Гидеона на саарство!

0

Развод и девичья фамилия: маленькое цунами в израильском политическом болоте

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Вечером во вторник, 12 марта, Гидеон Саар объявил, что вместе с соратниками по партии "Тиква хадаша" Ифат Шаша-Битон, Зеэвом Элькиным и Ширан Аскель выходит из блока "Махане мамлахти", что стало главным политическим событием уходящей недели. При этом Саар подчеркнул, что остается приверженцем "правой государственной линии" ("ямин мамлахти"), и пожелал своим недавним партнерам Бени Ганцу и Гади Айзенкоту дальнейших успехов, добавив, что в будущем "Тиква хадаша" и партия Ганца "Кахоль-лаван", возможно, еще будут сотрудничать, но исключительно как раздельные политические силы. Новая фракция в Кнессете получила название "а-Ямин а-мамлахти".

Нельзя сказать, что речь идет о совершенно спонтанном и неожиданном шаге. Скорее, наоборот: и мы на страницах "НН", и многие другие СМИ в последние недели много писали о растущем напряжении в отношениях Гидеона Саара и Бени Ганца. И все же сообщение о расколе блока для большинства политиков грянуло как гром с ясного неба. Еще днем во вторник из офиса Бени Ганца помощнику Гидеона Саара было отправлено приглашение на заседание фракции "Махане мамлахти", уже вечером того же дня Саар сделал свое заявление, а затем буквально за пару часов было проведено заседание внутренней комиссии Кнессета, утвердившей этот раскол. Быстрее было разве что расформирование в 2019 году блока "Сионистский лагерь", когда бывший лидер партии "Авода" Ави Габай на совместном заседании фракции объявил о прекращении союза с движением "а-Тнуа" во главе с Ципи Ливни и пожелал ей дальнейших успехов в работе и жизни.

Бени Ганцу тоже не оставалось в сложившейся ситуации ничего иного, как поблагодарить Гидеона Саара за сотрудничество и пожелать всего наилучшего.

Понятно, что Гидеон Саар пошел на такой шаг в силу целого ряда причин – идеологических, личных и политических, и трудно сказать, какая из них главная. Уже когда блок "Махане мамлахти" входил в правительство, и Бени Ганц потребовал членства в "узком" военном кабинете только для себя и Гади Айзенкота, Саар почувствовал, что его держат за "полезного идиота", а все, кто знаком с ним, знают, насколько болезненно он реагирует на подобное отношение. В сущности, именно это и стало причиной разрыва отношений Саара с Биньямином Нетаниягу.

Но не секрет и то, что после вхождения блока в коалицию напряжение между Сааром и Ганцем росло в силу их несовпадения по всем вопросам, связанным с войной в секторе Газы: и по поводу гуманитарной помощи, и по тактике ведения переговоров об освобождении заложников, и по тому, что делать с Газой после войны, и, конечно, по отношению к давлению со стороны США и возвращению к идее создания палестинского государства. Почти во всему этому кругу проблем Гидеон Саар либо полностью совпадал с Биньямином Нетаниягу, либо находился правее его, в то время как Бени Ганц и особенно Гади Айзенкот явно все больше перемещались на левый фланг правительства. Две недели назад мы на страницах уже писали, что Айзенкот испытывает все больший дискомфорт в нынешней коалиции и настаивает на выходе. Удерживает его лишь позиция Гидеона Саара, убежденного, что "Махане мамлахти" должен оставаться в правительстве до конца войны.

Еще одним фактором, подвигшим лидера "Тиква хадаша" на развал блока, стали, вне сомнения, итоги недавних муниципальных выборов, на которых "Кахоль лаван" потерпел оглушительное поражение, в то время как его партия одержала поистине грандиозную победу, получив десять постов мэров и 130 мест в местных советах. Как мы уже писали, прямой корреляции между местными и парламентскими выборами, конечно, нет, но косвенная, безусловно, существует. В целом недавние выборы ясно показали, что симпатии большинства израильтян еще больше сместились в сторону национально-религиозного лагеря, поэтому данные последних опросов, суливших блоку "Махане мамлахти" больше 40 мандатов, многие обозреватели объясняют тем, что сторонники правого лагеря, разочаровавшись в Биньямине Нетаниягу и "Ликуде", просто не видят для себя другого "партийного дома". Именно на это делает ставку "Тиква хадаша", предлагая себя в качестве самостоятельной политической силы.

Наконец, Саар явно сыграл на опережение в преддверии появления новой правой партии экс-премьера Нафтали Беннета и бывшего главы "Моссада" Йоси Коэна. Теперь, даже если эта партия появится, ей будет куда труднее бороться за избирателя, и дело, не исключено, закончится созданием нового правого блока.

О том, к каким изменениям политической карты Израиля привел распад "Махане мамлахти", покажут опросы общественного мнения, которые будут опубликованы в пятницу. Но то, что изменения неминуемы, ясно уже сегодня. На данном этапе в "Ликуде" восприняли демарш Саара как желанный подарок Нетаниягу. Теперь, даже если Ганц решит выйти из правительства, сохранится коалиция в 68 мандатов. Кроме того, очень вероятно, что после выхода "Кахоль-лаван" к коалиции присоединится НДИ.

Не секрет, что основным препятствием для вхождения этой партии в правительство национального единства был отказ включить Авигдора Либермана в состав "узкого" военного кабинета. Причем СМИ не раз утверждали, что Нетаниягу отказал Либерману исключительно из-за ультиматума Айзенкота. Какая "кошка" пробежала между бывшим начальником генштаба и лидером НДИ, точно не знает никто, но Айзенкот ясно дал понять, что не намерен терпеть Либермана в качестве члена кабинета. Если "Кахоль-лаван" выйдет из коалиции, это препятствие исчезает само собой. Правда, остается сложная задача – договориться с религиозными партиями коалиции. Но при сильном желании сторон это вполне достижимо.

Как известно, сразу после заявления о распаде блока Гидеон Саар потребовал у премьера предоставить ему место в узком военном кабинете, и большинство обозревателей сходится на том, что Нетаниягу выполнит это требование, поскольку оно укрепляет его позиции в кабинете, даже если Ганц и Айзенкот останутся в правительстве. Пока Бени Ганц категорически возражает против включения Саара в упомянутый кабинет.

Вместе с тем обозреватель "Маарива" Бен Каспит, безусловно, прав, говоря, что надежды членов "Ликуда" на то, что "Тиква хадаша" в итоге будет работать на партию и ее лидера, совершенно необоснованны. Гидеон Саар, будучи опытным политиком, станет работать только на Гидеона Саара и его партию. Он видит себя будущим премьером, хочет играть ключевую роль, и ни на какую другую не согласится. В 2021 году, выйдя из "Ликуда", напоминает Каспит, именно Саар привел к поражению Нетаниягу на выборах и созданию "правительства перемен" во главе с Беннетом. Сейчас он, по сути, играет в ту же игру, но на более привычной ему правой половине поля.

Вслед за Сааром о желании войти в "узкий" кабинет заявил Бен-Гвир. Так что жизнь премьера отнюдь не станет легче.

Как будут развиваться события, не знает никто. Особенно с учетом того, что через две недели правительство должно дать БАГАЦу ответ о призыве харедим, а министр обороны Йоав Галант, явно зная, каким он будет, отменил распоряжение подготовиться к началу массового призыва учащихся иешив с 1 июня.

 "Новости недели"

Гидеон СААР | Ядовитый дискурс ненависти

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий