Кровь текла по ступенькам…

0

Лишь полвека спустя после гибели израильских олимпийцев в Мюнхене германские власти признали свою ответственность за их трагическую участь

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Майя ГЕЛЬФАНД

Пятьдесят лет прошло с той трагедии, но память о ней до сих пор жива. Каждый год на тель-авивском кладбище собираются люди, чтобы почтить память своих родных, погибших в страшном теракте во время Олимпиады в Мюнхене. Многих очевидцев трагедии уже нет в живых, но сюда приходят их потомки, для которых спортсмены-олимпийцы — семейная легенда, которую хранят и передают из поколение в поколения.

Вот Мика Славин, младшая сестра борца Марка Славина, самого молодого из погибших. Она родилась через полтора года после смерти брата, и все ее детство прошло в его тени. Борьбой он начал заниматься еще в Советском Союзе, в 16 лет стал чемпионом страны среди юниоров и завоевал место в олимпийской сборной СССР. Казалось, что будущее его предопределено. На ближайшую Олимпиаду в Мюнхен он должен был ехать под советским флагом. Но неожиданно Славин наотрез отказался представлять СССР на Олимпиаде в Мюнхене. Это решение стало роковым.

… 5 сентября 1972 года рано утром палестинские террористы из группировки «Черный сентябрь» проникли в олимпийскую деревню в Мюнхене и ворвались в домик, где проживала израильская делегация. Целью нападавших было взять в заложники израильских спортсменов и потребовать в качестве выкупа освобождения из израильских тюрем более двухсот заключенных палестинцев и международных преступников. Оказавшись внутри, бандиты наткнулись на Моше Вайнберга, восьмикратного чемпиона Израиля по борьбе в классическом стиле. Он стал первой жертвой теракта.

Израильское правительство во главе с Голдой Меир отказалось идти на поводу у террористов:

«Если мы один раз это сделаем, ни один израильтянин в мире не будет чувствовать себя в безопасности».

Переговоры с бандитами вели представители местных властей, которые, как выяснилось, были не в состоянии контролировать ситуацию и готовы были согласиться на любые требования…

Здесь же, среди родственников, Илана Романо, вдова Йосефа Романо, многократного чемпиона Израиля по легкой атлетике. Йосеф стал второй жертвой теракта. После травмы он с трудом передвигался на костылях, поэтому, когда террористы ворвались в здание, не смог убежать. Но он мужественно сражался за свою жизнь, даже сумел отобрать у одного из бандитов оружие. Это его не спасло. По одной из версий, палестинцы избили его, кастрировали и бросили истекать кровью. Илана узнала об обстоятельствах гибели мужа спустя много лет.

… Убив двоих, террористы взяли в заложники остальных девятерых израильтян. Связали их веревкой и усадили в одну из комнат. Искалеченное тело Йосефа Романо бросили тут же, в назидание. Израильское правительство готово было отправить группу спецназовцев для спасения заложников. Но немецкая сторона категорически отказалась от услуг израильтян. В Мюнхен пустили только руководителя "Моссада" и сотрудника ШАБАКа. Но они не могли повлиять на проведение операции.

В итоге было решено, что террористов вместе с заложниками переправят из Германии в Египет. Для этого были подготовлены два вертолета. Поздно вечером все участники этой драмы были перевезены на аэродром, где их ждали вертолеты, в которых не было горючего. Немецкие власти надеялись заманить террористов в ловушку, но те поняли, что их обманули и запаниковали. В этот момент было принято решение о штурме. Спасательная операция, по утверждению многих исследователей, была проведена на крайне низком профессиональном уровне. Террористы, понимая, что терять нечего, хладнокровно расстреляли связанных заложников, не оставив им шанса на спасение. Затем они взорвали вертолеты. Один из спортсменов, Давид Бергер, не был убит выстрелами. Он сгорел заживо…

Анки Шпицер, вдова Андре Шпицера, тренера национальной сборной по фехтованию, оказалась в Олимпийской деревне в Мюнхене одной из первых. Они познакомились с Андре в Голландии, куда он приехал на учебу. Будучи уже профессиональным спортсменом, он обучал всех желающих фехтованию. Одной из его учениц стала Анки. Спустя несколько лет она прошла гиюр, и пара переехала в Израиль. За месяц до Олимпиады у них родилась дочь.

Когда она зашла в домик израильской делегации, то увидела, как кровь течет по лестнице. Ей стало дурно, но она взяла себя в руки и решила идти дальше. Перед ее глазами предстала комната, в которой ее муж провел последние часы жизни: посреди этого хаоса были пятна грязи, слизи, рвоты, испражнений. Остатки пищи размазаны по полу. В стене дырки от пуль. И везде кровь. И запах крови.

В последний раз Анки видела мужа живым по телевизору, когда террористы распахнули окно и выставили его перед телекамерами. Тогда он сообщил, что у заложников все хорошо, и они живы. Над головой его стоял террорист с автоматом Калашникова.

Эти люди, пережившие страшное горе, стали друг другу родными. Для них эти встречи – не просто дань памяти. Это ритуал. С повторяющимися из года в год речами, с возложением венков, с традиционной "а-Тиквой" в конце церемонии. Меняются чиновники и руководители министерств, представители германского посольства и звезды израильского спорта. Но их, членов семей, не заменит никто. Детский хор поет песни про одиночество, любовь и разлуку. На глазах у присутствующих слезы. Не плачут только родные погибших. Они уже давно научились говорить о них спокойно и бесстрастно…

Только спустя пятьдесят лет, после огромных усилий со стороны семей погибших, Германия официально признала свою ответственность за тот теракт. А тогда Олимпиада в Мюнхене не была остановлена. На следующий день после гибели израильтян спортсмены продолжили соревнования. А израильская делегация вернулась домой с одиннадцатью гробами.

В теракте в Мюнхене от рук палестинских террористов погибли одиннадцать израильтян:

Андре Шпицер, Йосеф Гутфройнд, Давид Бергер, Йосеф Романо, Моше Вайнберг, Амицур Шапиро, Марк Славин, Яков Шпрингер, Элиэзер Халфин, Кеат Шор.

Да будет светла их память!

Олег ЮСУПОВ | Израильские "мальчики", ставшие "ангелами смерти"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий