Оправданный риск

0

Сегодня бойцы спецназа "Дувдеван" и бригады "Голани" вошли в лагерь беженцев в Дженине для "общения" с папашей "дизенгофского" террориста, который сдаваться отказался. Как водится, встречены они были вооруженными боевиками очень "ласково". Один из террористов уже убит, несколько ранено. Предлагаемая же вашему вниманию статья нашего военного обозревателя посвящена предыдущей операции ЦАХАла

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

В ночь на 1 апреля специальное подразделение полиции ЯМАМ (относится к МАГАВу) провело в деревне Арабе, что между Дженином и Туль-Каремом, операцию, в результате которой ликвидированы три террориста организации "Исламский джихад" (ИД). Ранения получили четыре наших бойца.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"

Ячейка из четырех боевиков ИД уже некоторое время находилась под наблюдением ШАБАКа. Активная стадия операции по ее нейтрализации началась за день до основных событий, когда один из террористов обстрелял армейский опорный пункт вблизи Дженина, выпустив 52 пули. К счастью, никто не пострадал, не был причинен и материальный ущерб. Согласно источникам в ЦАХАЛе, действия террориста ускорили выход на след группы. Бойцы ЯМАМа, в том числе и в машинах, имитирующих палестинские, долгие часы дожидались информации от ШАБАКа, которая поступила сразу после полуночи.

Несколько автомобилей ЯМАМа неожиданно сблизились с террористами. Один из них таранил машину, в которой находились трое боевиков, вынуждая ее остановиться. И вот на этом этапе все пошло не вполне по плану: кто-то из исламистов открыл с близкой дистанции автоматный огонь. Подполковник Ш. получил тяжелое ранение в грудь, другой боец — двойное в ногу, и его состояние на начальном этапе было квалифицировано как средней тяжести. Еще двое оказались ранены легко. Террористы были немедленно уничтожены ответным огнем.

По следам случившегося стоит задаться вопросом, не был ли допущен чрезмерный риск при попытке задержать боевиков. Ведь, как показывает опыт, многие террористы отнюдь не готовы сдаваться и при наличии у них автоматических винтовок на близком расстоянии представляют большую опасность. Безусловно, задержание боевиков предполагает получение ценной информации об их возможных сообщниках, запасах оружия и т. д. С другой стороны, риск не всегда оправдан. Я к тому, что при планировании данной операции, вероятно, было предпочтительнее сразу прибегнуть к ликвидации. Каким именно способом — это уже вторично, возможности есть самые разные, вплоть до удара с воздуха, хотя подобный подход в Иудее и Самарии ЦАХАЛ не использует уже много лет.

Подполковник Ш. — командир одного из двух основных входящих в ЯМАМ отрядов ("пальга" — аналог роты в спецподразделениях). Ему 43 года, он отец трех детей, живет на юге страны. Ш. В подразделении, состоящем исключительно из сверхсрочников, уже 22 года. Начало его службы пришлось на вторую интифаду, когда ЯМАМ работал особенно интенсивно. Количество операций, в которых Ш. принял участие, не поддается подсчету, а ведь именно этому спецподразделению, как правило, поручаются наиболее сложные и значимые ликвидации или задержания террористов. Не будет преувеличением утверждать, что десятки, если не сотни израильтян, не догадываясь об этом, обязаны Ш. своими жизнями.

На этот раз на волоске висела его собственная. Прибывшие на место бойцы бригады "Голани" очень быстро (это заняло 15 минут) эвакуировали раненных в расположенный поблизости опорный пункт Рихан, где их уже ждал вертолет, вылетевший в хайфскую больницу "Рамбам". Ш. срочно прооперировали и погрузили в медикаментозную кому. В дальнейшем его состояние непрерывно улучшалось, и угроза жизни исчезла. На момент написания этих строк Ш. дышит самостоятельно и общается с близкими. По прогнозам врачей, ранение должно обойтись без последствий. Остается лишь пожелать одному из самых заслуженных бойцов сил спецназначения нашей страны полного выздоровления и скорейшего возвращения в строй.

Сослуживец Ш., чье ранение изначально характеризовалось как средней тяжести, быстро перешел в разряд "легких" и уже выписан домой. Двое других раненых отправились по домам еще в 11:00 того же дня.

Однако драматической вертолетной эвакуацией в "Рамбам" данная операция не закончилась. У трех уничтоженных боевиков ИД был четвертый сообщник. Узнав о происшедшем, он отправился к месту событий, где его поджидали бойцы разведбатальона бригады "Голани". Но террористу удалось скрыться, и он решил вернуться домой, в деревню Шуэйка, где средь бела дня в субботу, был задержан бойцами армейского антитеррористического подразделения "Дувдеван". При обыске дома нашлась винтовка М-16 — такое же оружие было у ликвидированных боевиков, которыми оказались жители лагеря беженцев в Дженине и Туль-Карме и деревни Ямун в возрасте от 24 до 30 лет.

Показателен факт, что двое боевиков — из Дженина и окрестностей: этот город в северной Самарии и расположенный в нем лагерь беженцев является сегодня наиболее опасным рассадником террора. За последние годы там выросло новое поколение "непуганых" и зачастую хорошо вооруженных боевиков. Речь идет о членах ячеек ХАМАСа, группировках наподобие "Бригад мучеников Аль-Аксы", то есть имеющих отношение к ФАТХу, но, по сути, "центру" не подчиняющихся, а также "Исламскому джихаду". Последнее обстоятельство особенно важно: позиции этой радикальной организации в районе Дженина наиболее сильны. Стоит также отметить, что ХАМАС и ИД, сохраняя тишину в Газе, предпринимают максимум усилий для дестабилизации обстановки в Иудее и Самарии. Это, как правило, подразумевает создание активных ячеек и их щедрое финансирование для приобретения оружия и оплаты всего, что необходимо для террористической деятельности. В случае с ХАМАСом действия курирует заместитель лидера движения Салах аль-Арори, основным местом пребывания которого на данный момент является Ливан. В случае ИД — генсек организации Зиад Нахале и его заместитель, командир боевого крыла Акрам Аджори (в ноябре 2019 года, согласно сирийским источникам, ЦАХАЛ нанес удар с воздуха по его квартире в Дамаске, в результате чего погиб сын террориста, тоже боевик ИД).

Ситуация в Дженине и лагере беженцев на его территории тем более взрывоопасна, что боевики каждой из группировок ни во что не ставят власти ПА. В этой связи масштабная зачистка ЦАХАЛом и ШАБАКом города становится вопросом времени. Правда, она с большой вероятностью повлечет за собой эскалацию вокруг Газы, чего в правительстве и ЦАХАЛе всеми силами пытаются избежать, в том числе, и делая многочисленные послабления для сектора. Так, например, количество разрешений на работу в Израиле для жителей Газы было недавно доведено до 20 (!) тысяч. Как говорится, "размежевание" во всей красе. Между тем в ХАМАСе, несмотря на очевидные экономические выгоды, воспринимают израильскую щедрость с двояким чувством, прекрасно понимая, что в подобной ситуации ШАБАКу легче вербовать в Газе осведомителей. Что ж, если так, то это, пожалуй, единственный плюс стратегии послаблений. Но мы-то знаем, что массовая раздача разрешений на работу в Израиле — старый излюбленный способ отсрочить очередную эскалацию.

Впрочем, история показывает, что не в коня корм: эскалации все равно происходят с завидной частотой. А между ними палестинцы (до недавних пор только из Иудеи и Самарии), чуть ли сотнями тысяч шастающие в пределах "зеленой черты", являются постоянным источником террора и уголовщины. Безусловно, к этому в основном причастны те, у кого нет разрешения на въезд (так называемые ШАБАХи), которые при наличии в Израиле огромного числа легальных земляков чувствуют себя у нас вольготно. Ведь в рамках негласной политики задабривания населения ПА с данным явлением никто всерьез не борется. Результаты мы увидели совсем недавно в Бней-Браке, куда вооруженный автоматом террорист приехал на машине, пройдя сквозь "забор безопасности".

Как это часто бывает при любом правительстве, оно начинает что-то делать или имитировать деятельность, когда трагедия, которая легко прогнозировалась, уже произошла. Так и на этот раз: лишь после кровавого теракта, когда в воздухе отчетливо запахло эскалацией, армия и полиция усилили охрану "забора", и правительство распорядилось заделать в нем бреши. Однако особого эффекта это не даст по определению: явление под названием ШАБАХи должно быть искоренено комплексными мерами. Это вполне реально, но тут мало усилить патрулирование у дыр в заграждении. Необходимо последовательно и неотвратимо наказывать тех, кто берет ШАБАХов на работу или перевозит в глубь Израиля. Ну, и сами нарушители должны нести существенное наказание. Пока этого не произойдет, все шаги по заделыванию дыр в заборе останутся тем, чем являются на деле, а именно попыткой — как показывает практика, временной — пустить пыль в глаза общественности.

Тем временем на фоне общей напряженности, связанной с наступившим Рамаданом и серией кровавых терактов последних недель, силы безопасности Израиля находятся в состоянии повышенной готовности. Полиция, в помощь которой приданы военнослужащие ЦАХАЛа, патрулирует города в пределах "зеленой черты". Группы бойцов армейских спецподразделений размещены в разных уголках страны в качестве сил быстрого реагирования. Наконец, в свете возможной попытки ИД отомстить за ликвидацию своих боевиков находятся в готовности и силы ПВО/ПРО ЦАХАЛа. В первую очередь в службах безопасности опасаются возможности ракетного обстрела из Газы. Однако не исключается, что палестинские террористы попытаются запустить ракеты из Ливана, что неоднократно имело место в прошлом году.

[nn]

Лиора ШВАРЦ | Как нам выжить

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий