Почем молоко и мед?

0

Тора, как известно, уподоблена молоку и меду, поэтому в канун праздника Шавуот в израильских СМИ из года в год с разными вариациями публикуют материалы об очередных достижениях наших пчеловодов и производителей молока. Но на сей мы решили несколько нарушить сложившуюся традицию и поговорить о ценах на эту продукцию

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Евгения ШНЕЕР

 

Одной из причин, подтолкнувших на эту нетрадиционную тему, стало то, что в преддверии нынешнего праздника Шавуот в супермаркетах крупных торговых сетей почти не особых мероприятий — цены на йогурты, сыры и прочие молочные продукты остались почти такими же, как в течение всего года, а некоторые даже возросли. Отсутствие скидок, безусловно, объясняется эпидемией коронавируса. Но вряд ли ею объяснишь тот факт, что цены на молочную продукцию в Израиле на 25-50% выше, чем в европейских странах, — притом, что наши буренки считаются мировыми рекордсменами по надоям.

Масла (в том числе, и сливочного) в этот огонь подлил новоиспеченный министр сельского хозяйства Алон Шустер ("Кахоль-лаван"), который свое первое выступление в этом качестве посвятил намерению… возродить сельское хозяйство Израиля. Наши фермеры не на шутку обиделись на эти слова, ведь из них логически следует, что наше сельское хозяйство пребывает в разрухе, а это совершенно не соответствует действительности. Да, за последние десятилетия доля этого сектора, некогда одного из самых весомых в национальной экономике, сократилась до 2% от ВВП, а число занятых в сельском хозяйстве израильтян уменьшилось до 38 тысяч человек (из них 15 тысяч составляют фермеры, остальные — наемные работники). Но при этом за последние 20 лет суммарный финансовый объем сельскохозяйственной продукции увеличился с 20 до 30 млрд шекелей, то есть на 50%. И этому не помешала ни засуха, ни "огненный террор", ни подорожание воды и кормов. Основная причина роста — внедрение новых технологий, позволяющих резко увеличить урожаи и производительность труда.

Словом, обиду фермеров понять можно. "Не надо нас возрождать, мы отнюдь не дышим на ладан! — говорят они. — Лучше подумайте, как развивать гашу отрасль!"

Алон Шустер, отдадим ему должное, быстро осознал ошибку и в следующем выступлении пообещал укрепить сельское хозяйство и защитить отечественного производителя, повысив пошлины на импорт молочных изделий и других товаров пищевой промышленности. Тут уже возмутились всевозможные организации в защиту прав потребителей. Они напомнили министру, что его задача отнюдь не состоит в том, чтобы защищать интересы какого-то отдельного сектора. Он должен стоять на страже интересов всех граждан, а не пугать их ростом пошлин, которые приведут к дополнительному подорожанию жизни.

Итак, перед главой министерства сельского хозяйства, как и перед его предшественниками, стоят две задачи: с одной стороны, сделать так, чтобы фермеры были, как можно, больше заинтересованы в результатах своего труда, а с другой — добиться снижения цен, хотя бы, на те же молочные продукты. Миссия невыполнима? Не совсем так. По мнению экономистов, все упирается в закон, принятый партией МАПАЙ еще в 1956 году и призванный стоять на страже интересов кибуцев (большинство из которых давно забыли, когда  держали коров и молокозаводы). Согласно этому документу, объем производимого в стране молока и цены на базисные молочные продукты контролирует "Совет по молоку" (так дословно переводится его название — "Моэцет-халав"), давно уже изживший себя орган, по сути, являющийся посредником между молокопроизводителями и правительством. На деле он отстаивает интересы только одного производителя молока и молочных продуктов — концерна "Тнува". Мы все помним, как в позапрошлом году Совет с помощью БАГАЦа выкрутил руки министру финансов Моше Кахлону и главе сельскохозяйственного ведомства Ури  Ариэлю, заставив их утвердить повышение цен на молоко, хотя в этом не было никакой необходимости.

В то же время израильский потребитель уже забыл, что в 2015 году цены на твердые сыры были примерно на 20-30% выше, чем сегодня. Снижение произошло после того, как Моше Кахлон уменьшил пошлины на сыры (благо, они были неподконтрольны "Совету по молоку"), и на рынке заметно расширился ассортимент этих продуктов, и увеличилась конкуренция между производителями.

В канун праздника Шавуот целый ряд экономических обозревателей различных изданий выступили со сходными рекомендациями: ликвидировать "Моэцет-халав" и снизить пошлины на импорт абсолютно всех молочных продуктов, что почти неминуемо приведет к росту конкуренции и снижению цен. При этом они советуют не бояться за отечественного производителя: израильские фермеры производят достаточно качественную продукцию, чтобы ее выдержать, а освобождение от удушающих объятий "Совета по молоку" лишь развяжет им руки.

В то же время, подчеркивают экономисты, государство вовсе не должно бросать своих производителей на произвол судьбы. Напротив, ему следует оказывать им помощь не методом ограничения продажи импортных сыров, творожков и йогуртов, а так, как это делается во многих странах ЕС: снижением налогов, тарифов на воду, предоставлением льготных ссуд на покупку новых технологий и расширение коровников. Такие меры должны снизить расходы фермеров, которые сегодня достаточно высоки, чем, собственно, и объясняется дороговизна молочных продуктов в Израиле.

Словом, земля у нас вполне может течь молоком и медом. Причем, добавим от себя, дешевым молоком.

[nn]

Шавуот — лазанья "Примавера"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий