Катастрофа. Но не беда

0

В чем разница между тетей Цилей и Эбрагимом Раиси (с точки зрения Эли Коптера, с видеосюжетом, как это на самом деле было и какое отношение к этому имеет Рембо)

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

— Эли, вы знаете разницу между бедой и катастрофой?

— Шо за вопрос, конечно!

— А можете сформулировать, адон Коптер?

— Ну, вот представьте — заболела тетя Циля. Беда?

— Беда…

— Но ведь не катастрофа?

— Нет…

— А вот, представьте — летели Раиси, Абдоллахиан, Рахмати и Але-Хашем в Тегеран и разбились. Катастрофа?

— Катастрофа.

— Но ведь не беда?

 

Гибель президента Ирана Эбрагима Раиси в авиакатастрофе на севере страны, несомненно, стала важнейшим событием мировой политики минувшей недели. И в этом контексте на повестке дня стоят два вопроса: что на самом деле произошло, и как случившееся повлияет на ситуацию в Иране. Итак, 19 мая на ирано-азербайджанской границе проходила торжественная церемония открытия гидроузла "Гыз-Каласы" на реке Аракс, разделяющей две страны. Представительные делегации Азербайджана и Ирана возглавляли президенты Алиев и Раиси. По завершении мероприятия стороны опубликовали коммюнике, исполненные весьма и весьма теплых заверений в отношении друг друга, после чего иранская делегация на трех вертолетах "Белл-212" (старых машинах американского производства) отбыла в Тебриз.

Судя по снимкам с места церемонии, была прекрасная погода, однако на пути к пункту назначения она кардинально изменилась. Уже находясь над горным массивом, машины попали в зону сильного тумана и осадков. Связь с вертолетом, в котором находился президент, глава иранского МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор провинции, генерал КСИР и еще ряд лиц, пропала. В условиях непогоды попытки двух других машин отыскать пропавших оказались безуспешными, и они продолжили путь. К поискам приступили уже другие силы, но погодные условия, темное время суток и горный рельеф осложняли ход операции. С рассветом место было выявлено, и прибывшие туда силы обнаружили, что все пассажиры вертолета погибли, после чего о смерти президента было объявлено официально.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Сразу же после случившегося всевозможные СМИ и энтузиасты во всем мире стали озвучивать широкий перечень версий и отмечать "странности" в цепочке событий. Кавычки я употребил потому, что в происшедшем нет абсолютно ничего странного. Например, многие задаются вопросом, почему делегация летела старыми вертолетами "Белл-212", а не российскими Ми-171, которыми располагает Иран? Да потому, что в Иране давным-давно налажено обслуживание, ремонт, модернизация и даже производство некоторых американских вертолетов и самолетов. Те же "Белл-212" правительственного авиаотряда используются на регулярной основе.

Но перейдем к версиям: диверсия некой спецслужбы (основной претендент "Мосад"); диверсия оппозиционеров; убийство со стороны политических конкурентов; собственно авиакатастрофа вследствие ошибки экипажа, технической неисправности или комбинации этих факторов. Есть еще шуточная и широко озвучиваемая версия — "карма" азербайджанского лидера: мол, Раиси погиб после встречи с ним, а незадолго до этого в Баку приезжал премьер-министр Словакии Роберт Фицо, на которого почти сразу после возвращения на родину было совершено покушение.

Не секрет, что "Мосад" активно действует в Иране, да и для АМАНа, говорят, эта страна представляет интерес. Более того, различные источники приписывают Израилю многочисленные диверсии и ликвидации на иранской территории. Что ж, Раиси, несомненно, был отъявленным врагом еврейского государства и нес определенную ответственность за направленные против него действия. Однако он категорически не относился к числу тех, за кем принято охотиться. Он не был одним из разработчиков ядерного оружия, не принадлежал к силовым структурам, ведущим антиизраильский террор. До сих пор Израиль не был замечен в охоте на иранских политиков. Такой подход, принято считать, не соответствует правилам игры, а главное — в случае с Раиси, — нецелесообразен. Дело в том, что президент в Иране — это фигура №2, "политику партии" во всем, что касается основных вопросов стратегии, безопасности и международных отношений, определяет один человек, и это — духовный лидер аятолла Али Хаменеи. Которому, кстати, недавно исполнилось 85 лет, и который отнюдь не блещет здоровьем. Так что тот, кто хочет сделать ставку на серьезные изменения в Иране, должен думать об устранении именно этого человека. Словом, вне связи с огромной сложностью и риском операции по организации катастрофы вертолета президента Ирана, она абсолютно не вписывается в логику действий Израиля. Это тем более верно и в отношении спецслужб США. Других же спецслужб, которые обладают в Иране высокими возможностями и принадлежат странам, которые хотели бы устранить Раиси, я не наблюдаю.

С точки зрения мотивов вариант диверсии неких противников режима, или имеющих лично счет к Раиси выглядит наиболее весомым. Но лишь в том смысле, что и тех и других в Иране хватает. Напомню, что Раиси отличился в подавлении протестов не только в бытность президентом, но еще в 1988 году — в качестве прокурора, работавшего в Тегеране и лихо подписывавшего сотни смертных приговоров оппозиционерам. Именно тогда он получил прозвище "Тегеранский мясник (вешатель)". Однако следует принять во внимание колоссальную сложность организации такого покушения, даже если у кого-то из ярых противников Раиси появилась такая возможность. Но основной довод против состоит в ином: во-первых, на данный момент нет никаких признаков искусственного характера катастрофы, а во-вторых и в-главных, во время пролета над горным массивом вертолет оказался в сложнейших погодных условиях, резко повышающих риск ошибки экипажа с последующим летальным исходом. Будучи последовательным противником теорий заговора, я считаю неуместным приводить искусственнее доводы, когда налицо вполне рациональные объяснения. Вот если появится некая новая реальная информация, а не пустые домыслы, тогда другое дело.

Эти же доводы работают и против версии об организации катастрофы политическими соперниками Раиси. В частности кем-то из претендентов на должность духовного лидера после ухода Хаменеи, каковым считался и покойный. Однако, отметим, случаи физического устранения соперников путем покушений в иранской верхушке до сих пор не наблюдались.

Авиакатастрофа стала для Ирана настоящим потрясением. Глава МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян тоже был значимой фигурой и доминантным министром, развивавшим активную антиизраильскую деятельность, а также налаживавшим связи со странами региона, в том числе недружественными Ирану. Говорят, что в будущем он даже метил в президенты, но… Несмотря на гибель целого ряда видных фигур, каких-либо серьезных изменений во внешней и стратегической политике Ирана (по Ближнему Востоку, российско-украинской войне, ядерной программе) ожидать не стоит. Впрочем, Раиси был сторонником самого жесткого подхода по всем перечисленным вопросам. Напомню, что президент в Иране является своего рода главой правительства, ответственным, в первую очередь, за внутренние дела, в частности экономику. Его влияние на сферу безопасности и внешнеполитическую стратегию весьма относительно.

Место Раиси пока занял первый вице-президент Мохаммед Мохбер, но это не имеет большого значения, так как, скорее всего, во второй половине июня состоятся президентские выборы. От того, кто займет данный пост, будет во многом зависеть внутренняя ситуация в Иране. Выборы в этой стране далеки от демократических норм, поэтому допущены к ним будут претенденты, более или менее устраивающие духовного-верховного лидера. Из-за подобной фильтрации в сочетании с множеством внутренних проблем и претензий к руководству страны явка на выборах, приведших Раиси на пост президента, была поразительно низкой. Не секрет, что десятки процентов граждан Ирана, а по некоторым оценкам даже более половины, являются противниками режима. Свидетельством тому служат многочисленные проявления радости по случаю смерти Раиси и периодически вспыхивающие по разным поводам массовые протесты, которые властям не удается быстро подавить. Заканчивается это, как правило, сотнями и сотнями жертв, немалым количеством погибших силовиков, массовыми репрессиями и смертными приговорами.

Есть определенная вероятность, что гибель Раиси и предстоящая предвыборная кампания могут стать катализатором очередной волны протестов.

* * *

Постоянный представитель Израиля в ООН Гилад Эрдан раскритиковал Совет Безопасности ООН за минуту молчания в память о покойном президенте Ирана. "Я был шокирован тем, что СБ почтил память массового убийцы-Раиси. Что дальше? Минута молчания в память Бен Ладена? Церемония памяти Гитлера?! Какой позор!!" — написал Эрдан в соцсети "Икс".

Минута молчания была объявлена по просьбе делегаций Российской Федерации, Китая и Алжира.

Остается добавить, что Эбрагим Раиси снискал мрачную известность чудовищными нарушениями прав человека и крайней жестокостью — "тегеранский мясник" казнил не менее 30 тысяч граждан страны, включая детей. Годы его президентства запятнаны бесчисленными актами бесчеловечности и беззакония.

 "Новости недели"

Плач израильтянки по раису Раиси

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий