили в Освенциме 17 октября 1944 года, она стала одной из полутора миллионов детей, погибших во время Холокоста. Ее мать, Агнес Жолт, пережила Холокост и нашла дневник, когда вернулась в Надьварад. В итоге она покончила с собой.
ОТ РЕДАКЦИИ
13-летняя Ева Хейман погибла в Освенциме.
Спонсором eva.stories выступил израильский бизнесмен Мати Кохави, стоимость проекта составила несколько миллионов долларов. По замыслу создателей, этот аккаунт должен выглядеть так, как он выглядел бы во время Холокоста.
«Мы нашли дневник и сказали: "Давайте предположим, что вместо ручки и бумаги у Евы был смартфон, и задокументируем, что с ней происходит". Поэтому мы привезли смартфон в 1944 год», — цитирует Кохави Лента.ру.
Рассказ о Еве начинается с небольшого видеоролика, в котором девочка празднует свой день рождения. Она танцует с подружками, влюбляется и получает первую в жизни пару туфель. Счастливые моменты прерывает вторжение нацистов в ее город. Еву сначала везут в гетто, а оттуда — в лагерь смерти.
Автор — историк, ведущий специалист в еврейской генеалогии. Желающие связаться с ней для заказа исследований по истории вашего рода могут написать по адресу [email protected].
https://www.isrageo.com/2017/01/20/yolocaust/