Удастся ли нам поддержать закон и порядок в повседневной жизни?
Петр ЛЮКИМСОН
Остался позади День Катастрофы, стремительно приближается День памяти павших воинов и жертв терактов, за которым последует 75-й День Независимости страны. Большинство израильтян встречают этот праздник со смешанными чувствами. С одной стороны, нельзя не признать и не гордиться выдающимися достижениями, с которыми еврейское государство подошло к своему юбилею. С другой стороны, страсти, которые сегодня бушуют на улицах, невольно заставляют усомниться в том, удастся ли нам не только сохранить эти достижения, но и поддержать закон и порядок в повседневной жизни.
После безобразной выходки левых активистов на церемонии Дня Катастрофы, проходившей в одной из тель-авивских синагог, под угрозой оказались центральная траурная церемония Дня памяти и праздничная Дня Независимости. Есть все основания полагать, что "борцы против диктатуры" попытаются их сорвать, и, если это произойдет, прямую трансляцию праздничной церемонии, во время которой большинство израильтян буквально прилипают к телеэкрану, заменят записью ее генеральной репетиции. Практика эта не нова, трансляция записи генеральной репетиции на случай технических срывов прямого показа предусмотрена во всех странах, но у нас, в Израиле, согласитесь, все же особый случай. Но если во время церемонии начнутся беспорядки, это немедленно облетит все сайты и телеканалы, так что в неведении мы не останемся.
Минувшие дни показали: все заверения о том, что замораживание реформы и начало переговоров между коалицией и оппозицией приведет к прекращению акций протеста и восстановлению порядка в стране, были не более чем уловкой. В минувшую субботу организаторы протестного движения снова вывели своих сторонников на улицы Тель-Авива, Хайфы и других городов, и размах беспорядков даже превосходил прежний. В Тель-Авиве провели показательные похороны Биньямина Нетаниягу, молодые люди в масках устроили церемонию сжигания повесток о призыве в армии. Снова было блокировано движение по шоссе Аялон, снова на этой трассе запылали костры, а когда полиция все же решилась навести порядок и арестовала одного из зачинщиков беспорядков — бизнесмена Рона Ноймана, его адепты ворвались в здание участка и заставили блюстителей порядка освободить товарища.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Лидеры движения протеста Эхуд Барак, Яир Голан и другие заявили, что их главная цель — отнюдь не только остановка судебной реформы, а отстранение от власти "нелегитимного правительства". Это заявление было особенно странно услышать из уст бывшего депутата от МЕРЕЦа Яира Голана, партия которого не прошла электоральный барьер, а значит, не пользуется сколько-нибудь широкой поддержкой народа. Так что "нелегитимными" Голан называет итоги выборов 2022 года, а то и собственно выборы.
Не приходится сомневаться, что в ближайшую субботу протестные акции продолжатся и, возможно, примут еще больший размах. Более того, противники реформы намерены провести в Тель-Авиве так называемый "альтернативный День Независимости", и эта акция, если состоится, станет, по сути, символом раскола нации и невольно заставит задуматься о том, действительно ли у нас есть единое, общее для всех государство, или определенные круги считают себя частью некоего "другого Израиля".
А впереди, напомним, нас ждет массовая демонстрация сторонников реформы в Иерусалиме, на которую организаторы обещают вывести порядка миллиона человек. В настоящее время начался сбор подписей под петицией, призывающей Биньямина Нетаниягу выступить перед участниками этой акции. Стоит отметить, что уже сейчас демонстрации активистов правого лагеря собирают немало людей почти в каждом городе. Часто участники двух противоположных акций оказываются на улице друг против друга, но, к счастью, никаких побоищ между ними пока не происходило, а в некоторых случаях даже наблюдался вполне мирный обмен мнениями. И пусть в ходе таких диалогов стороны обычно не приходили к согласию, сам факт, что люди могут обсуждать разногласия без взаимных угроз и оскорблений, значит немало.
Тем временем во дворце президента и в столичной гостинице "Астория" возобновились переговоры между коалицией и оппозицией, по итогам трех дней которых представители блока "Махане мамлахти" заявили, что им удалось добиться существенного продвижения в достижения согласия в вопросах состава комиссии по избранию судей и принятия основных законов. По их словам, глава делегации "Ликуда" Рон Дермер занимает куда более взвешенную и конструктивную позицию, чем министр юстиции Ярив Левин и глава законодательной комиссии Симха Ротман, так что шансы на достижение широкого компромисса повышаются.
Более того, похоже, в среду, когда этот выпуск "НН" готовился к печати, на переговорах произошел прорыв: стороны пришли к первым принципиальным соглашениям. В частности, договорились о том, что законы, регулирующие отношения между законодательной и судебной властью, будут утверждаться в рамках Основного закона о законодательстве. Это победа оппозиции, поскольку в коалиции настаивали на том, чтобы упомянутые законодательные акты были прописаны в Основном законе о судебной деятельности, где оговариваются лишь полномочия судов, но не кнессета. Это требование глава "Махане мамлахти" Бени Ганц выдвигал с первого дня переговоров.
Также согласовано, что БАГАЦ не сможет отменять Основные законы, включая принятые ранее. В то же время процесс их утверждения будет состоять из четырех чтений, а не из трех, как это принято, когда речь идет об обычных законах. В четвертом чтении потребуется особое большинство депутатов, которые проголосуют "за".
И все же, даже если стороны достигнут компромисса, трудно сказать, насколько его можно будет назвать "широким", поскольку партия "Авода", изначально противившаяся самой идее переговоров, отозвала свою делегацию, а партия НДИ де-факто в них не участвует. "Вопреки договоренностям, переговоры идут за плотно закрытыми дверями, в темном помещении, далеко от глаз общественности, без нашего участия. Это усиливает подозрение в нарушении переговорного процесса и создает опасность удара по израильской демократии. В данных обстоятельствах нет смысла в нашем дальнейшем участии в переговорном процессе, и мы объявляем о выходе из него", — так объяснила "Авода" причины своего поступка в официальном заявлении.
Представители партии "Еш атид" формально продолжают переговоры, но ключевое слово здесь — "формально". Вместо того чтобы вести диалог вокруг строго очерченного на предварительном этапе круга вопросов, "Еш Атид" представила президенту Ицхаку Герцогу документ под названием "Новый израильский договор", заявив, что намерена обсуждать именно его. "Новый израильский договор" требует принятия или утверждения в новой редакции трех Основных законов: о судебной деятельности, о правах человека и о законодательной деятельности. При этом конкретные предложения приводятся только по закону о правах человека, и основная их часть явно никак не может устроить сторонников национально-религиозного лагеря.
В "Ликуде" в ответ призвали "Еш атид" проявить ответственность — не предъявлять ультиматумы, а продолжать переговоры. Однако в ликудовских кулуарах говорят, что уже ясно: Яир Лапид ищет предлог, чтобы выйти из диалога, обвинив в его срыве коалицию, и с его стороны было бы куда честнее поступить так же, как лидер партии "Авода" Мейрав Михаэли.
Таким образом, переговоры, в конце концов, могут свестись к диалогу между двумя партиями, а их успешное завершение — привести, с одной стороны, к созданию нового политического союза, а с другой, к выходу из коалиции партий "Оцма иегудит" и "Ционут датит", отношения которых с премьером день ото дня становятся все более напряженными. Успех переговоров, безусловно, не означает, что протестные акции тогда полностью прекратятся, поскольку ни Эхуд Барак, ни Яир Лапид явно не готовы сложить оружие. Но если переговоры провалятся, очень велика вероятность того, что страна погрузится в хаос.
Последние опросы общественного мнения, между тем, ясно показали, что "Ликуд" и его лидер теряют популярность, тогда как рейтинг Бени Ганца и его блока "Махане мамлахти", наоборот, стремительно растет и уже сравнялся с таковым "Ликуда", а по ряду опросов и опережает его. Однако, по мнению аналитиков, нынешний взлет популярности Ганца напрямую связан с тем, что он изначально был сторонником диалога между лагерями. Стоит ему изменить позицию, и кривая его рейтинга поползет вниз, как у Яира Лапида, неконструктивность позиции которого становится день ото дня все очевиднее.
Коалиция тем временем объявила, что не станет продвигать законопроекты по юридической реформе в одностороннем порядке, — по меньшей времени, в первый месяц летней парламентской сессии. Нет сомнений, что это отнюдь не означает готовности к капитуляции, а продиктовано тем, что Биньямину Нетаниягу крайне важно успокоить общественную атмосферу в связи с необходимостью утвердить госбюджет, на что у него остается чуть больше месяца. В оппозиции меж тем отмечают, что партнеры по коалиции загнали премьера в ловушку, он вынужден сдавать одну позицию за другой и, превратившись в "живой политический труп", лишился возможности самостоятельно принимать решения.
В то же время информированные источники сообщают, что на фоне обсуждения бюджета "Ликуд" начал тайные переговоры с партией РААМ и ее лидером Мансуром Аббасом о поддержке судебной реформы взамен на удовлетворение некоторых нужд арабского сектора. В случае если переговоры завершатся успехом, это, безусловно, усилит позиции коалиции и даст ей право утверждать в Израиле и за его пределами, что за судебную реформу выступает не только большинство еврейского населения, но и нацменьшинства.
Одновременно в "Ликуде" идет сбор подписей под требованием немедленно созвать Центр партии с целью обязать премьера в случае провала переговоров в экстренном порядке провести закон об изменении состава комиссии по выбору судей. При этом авторы инициативы прекрасно сознают, что решение Центра будет носить исключительно рекомендательный характер, и при желании Нетаниягу вполне может им пренебречь, как это в 2004 году сделал Ариэль Шарон.
Вот на таком политическом фоне Израиль и встречает День Независимости. Но, несмотря ни на что, этот праздник остается праздником, а день возрождения еврейского государства – самым великим днем в новейшей истории нашего народа. 75 лет для страны – это совсем немного, и давайте будем считать все происходящее "кризисом среднего возраста", когда приходит время подведения первых итогов и пересмотра пережитых побед и поражений. Те, кому довелось переживать через такой кризис, знают, что это очень непростой и болезненный процесс, но, преодолев его, человек обычно становится сильнее и мудрее. Будем надеяться, что так же произойдет и с Израилем.
[nn]