Договориться нельзя сражаться

0

Если бы не попытка судебной реформы, проигравшие политиканы нашли бы другой повод для восстания

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

В течение недели произошло такое количество событий, было озвучено столько разных мнений, что хватило бы на полгода, а то и больше. Израиль продолжает лихорадить, акции протеста сторонников проигравшей выборы оппозиции набирают силу и агрессивность, гражданское неповиновение все больше приобретает черты мятежа с целью разгона законно избранного Кнессета и правительства. Или, по меньшей мере, капитуляции последнего.

После бурной позапрошлой среды был чуть менее бурный вечер субботы, а теперь оппозиция устроила еще более бурный четверг с попыткой срыва необычайно важного официального визита премьера в Италию, перекрытием подъездов к аэропорту им. Бен-Гуриона и многих магистральных автотрасс. Огромные платные рекламные плакаты с лозунгом "Бороться против диктатуры — это обязанность!" развешаны почти во всех городах, опубликованы в газетах, на сайтах и в социальных сетях. Затем в соцсетях появилась копия объявления, якобы опубликованного в группе противников реформы в "Вотсапе", согласно которому каждый участник блокады аэропорта получит 250 шекелей наличными и оплату расходов на бензин. Мол, все, что надо, — это приехать на машине к аэропорту и медленно наматывать круги между въездом и терминалом. Так же, в "Фейсбуке", была распространена информация о том, что участникам протеста для подержания сил якобы бесплатно раздают марихуану.

Организаторы протестов заявили, ничего это не соответствует действительности, и хочется надеяться, что так оно и есть. Зато ей вполне соответствуют кадры, запечатлевшие, как демонстранты бросают железное ограждение в полицейских, демонстрируют явную агрессию по отношению к блюстителям порядка или бушуют вокруг тель-авивской парикмахерской, в которой супруга премьера решила сделать себе стрижку перед визитом в Рим.

Судя по всему, соответствует действительности и готовящаяся акция протеста в аэропорту, из-за которой тысячам людей придется отказаться от запланированных поездок за границу. Что касается визита Биньямина Нетаниягу в Италию, то в среду его пресс-служба сообщила, что премьер будет доставлен к трапу самолета на вертолете. Возможно, это сообщение несколько охладит пыл инициаторов блокировки аэропорта. К тому же Итамар Бен-Гвир ясно предупредил, что никто не собирается посягать на свободу собраний, но любые попытки нарушить нормальную жизнь в стране и хулиганские выходки будут пресечены.

Вместе с тем следует отметить, что на уходящей неделе появилось немало публичных заявлений в поддержку реформы. Это и обращение 120 профессоров израильских вызов, и открытое письмо узников Сиона и активистов алии. И декларация Ассоциации сантехников Израиля, угрожающих в случае, если правительство откажется от проведения судебной реформы, то есть не сделает того, ради чего было избрано, то они перекроют канализационную систему. "Летчики и хайтекисты, конечно, много делают для страны, но посмотрим, смогут ли они продолжать комфортное существование на своих виллах с забитой канализацией", — говорится в заявлении сантехников, угрожающих затопить зловонными водами всю страну.

Многие поначалу решили, что это очередной фейк или шутка, но вскоре выяснилось, что нет – все более чем серьезно. Об акции "протеста против протеста" подумывают и рядовые сотрудники водной кампании "Мекорот", и нетрудно догадаться, чем может обернуться такой протест. Подобного поворота событий демонстранты, похоже, не учитывают, позабыв, что основные избиратели нынешней коалиции — как раз сантехники, мукомолы, пекари, таксисты и т.д., то есть те самые "прозрачные" люди, которых никто не замечает и не принимает в расчет, но без которых просто непредставима нормальная повседневная жизнь. И они не простят такого пренебрежения их политическим выбором ни противникам реформы, ни политикам, за которых голосовали 1 ноября прошлого года.

Впрочем, в этом мире все так изменчиво, что никогда нельзя предугадать, что скажет избиратель завтра. Не знают этого, похоже, и политики. Так, на последнем заседании правительства премьер зачитывал цитаты из статей Яира Лапида восемнадцатилетней давности, в которой он клеймил "отъявленных негодяев, которые перекрывают автотрассы, не давая амбулансам добраться до тех, кому требуется неотложная помощь". Вот чудак! Он бы еще вспомнил, как в октябре прошлого года Лапид говорил, что, по его сведениям, Нетаниягу не готов проиграть выборы, и если это произойдет, намерен вывести на улицы толпы своих сторонников и ввергнуть страну в гражданскую войну.

Впрочем, если верить политикам, то мы в течение нескольких дней были полушаге от достижения компромисса, а ныне снова находимся от него на том же астрономическом расстоянии, что и неделю, и две недели назад. Ну, а дальше, как вы догадываетесь, все происходит по давно известному сюжету, созданному Шекспиром и уложенному в точную поэтическую формулу Феликсом Кривиным:

Для чего на землю солнце светит,

и сады шумят, и плещут реки?

— Для добра, — нам пояснят Монтекки.

— Для добра, — нам скажут Капулетти.

Но ведь солнце в черных тучах меркнет,

а сады ломает град и ветер!

— Это зло, — вздыхают Капулетти.

— Это зло, — печалятся Монтекки.

И еще вдобавок — войны эти.

Люди гибнут, множатся калеки.

— Для добра, — храбрятся Капулетти.

— Для добра, — воинствуют Монтекки.

Но ведь станет пусто на планете.

Воевать ведь скоро станет некем!

— Не беда! — ответствуют Монтекки.

— Не беда! — смеются Капулетти.

Ну а если… И леса, и реки — все сгорит…

И кто тогда в ответе?

— Капулетти, — говорят Монтекки.

— Нет, Монтекки, — молвят Капулетти.

Другими словами, оба лагеря готовы сделать все, что угодно, во имя добра и демократии. Вот только один требует, чтобы другой поднял руки и застыл, как парализованный, прекратив всякие телодвижения к поставленной цели. А этот самый другой в ответ замечает, что диалог не ведут с помощью ультиматумов. И между ними мечется президент Ицхак Герцог, по старой адвокатской привычке утверждая, что обе стороны правы.

Тем не менее, как выясняется, в кулуарах, а точнее в президентском дворце все это время шли напряженные переговоры, которые стороны вели через представляющих их профессиональных юристов и с привлечением самые разных общественных структур, включая Гистадрут и Объединение промышленников. И в первой половине недели президент Герцог озвучил, наконец, свой альтернативный вариант юридической реформы, который, по его мнению, способен привести противоборствующие стороны к компромиссу.

В фундамент формулы компромисса был положен Основной закон о законодательстве, который регулирует круг вопросов, связанных с утверждением и изменением основных законов страны. При этом компромиссный вариант юридической реформы предусматривает отказ от Закона о преодолении вето БАГАЦа ("пискат а-итгабрут"), но подчеркивает, что Верховный суд может отменять только обычные, а не основные законы, которые вправе корректировать исключительно Кнессет. Да и просто законы могут быть аннулированы только полным составом Верховного суда и только при наличии 10 голосов из 15. В случае если необходимого большинства для отмены закона нет, суд может выступить с публичным заявлением о проблематичных решениях правительства.

Комиссия по назначению судей, согласно предложению Герцога (и почти так, как выяснилось, изначально планировал министр юстиции Ярива Левин), будет состоять из трех министров, депутата от коалиции, двух представителей оппозиции, трех судей Верховного суда и двух представителей общественности, назначаемых совместно министром юстиции и главой Верховного суда. Таким образом, у коалиции не будет в комиссии автоматического большинства. Но тут неминуемо возникает вопрос о том, сколько голосов потребуется для назначения новых судей Верховного суда: обычное большинство или большинство в восемь членов комиссии.

Понятие логической неприемлемости ("илат а-свирут") будет сокращено. Согласно предложению Герцога, суд не сможет оценивать состоятельность решений правительства в полном объеме — на основании принципа юридической несостоятельности; это включает в себя и решения внешнеполитического порядка, а также политические назначения. Возможность вмешаться у судей будет лишь в случае, когда речь идет о заведомо абсурдном решении, или же оно полностью выбивается за рамки логики.

В отношении юридических советников ситуация останется прежней. Единственное внесенное президентом изменение заключается в том, что в исключительных случаях правительство сможет принять решение, противоречащее рекомендациям юрсоветников, и не корректировать свою позицию. В этом случае оно сможет получить юридическую поддержку со стороны, если решение будет опротестовано в БАГАЦе.

Дальше все произошло по ожидаемой схеме. Сначала представители оппозиции на условиях анонимности заявили, что компромисс вполне может быть достигнут на основе этого предложения. Похожее заявление последовало от коалиции. Однако не прошло и часа, как лидеры протеста заявили, что передача комиссии по назначению судей в руки политиков равнозначна переходу к диктатуре. "Президент предоставляет Левину, Смотричу, Ротману и Нетаниягу ключ к вратам диктатуры. Они получили все, что хотели, а сотни тысяч борющихся в последние два месяца за демократию — лишь плевок в лицо. Мы не примем этого и продолжим борьбу", — вот их посыл.

От имени архитекторов судебной реформы Ярива Левина и Симхи Ротмана и коалиции в целом прозвучало следующее заявление: "Всем ясно, что опубликованные тезисы есть полное выхолащивание сути юридической реформы, разработанной нами. Мы можем отметить, что после тщательно проведенной работы достигли договоренностей, которые сохранят суть реформы. Мы продолжим ее продвижение реформы, как и планировали, одновременно стремясь достичь широкого согласия по ней, как делали это в последние месяцы".

Словом, по меньшей мере, внешне все вернулось на круги своя: коалиция продолжает форсировать реформу, оппозиция – бороться. Не исключено, что в реальности где-то "под столом" диалог продолжается, но понятно, что даже если компромисс будет достигнут, Израиль уже никогда, во всяком случае, на очень долгое время не станет прежним. Отныне левый лагерь, если его не устроят результаты выборов, станет вновь и вновь использовать тактику погружения страны в состояние хаоса, либо пока правые не заговорят о компромиссе, либо пока он, левый лагерь, не придет к власти. Но ведь и ушедшие в оппозицию правые могут прибегнуть к этой тактике, и тогда Яир Лапид получит полное право сказать: "А ведь я вас предупреждал!"

[nn]

Родион ФЕЛЬДМАН | Левые выиграли в демократию

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий