Слово о друге и его последней книге
Леонид СМИЛОВИЦКИЙ
О выходе последней книги Михаила Соломоновича Нордштейна я узнал совершенно случайно, когда мы с моим другом Владимиром Хазаном, профессором Еврейского университета в Иерусалиме, зашли в типографию «Клик». Саша Каплунский, ее хозяин, услышав, что я занимаюсь историей евреев Беларуси, с удовольствием показал мне свою последнюю новинку. Каково же было мое удивление, когда на обложке я увидел хорошо знакомые инициалы: М.С.Нордштейн «Тиран в образе божества».
Это было тем более неожиданно, что Михаил Соломонович умер почти ровно три года назад, и я писал ему некролог. И вот теперь, повинуясь магии случайности, книга старого товарища оказалась у меня перед глазами, рукопись которой Нордштейн правил до последнего вздоха на больничной койке. Книга увидела в свет в Иерусалиме летом 2023 г., что по-своему символично, и сейчас я расскажу почему.
Мы познакомились с Михаилом Соломоновичем 30 лет назад, когда он начал выпускать первую еврейскую газету в Минске «Авив», в которой опубликовал мой очерк о трагической судьбе Изи Харике, расстрелянного в 1937 г. сталинскими опричниками. Изи Харик, признанный народный любимец, считался основоположником пролетарской поэзии на идише, стихи которого были включены в программу советской еврейской школы в Беларуси. Член-корреспондент АН БССР, председатель еврейской секции Союза писателей он был оклеветан и погиб как большинство интеллектуальной элиты республики в конце тридцатых годов.
Мы быстро стали друзьями с Нордштейном, жизнь которого к тому времени уже порядочно помотала. В 1952 г. он окончил Московский историко-архивный институт и по распределению был направлен в Красноярский край, Минусинск и Енисейск. Однако проработал он там в качестве научного сотрудника архива недолго и волей обстоятельств вынужден был попроситься служить в Советскую армию. Произошло следующее. Михаил отказал местному начальнику НКВД Енисейска Москаленко участвовать в ночных рейдах по квартирам недавно освобожденных заключенных (все архивы СССР в то время входили в систему НКВД). Но потом быстро понял, какие тучи сгустились над его головой. Положение спас военком Енисейска майор Козлов, который учился у Нордштейна в вечерней школе (у майора не было среднего образования). Ночью Иванов открыл военкомат и выписал Михаилу повестку в Хабаровское артиллерийское училище, куда как раз проводился набор. Для Нордштейна это оставался единственный шанс, чтобы избежать ареста.
После окончания командного артиллерийского училища Михаилу пришлось 5 лет служить на Сахалине в качестве командира батареи. Там же он проявил свои незаурядные журналистские способности и добился перевода в дивизионную многотиражку. После Дальнего Востока Нордштейн продолжил службу в Белорусском военном округе, где писал для окружной газеты «Во славу родины». Выйдя на пенсию по выслуге лет (1979), молодой подполковник работал военруком в средней школе Минска, лектором общества «Знание», специальным корреспондентом газеты «Знамя юности».
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
С началом политики Перестройки М.С. Горбачева Нордштейн принял самое активное участие в еврейском общественном движении Беларуси. Михаил Соломонович всегда гордился своим еврейством, поэтому не удивительно, что имея профессиональный опыт, он предложил газету с символичным названием «Авив-Весна».
Начало 1990-х – это бурное время, когда люди, родившие и выросшие в советской неволе, учились быть свободными. Но, к сожалению, в Беларуси этот период оказался слишком коротким. В 1999 г. М.С.Нордштейн выехал с семьей на постоянное место жительства в Германию, на что у него оказались веские основания.
По своему характеру Михаил Соломонович был правдолюб и борец за справедливость, остро переживая насилие над личностью в любом ее проявлении. Будучи человеком организованным и дисциплинированным, он всю жизнь занимался гимнастикой и бегом. Вплоть до преклонных лет Нордштейн бегал босиком, подтягивался на турнике и боксировал. Было несколько случаев, когда он ставил на место зарвавшегося хулигана в общественном транспорте.
На страницах «Авива» Нордштейн неоднократно поднимал вопросы борьбы с антисемитизмом, истории гетто, вандализма на еврейских кладбищах, сохранения трагедии Холокоста, участия евреев в партизанском движении и Красной армии. Он боролся со стяжателями, приспособленцами и проходимцами, подвизавшимися в еврейском общественном движении. Он много сделал, чтобы Маша Брускина, еврейская девушка, повешенная нацистами за помощь советским военнопленным в октябре 1941 г. в Минске, перестала быть безымянной героиней белорусского народа и обрела свое имя.
После моего отъезда в Израиль в 1992 г. Нордштейн с удовольствием печатал на страницах «Авива» мои путевые очерки и аналитические обзоры об абсорбции новых репатриантов в Израиле. По его словам наиболее популярными оказались мои репортажи «Женщины в Израиле», «Дети в Израиле», «Транспорт в Израиле», «Мусор в Израиле» и др., а начиная с 1995 г., когда я приступил к работе в Центре диаспоры при Тель-Авивском университете, обзоры и статьи по итогам на материалах архивных находок по итогам научных командировок в Беларусь.
Всю жизнь Михаил Соломонович боролся, чтобы сталинизм никогда больше не вернулся в Беларусь. Вот почему он уделял пристальное внимание разоблачению наследников Сталина, которые отчаянно пытались сдержать становление гражданского общества в республике. Оказавшись в Германии, он быстро стал своим человеком в русскоязычной прессе «Еврейская панорама, «Рейнская газета, «Русская Германия», «Берлинская газета»), а также «Новости недели», «Секрет», «Еврейский камертон», «Вести» (Израиль), «Горизонт», «Новое русское слово», «Русский базар», «Новый мир» и (США) и др.
Книга «Тиран в образе божества», о которой сегодня идет речь, составлена из отдельных очерков и материалов, которые последовательно раскрывают природу становления сталинизма. Читатель узнает интригующие подробности, как этот спрут пустил свои щупальца во все поры советского общества. В отличие от других своих книг, которые носили характер журналистского репортажа, настоящая работа автора снабжена ссылками, подстрочным аппаратом и пояснительным комментарием. В конце книги приведены список библиографии и источников. Читать книгу интересно, поскольку изложение ведется человеком, у которого перед глазами прошла вся советская эпоха. Михаилу Соломоновичу исполнилось 23 года, когда умер И.В.Сталин, а наследовавшие ему Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов и К.У.Черненко не пытались изменить природу советского строя, а только продлевали его агонию.
Книгу будет интересно читать молодежи, родившейся и выросшим уже после распада СССР, поскольку автор затрагивает самые острые вопросы советской и постсоветской истории, разбирая их «по косточкам». Он полемизирует, доказывает, убеждает с помощью веских аргументов.
Читайте в тему:
Рукопись этой книги была закончена за два года до начала тех трагических событий, которые разворачиваются сегодня на глазах у всего мира. Сталинизм, победивший в современной России, развязал братоубийственную войну против демократической Украины. Из книжного прошлого, которое, как мы думали, больше никогда не воскреснет, Сталинизм в образе Владимира Путина шагнул в настоящее с самолетами, ракетами, танками и пушками, сеять смерть и разрушения. К сожалению, имея этот трагический опыт перед глазами, читая книгу Нордштейна, понимаешь, каким он оказался провидцем. Михаил Соломонович бил изо всех сил в набат, который мы не услышали. Это заставляет меня преклонить голову перед мудростью автора, который пытался докричаться до своих современников, предупредить, и которого мы не услышали.
Михаил НОРДШТЕЙН | Юдофобские крючки саратовского «разоблачителя»