Нина Тимофеева: «Я не должна думать, что это донкихотство»!

0

Знаменитая советская балерина и преподаватель, без которой израильский балет едва ли достиг классического уровня

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Семен РАТНЕР

Фото из коллекции Нади Тимофеевой

 

Не так давно я нашел на ютубе отличное видео, на котором соединились четыре интервью, данные народной артисткой СССР Ниной Тимофеевой в период ее работы в Израиле.

О Нине Владимировне писали и снимали материалы асы журналистики в огромном количестве, и впредь это можно делать бесконечно. Но мне стало интересно спросить у первых израильских учениц, как они занимались у Нины, и как эта учеба отразилась на их будущей жизни. Кстати, здесь, в Израиле, ученики любого возраста называют учителей без отчества, так буду и я.

Есть в Иерусалиме Академия музыки и танца. Она сочетает в себе среднюю школу для детей 12–18 лет и профессиональное музыкальное и хореографическое образование. Но в начале 90-х классический балет не преподавали.

В 1988 году из Большого театра в Москве были уволены на пенсию сразу шестеро суперзвезд мирового балета. В том числе – Нина Тимофеева. Специалист такого уровня пригодился бы в любой цивилизованной стране. Но Израилю повезло, Академия в Иерусалиме была первой, кто пригласила Тимофееву сначала на мастер-класс (летние курсы), а затем предложила ей долгосрочный контракт. Так, в 1991 году Нина с дочкой Надей и мамой Фридой Федоровной оказались в Израиле.

На видео в программе Виталия Вульфа «Мой серебряный шар» танцуют четыре ученицы Тимофеевой.

Не без помощи Тимофеевой-младшей – Нади – я нашел сначала одну из них по имени Далия. Затем с ее помощью нашел еще троих.

Теперь, 25 лет спустя, все мои собеседницы уже солидные и очень успешные, занятые дамы, матери семейств. Но ни одна не уклонилась от интервью о любимом педагоге. И сейчас вы поймете, почему.

Все, что написано далее, я взял из ответов на мои вопросы.

Все дамы были единодушны. Все пришли в класс Нины в возрасте 13-14 лет. Они учились четыре года. Занимались во все учебные дни по 3-4 часа в день, но после основных уроков в школе. Как пришли? В Академии преподавались разные танцевальные жанры, и учащиеся могли выбирать.

У Далит Немировски родители приехали из Москвы, у Далии Хаимски – из Вильнюса. Они отлично знали, кто такая Нина Тимофеева. Эти знания передались дочерям, и они с радостью пришли в балетный класс.

Ясмин Ависар мечтала стать балериной с ее 7 лет.

«С Ниной я осуществила мечту», — сказала мне Ясмин.

Эта девушка училась в Академии с 1992 года, но с Ниной познакомилась в 1993 году. Зато и оставалась с ней дольше.

Нина и сама прошлась по танцевальным классам. Опытным взглядом она находила и приглашала тех девчонок, которых можно было научить. Так Нина пригласила 13-летнюю Анат Ваадия. «Я подумала «Вау», — сказала мне Анат.

Однако в балете одним девочкам не справиться. Нужны же партнеры. Юноши в класс Нины тоже приходили. И уходили. Но был один, кто оставался в классе Нины от начала до конца, с 14 лет до 17. Его зовут Моше Авшалом. Ему такой выбор посоветовали в школе, но он и сам хотел в балетный класс. На мой вопрос о первом впечатлении, Моше ответил: одновременно уважение и опасение не справиться, ибо уровень преподавания был очень высок.

И еще об одном партнере не могу не написать. Его зовут Ассаф Беншетрит. Он учился в Академии музыки и танца, играл на классической гитаре. Но однажды, когда ему было 15 лет, парень случайно заглянул в зал, где занимались Нина с учениками. И остался! Ассаф признает, что его поведение в тот момент было далеко от интеллигентного. Но Нина быстро приучила его к дисциплине.

У всех ребят сформировалось огромное уважение к Нине Тимофеевой как к звезде первой величины в мировом балете. Все понимали, что им безумно повезло. И дети не ошиблись. У Нины было то, что называется харизмой. Она считала главным в работе дисциплину. Она была очень доброй и интеллигентной, но в то же время и очень требовательной. Во время занятий Нина никогда не повышала голос, ее слышали и так, но одно ее тихое слово могло сделать многое, это из интервью Вячеслава Саркисова. Впрочем, ее подход к ученикам был индивидуальным. В каждом ученике Нина видела человека. Кто больше мог сделать, с того спрашивала больше. Нина давала возможность попробовать заниматься всем ребятам, которые учились в Академии. У большинства из них объективно не получалось с классикой. С такими ребятами Нина была мягче, она не требовала того, что они не могли выполнить. Но всегда Нина была счастлива, если ее ученики добивались успеха! И они это видели.

Эмоции у детей были разные:

«Нужно много работать, чтобы достичь того, чего хотела Нина, и иногда, если не получалось, это расстраивало, но когда все получалось – ты очень счастлива», — это цитата из интервью Далит Немировски.

«Great teacher and woman» («великий учитель и женщина, англ.), — ключевая фраза от Далия Хаимски.

А вот слова от Анат Ваадия:

«Нина была очень важна в нашей жизни. Я навсегда благодарна ей… Я счастлива, что могла танцевать с ней!».

Я спросил Анат, говорит ли она по-русски. Ее-то родители – коренные израильтяне. В ответ Анат произнесла по-русски три единственно знакомые слова: «Я хочу танцевать»! Собственно, а нужны ли еще слова?!

Четвертая их подруга (они-таки дружат до сих пор) – Ясмин Авиcар и вовсе считает Нину своей «балетной мамой», а Надю Тимофееву – сестрой! Не больше, не меньше.

Впрочем, не она одна. Ассаф Беншетрит, не сговариваясь с Ясмин, тоже сообщил мне в интервью, что считает Нину своей второй мамой, а Надю, соответственно, сестрой. Как и другие мои собеседники, Ассаф подтвердил, что как педагог Нина была разная: в зависимости от ситуации на уроках, она могла быть и мягкой, и строгой, исключительно требовательной, но всегда оставалась интеллигентной.

Эмоциональные воспоминания Моше о Нине ничем не отличаются от девичьих. Но вдобавок он много и красиво вспоминает о Наде. Он говорит, что она восхитительная и что танцевать с ней было привилегией! Очень трудно было мальчику с простым менталитетом, но Нина и Надя «поменяли меня»!

Танцевать дети стали почти сразу после начала занятий. Так и шло: 1,5-2 часа занятий по технике, затем – репетиция танцев.

При этом Нина не только учила танцам. Она учила накладывать грим, делать прически. Все очень-очень профессионально. А еще Тимофеевы – мать и дочь – сами шили костюмы. Причем сначала – за свой счет. Позже появились субсидии.

А еще Нина учила слушать музыку. Танцы ставились на музыку Равеля, Бизе, Рахманинова, Прокофьева, Моцарта, других композиторов. Много раз и сама Нина Тимофеева танцевала вместе со своими ученицами. Таким был танец на музыку «Камерной симфонии» Шостаковича, отрывок из которого показан на видео.

Как мне рассказала мама одной из моих собеседниц – Татьяна (Тали) Хаимски, — ее дочь Далия до поступления в Академию с шести лет занималась классическими танцами в местном Доме культуры и спорта (МАТНАС, аббревиатура на иврите) с педагогом Александром Лившицем. Но настоящее обучение балету произошло в классе Нины. Ей удалось привить ученицам культуру балета. «Мы понимали, что нам безумно повезло», — главные слова из интервью Татьяны.

Разумеется, Нине в работе с ученицами помогала ее дочка. Надя была старше других девочек, она к тому времени окончила хореографическое училище при Большом театре, то есть была профессиональной балериной. Надя рассказала мне (цитирую с небольшими сокращениями):

«Когда ты стоишь перед таким авторитетом, как Мама, то никогда не позволишь себе расслабиться, схалтурить, бросить движение. Мама всегда воспитывала личным примером. Она была очень требовательная, но в тоже время понимающая, с кого и сколько можно требовать. С меня — больше, чем с других. Мы танцевали очень много. Весь классический репертуар и мамины постановки тоже. Официально мама закончила преподавать с выходом на пенсию (в Израиле). Но думаю, что всегда было не просто соответствовать критериям настоящего профессионала, гениального педагога и великой балерины. Мама пожертвовала одну из самых прекрасных частей своей жизни, время, когда пришло пожинать плоды, на становление классического балета в Иерусалиме. И никто никогда не поймёт, чего ей это стоило. Надеюсь, это того стоило…» (конец цитаты).

Ну что ж, дочь надеется, а мы-то уверены: еще как стоило!

Мамины уроки пошли впрок. Теперь Надя Тимофеева – художественный руководитель «Иерусалимского балета», созданного при непосредственном участии Нины. А также руководитель Иерусалимской школы балета имени Нины Тимофеевой. Надя и сама воспитала уже целую плеяду прекрасных балетных артистов. И продолжает воспитывать новых!

Кстати, труппа «Иерусалимский балет» 27 апреля впервые после пандемии показала новый спектакль – балет «Амор», поставленный по мотивам комедии испанского драматурга Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная».

Нина привлекала к работе и старых друзей. Так, с девочками много танцевал уже упомянутый мной заслуженный артист РФ Вячеслав Саркисов, давний знакомый Нины Тимофеевой по Москве и с 1992 года проживающий в Израиле. Вячеслав рассказал, что по приглашению Нины он участвовал во всех ее проектах. На Нину все смотрели с обожанием, она была авторитетом не только для учеников, но и для него самого. Но более всего его привлекала потрясающая творческая атмосфера, которую создавала Нина для артистов и для учеников. Там никого не надо было заставлять.

И мой заключительный вопрос: как уроки Нины отразились в жизни учеников?

Далия Хаимски после окончания Академии уехала в Швейцарию и на два года поступила в школу Мориса Бежара. Ее приняли туда именно благодаря тому, что надежная основа классического танца была уже привита Ниной Тимофеевой. Много лет Далия профессионально танцевала в разных коллективах, в том числе в Европе. Далия – лауреат премии Министерства культуры Израиля как индивидуальная танцовщица. А теперь она преподаватель современного танца и хореограф. Дома Далию ждут муж и три сына. И она счастлива!

После Академии, в 18 лет Анат Ваадия, как большинство израильских девушек, пошла служить в Армию обороны Израиля. А потом она училась в Роттердаме (Нидерланды), там была очень хорошая танцевальная школа. Позже пять лет работала в Германии. Но предпочитает жить в Израиле, причем жить только танцами. И семьей, конечно. Теперь она хореограф, но в стилях модерн и контемпорари (современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники, — Википедия). Постоянно показывает собственные постановки. В мае у Анат «стрит-перфоманс» в Тель-Авиве. А в семье растут муж и три замечательные дочки.

Далит Немировски после окончания учебы в Академии тоже служила в армии. Но там есть такой порядок: юная танцовщица сдает специальный экзамен, подтверждая, что она действительно достойная танцовщица. И тогда ей дают возможность служить неполный день, параллельно занимаясь балетом. Это Израиль, дорогие читатели. Так что Далит продолжала танцевать до 24 лет. Правда, это был не классический балет, а модерн, но привитая педагогом дисциплина помогала, и не только в танцах, но и в жизни. Далит – единственная из четверки, оставившая танцы. В 24 года она поступила в университет, изучала коммуникацию. Сейчас Далит – руководитель отдела маркетинга инновационной компании в Тель-Авиве. У нее двое детей.

Помимо того, что Нина учила танцевать, она еще учила учить других. Ясмин Ависар принимала участие в организации труппы «Иерусалимский балет». И танцевала там до 2006 года. Сейчас Ясмин, ее супруг — скульптор и дочь живут в Вене. Там Ясмин сначала танцевала, затем долгое время работала педагогом по классическому балету со студентами, обучающимся при Венской опере. Но вот уже четыре года работает хореографом и дает частные уроки классического балета.

Моше Авшалом немного работал в балете Панова, но основной сферой его интересов стал стиль контемпорари. Моше продолжает танцевать современные танцы и сейчас, в его 43 года. А в интервью сказал мне, что собирается продолжать до восьмидесяти. Ну, дай-то Бог!

До прихода к Нине Ассаф Беншетрит никогда не занимался танцами, поэтому ушло время на разучивание элементов. Зато потом много лет он постоянно танцевал в разных постановках классического репертуара и собственной хореографии Нины. Ассаф никогда не переставал учиться у Нины. Так продолжалось до 2004 года, когда молодой человек уехал на постоянное жительство в США. Сейчас ему 40 лет, у него жена и две дочери. Ассаф – доцент театра и танца университета Нью-Гемпшира в США. Учит студентов теории и практике танца разных жанров, в том числе и классического балета. Ассаф довольно часто приезжает в Израиль, когда надо помочь Наде Тимофеевой – поучаствовать в ее спектаклях и концертах. Напоследок, цитата его о Нине:

«Я ее очень люблю. Она особая женщина в моей жизни».

Вот такую вот светлую память оставила по себе народная артистка СССР Нина Владимировна Тимофеева, а для Израиля – без пафоса: Нина Тимофеева!

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Нина Владимировна Тимофеева (11 июня 1935, Ленинград — 3 ноября 2014, Иерусалим) — советская российская артистка балета, педагог. Народная артистка СССР (1969).

Родилась 11 июня 1935 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1953 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) по классу Н.А.Камковой. За год до выпуска дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр) в партии Маши в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

C 1953 по 1956 год работала в труппе Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова, где сначала исполняла небольшие сольные партии, а затем — Мирту в балете «Жизель» А.Адана и главную партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, после чего была приглашена в Большой театр, где дебютировала в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро», исполнив партию Одетты-Одиллии. Педагогом балерины в театре сначала была Г.С.Уланова, затем Нина перешла к М.Т.Семёновой.

Гастролировала в Финляндии (1958), на Кубе (1960), в ГДР (1965) и др.

В 1980 году окончила педагогическое отделение ГИТИСа по курсу М.Т.Семёновой.

В 1988 году закончила свою сценическую карьеру, в 1989—1991 годах работала в театре педагогом-репетитором.

Была депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970).

В 1991 году вместе с дочерью Надеждой покинула СССР и переехала на постоянное жительство в Иерусалим, где занималась педагогической и балетмейстерской деятельностью.

Нина Тимофеева скончалась на 80-м году жизни 3 ноября 2014 года в Иерусалиме. В тот же день была похоронена на кладбище района Гиват Шауль Иерусалима.

Семья:

Мать — Фрида Фёдоровна Салиман-Владимирова (1904 — 1991), музыкальный педагог, концертмейстер.

Дядя — Давид Фёдорович Салиман-Владимиров (1903—1992), композитор, заслуженный артист РСФСР (1972).

Дочь — Надежда, балерина (отец Надежды – кинооператор Георгий Рерберг).

Муж — Кирилл Владимирович Молчанов, композитор.

Нина Тимофеева. Реквием

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий