Министр финансов Авигдор Либерман и партия НДИ обратились в суд с просьбой возбудить уголовное дело в отношении бывшего активиста партии Йоси Камисы
Ян СМИЛЯНСКИЙ
Скандал вокруг утверждения Йоси Камисы о том, что 20 лет назад Авигдор Либерман якобы выразил готовность заплатить 100.000 долларов за убийство генерал-майора полиции Сандро Мазора, в последние дни набрал обороты, постепенно приобретая все более политическую окраску. Напомним, что сообщение об этом журналистка телеканала "Решет" Аяла Хасон опубликовала еще в июле, подчеркнув, что речь идет не о слухах, а о конкретной информации, содержащей имена и даты событий. Проверка информации ведется особо тщательно, так как она поступила в период предвыборной кампании.
На данном этапе юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара распорядилась проверить, существует ли основание для начала серьезного расследования утверждений Йоси Камисы, но высказала мнение, что таковых, скорее всего, нет. Камиса не может предъявить запись разговора с Либерманом, и его заявление выглядит голословным. Сам он утверждает, что в свое время пытался сообщить об этих словах лидера НДИ в полицию, но некий высокопоставленный офицер якобы сделал все возможное, чтобы "прикрыть" Либермана. Йоси Камиса также настаивает, что немало знает и о якобы неких теневых бизнесах Либермана, и готов даже пройти проверку на детекторе лжи, чтобы подтвердить свою правоту.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Авигдор Либерман сделал по этому поводу несколько заявлений для прессы. Среди прочего он сказал, что Йоси Камиса никогда не был его официальным советником, хотя на этапе создания НДИ входил в число активистов партии в надежде получить хороший "джоб" после выборов. На деле ему ни на одной работе задержаться не удалось, и из НДИ он перешел в "Ликуд". В целом картина, представляющая Йоси Камису человеком, одержимым местью к Либерману за то, что тот не оценил его по достоинству и не дал желаемого, видимо, соответствует действительности.
Однако лидер НДИ на этом не остановился и в ряде интервью заявил, что за Йоси Камисой стоит глава оппозиции Биньямин Нетаниягу, которого Либерман назвал "последним мерзавцем и патологическим лжецом, не знающим границ". Представители НДИ не преминули добавить: "Видимо, в политических кругах кое-кто паникует по поводу растущего рейтинга Либермана и электорального усиления нашей партии. И эта паника сопровождается галлюцинациями".
Слова "мерзавец" и "лжец", по мнению известного обозревателя Нахума Барнеа, обозначили весьма неприятный поворот в деле, не делающий чести никому из героев этого политического фарса. Барнеа убежден, что обвинения Камисы по поводу желания Либермана убить полицейского не стоят внимания. Но у Либермана не было и нет никаких доказательств того, что за спиной Камисы стоит "Ликуд" и лично Биньямин Нетаниягу, и лидер НДИ это, по сути, признает, говоря, что это только слухи. Но характеристики, которые Либерман позволил себе по адресу Нетаниягу, в приличном обществе, да еще и без веских на то оснований, по мнению Барнеа, публично произносить не принято. Даже в адрес своих оппонентов и заклятых врагов. Такие эскапады не только не приносят их авторам дополнительные очки у избирателя, но и, напротив, уменьшают уважение к ним, а значит, и рейтинг. Впрочем, смотря у какого избирателя: по мнению ряда обозревателей, лидер НДИ высказался так, как от него ожидали, и его популярность после столь резких слов только возросла.
Однако в одном Нахум Барнеа, безусловно, прав: Биньямину Нетаниягу и "Ликуду" лучше всего было не реагировать на эти выпады или реагировать очень и очень взвешенно. А они не удержались и в результате превратились из зрителей в участников фарса.
"Национальный подстрекатель нервничает. Человек, который предлагал выбросить ультраортодоксов на свалку, теперь называет Нетаниягу эпитетами, подобающими махровому бандиту. Будем надеяться, что он никому не предложит 100.000 долларов за убийство Нетаниягу. Либерман должен прекратить бредить. "Ликуд" и бывший глава правительства Биньямин Нетаниягу не имеют никакого отношения к тревожащим обвинениям в адрес Либермана", — говорится в ответном заявлении партии. Та же двусмысленность, которая звучит в заявлениях лидера НДИ, и, по мнению Барнеа, выводит реакцию "Ликуда" за рамки принятых в политике и обществе приличий.
Кстати, утверждения о том, что он каким-либо образом связан с Биньямином Нетаниягу, Йоси Камиса категорически отрицает. Более того, настаивает на том, что никогда с ним не встречался, не получает ни от него, ни от "Ликуда" денег или каких-либо указаний и по этому поводу также готов пройти проверку на детекторе лжи. Наконец, Камиса заявил, что рад факту обращения Авигдора Либермана в суд, поскольку теперь вероятность проведения серьезного полицейского расследования возросла, а значит (цитируем), "есть и шанс, что правда выйдет наружу".
В НДИ продолжают настаивать на том, что речь идет о преднамеренной лжи, озвучиваемой в период предвыборной кампании во вполне определенных политических целях. Причем, добавим от себя, не в первый раз. Достаточно вспомнить скандальные заявления, сделанные в период прошлой предвыборной кампании экс-министром Софой Ландвер и содержащие схожие обвинения. Впрочем, попытки дискредитации предпринимались в последние годы и против Бени Ганца, Гидеона Саара и ряда других политиков.
Самыми загадочными в официальном заявлении НДИ для многих обозревателей стали слова о "растущем рейтинге Либермана": по всем опросам последних месяцев партия набирает пять мандатов, и ее положение кажется необычайно стабильным. В связи с этим некоторые обозреватели напомнили, что с начала года в страну прибыло несколько десятков тысяч репатриантов, количества голосов которых хватает почти на один мандат. И в НДИ, видимо, уверены, что эти голоса достанутся именно им.
[nn]