Недавно министр юстиции Гидеон Саар призвал Кнессет обсудить и ратифицировать Стамбульскую конвенцию "О предотвращении и борьбе с насилием против женщин и домашним насилием", которую на сегодняшний день подписали 35 стран
Петр ЛЮКИМСОН
Немногие знают, что, несмотря на название конвенции, Анкара отказалась ее подписывать на том основании, что данный документ объявляет гомосексуализм нормой, что противоречит национальным традициям Турции. По сходным причинам, хотя и с другими формулировками, конвенцию отказались ратифицировать Россия, Латвия, Литва, Венгрия, Чехия и ряд других стран, а недавно из нее вышла и Польша. Однако в Управлении народонаселения Израиля считают ратификацию данной конвенции опасной по совсем другим причинам. Руководство ведомства убеждено, что присоединение к ней Израиля может привести к тому, что страну заполнят десятки, а то и сотни тысяч беженцев из мусульманских стран и государств постсоветского пространства.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"
Дело в том, что согласно 60-й и 61-й статьям конвенции, присоединившиеся к ней государства обязаны предоставлять статус беженки и лишены права депортировать из страны любую женщину, ставшую жертвой насилия или которой угрожает насилие на родине в силу самого факта ее принадлежности к женскому полу. Сегодня, объясняют в Управлении народонаселения, предоставление вида на жительство и гражданства иностранцам, вступившим в брак с израильтянами, — многоступенчатый процесс, длящийся минимум три года и связанный с подозрением, что речь идет о фиктивном браке. Такие браки, по мнению сотрудников ведомства, особенно распространены среди женщин из Филиппин и стран бывшего СССР. Нередко сами израильтяне являются в МВД и признаются, что барк был фиктивный, или что они стали жертвами обмана. Но представьте ситуацию, при которой иностранка заявляет, что стала жертвой насилия со стороны своего фиктивного или даже реального мужа, с которым сочеталась так называемым "молдавским браком". Если Израиль присоединится к Стамбульской конвенции, он будет обязан признать такую женщину беженкой и предоставить ей вид на жительство со всеми соответствующими правами. Понятно, что этой лазейкой захотят воспользоваться многие.
И мы уже не говорим о том, что еврейское государство будет обязано предоставлять статус беженок жительницам стран Африки и Азии, которым достаточно попасть в Израиль и заявить, что на родине их жизни и самой женской сути угрожает опасность. К такой опасности относится и, скажем, практикуемая во многих мусульманских странах процедура женского обрезания – напомним, что несколько лет назад это признала судья БАГАЦа Дафна Барак-Эрез, запретив депортацию семьи нелегалов из Нигерии на том основании, что по возвращении на родину из двухлетней дочери, возможно, грозит женское обрезание. Таким образом, прецедент в Израиле создан, а если учесть, что, скажем, в Египте этой варварской (с чем никто не спорит!) процедуре подвергаются 80% женщин, то почти любая египтянка, прибыв в Израиль обычным авиарейсом, может потребовать предоставления ей статуса беженки, и Израиль будет обязан это сделать! И ведь одним Египтом дело может не ограничиться: в еврейское государство хлынет такой поток беженок из Судана, Нигерии и других стран, по сравнению с которым волна мигрантов оттуда покажется нам детской забавой.
Вот почему в МВД очень удивились, узнав, что нынешняя глава этого ведомства Айелет Шакед, известная своей борьбой с мигрантами, поддержала присоединение Израиля к Стамбульской конвенции. И это притом, что в Израиле остается проблема с нееврейскими гражданами Украины, которых МИД этой страны и ее местные сторонники из числа правозащитников требуют впускать без всякой квоты и предоставлять им статус беженцев со всеми полагающимися правами льготами. Как мы уже сообщали, сегодня почти все развитые страны распахнули свои двери перед беженцами из Украины, но многие из них предпочитают ехать в Израиль, так как убеждены, что здесь можно найти работу и хорошо устроиться без знания английского и необходимости учить государственный язык.
Наконец, в МВД и министерстве алии и интеграции признают, что существует большая проблема с нынешней репатриацией из России. В конце прошлой недели глава ведомства Пнина Тамна-Шата призналась, что была шокирована, узнав, что более трети из 5600 новоприбывших из России, подпадающих под Закон о возвращении, через два месяца покинули страну, причем большинство из них вернулись в Россию. "Эти люди получили такую же повышенную денежную помощь, как и новые репатрианты из Украины, хотя их положение нельзя сравнивать: олим из Украины прибывают иногда с одной сумкой или даже полиэтиленовым пакетом в руках, чего никак не скажешь о прибывших из России. Они прилетели в Израиль за счет еврейского государства, получили денежную помощь от еврейского государства, за счет еврейского государства жили в гостиницах, где им предоставлялось трехразовое питание, а затем покинули это государство с его паспортами. Таких льгот нет у репатриантов никакой другой страны, кроме Украины и России. Все это стоило нам сотни миллионов шекелей. Такое ощущение, что нас просто злостно использовали!" — заявила Тамно-Шата.
Что тут скажешь? Если государство позволяет себя беззастенчиво использовать, то почему же этого не сделать?
К чести госпожи Тамно-Шата, она приняла незамедлительные меры, чтобы пресечь подобное. Уже с этой недели новые репатрианты из России по указанию министра будут лишены права на бесплатное расселение в 40 арендованных министерством гостиницах. Исключение будет сделано для пенсионеров, жертв Катастрофы и тяжелобольных людей, но и им для того, чтобы бесплатно поселиться в гостинице, придется предстать перед комиссией по чрезвычайным случаям. Все остальные льготы для репатриантов из России и Беларуси сохранены.
Чиновники МВД считают, что все вышесказанное было предсказуемо, и речь идет о продолжении процесса, начавшегося еще в 2017 году – после принятия закона, дающий возможность получить израильский зарубежный паспорт сразу после репатриации. Уже в 2018 году, по данным МВД, из 17. 879 россиян, заявивших по прибытии о своем праве на алию в рамках Закона о возвращении, 7139 покинули Израиль сразу после получения паспортов. В 2019 году то же самое сделали 9419 из 22.683 россиян. С началом пандемии этот процесс замедлился, а ныне просто возобновился с новой силой. Вот только новая волна псевдорепатриантов действует с особым цинизмом, получая деньги и льготы, которых в помине не было у тех, кто прибывал три-четыре года назад, отмечают чиновники МВД. И еще один момент: пусть не все, но очень многие возвращаются именно в путинскую Россию, из которой они якобы бежали!
Наш корреспондент попросил прокомментировать ситуацию одного из сотрудников Тель-авивского отделения министерства алии и интеграции. Мы приводим его высказывание дословно:
"Конечно, в том, что эти люди вскоре после приезда покидают Израиль, получив от нас деньги и высококлассный отдых в гостинице, есть какая-то нечестность. Но следует учитывать, что речь идет о евреях, а потому их приезд стоит приветствовать в любом случае. Да, это обходится в миллионы, но в масштабах государства не так уж много, и у нас достаточно сильная экономика, чтобы мы могли себе это позволить. Как раз те, кто вернулся в Россию, меня меньше всего волнуют, так как через полгода, максимум год там все равно станет невозможно жить, и они снова появятся в Израиле".
Просто поразительно, с какой легкостью наши "государственные люди" рассуждают о миллионах налогоплательщика!..
* * *
Публикации в израильских СМИ о псевдорепатриантах из России вызвали ответную реакцию ряда русскоязычных политиков и сайтов, усомнившихся в достоверности в представленных данных.
Депутат Кнессета от партии "Наш дом Израиль" Элина Бардач-Ялова сообщила со ссылкой на Управление регистрации населения и иммиграции, что, начиная с 24 февраля, израильские паспорта получили 2487 репатриантов из России, из которых только 91 покинул страну (и, возможно, кто-то из них уже вернулся в Израиль). Такие же данные были переданы управлением в ответ на запрос министра туризма Константина Развозова ("Еш Атид").
В министерстве алии и интеграции подтвердили, что оглашенные министром Тамно-Шата данные не являются официальными, и в настоящее время проводится их дополнительная проверка. Кроме того, согласно принятой формулировке, гражданин Израиля считается покинувшим страну, если прожил за ее пределами больше года, и к новым репатриантам, о которых идет речь, такое понятие вряд ли применимо. Не исключено, что часть из них, получив документы, выехала на доисторическую родину на месяц-два, чтобы уладить оставшиеся дела и вернуться. Для многих, по этой версии, было важно оставить в Израиле детей призывного возраста, обосноваться, а уже затем начать распродавать нажитое имущество, после чего они вернутся.
Словом, поживем – увидим…
[nn]