Жизнь и смерть Менди Болтона

0

Одной из трагедий последних дней сентября стала смерть ученика школы ХАБАДа Менахема-Мендла (Менди) Болтона. Мальчик страдал врожденным пороком сердца и скончался от отека мозга, развившегося после сердечного приступа. Однако отец Менди, Исраэль Болтон считает, что убила его сына многолетняя травля со стороны одноклассников. Его рассказ о случившемся вновь заставил израильское общество заговорить об этой проблеме

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

В своем посте в "Фэйсбуке" Исраэль Болтон рассказал, что группа одноклассников начала бойкотировать Менди, когда он учился в 4-м классе. Исраэль обратился с призывом вмешаться и разрулить ситуацию к классному руководителю сына, затем к директору школы, но те не только не предприняли никаких действий, но и посоветовали не поднимать шума, "чтобы не выносить сор из избы". Исраэль и его жена, с которой он находится в разводе, наняли частного психолога, и тот помог Менди успокоиться и лучше адаптироваться в классе, где у него, наконец, появились друзья. На какое-то время все вроде бы нормализовалось, но затем травля возобновилась, и так, волнами, продолжалась почти два года.

"Я еще несколько раз обращался к учителям и директору с просьбой воздействовать на тех, кто травит моего сына, а также на их родителей, но все было тщетно. В конце концов, я окончательно утратил веру в нашу систему образования. В то же время во всем случившемся есть, безусловно, и моя личная вина. Дело в том, что я в детстве тоже подвергался травле в школе, и в итоге именно это помогло мне стать таким, какой я есть. Поэтому я учил Менди, что надо быть сильным, надо давать понять, что тебя выходки обидчиков не трогают. Только я не учел, что Менди был куда более чувствительным, вдобавок, у него было больное сердце", – рассказывает Исраэль Болтон.

О том, что в школе дела у сына идут хуже некуда, Исраэль понял за два дня до трагедии. Менди остался ночевать у него, и, почувствовав, что настроение у сына отвратительное, Исраэль предложил ему спать вместе, как когда-то в раннем детстве. Они улеглись в постель, поговорили, и когда Исраэлю показалось, что сын успокоился, он пожелал ему спокойной ночи. Вдруг мальчик рызрыдался и рассказал, что одноклассники смеялись над его внешностью, а учитель проигнорировал его жалобы.

В тот роковой день Исраэль подвез сына к школе, откуда автобус отвозил учеников его класса на бар-мицву одноклассника.

"Мы не успели в дороге закончить разговор, и я сказал Менди, что мы обязательно договорим, когда я приеду, чтобы забрать его с бар-мицвы, – продолжает вспоминать Израиль. – На мероприятии он успел сфотографироваться с виновником торжества, потом еще с несколькими одноклассниками, и, судя по фотографиям, ему было по-настоящему весело и спокойно, уж я-то умею отличать, когда это действительно так, а когда он притворяется. Но затем, насколько я понял, травля возобновилась: Менди не дали присоединить к праздничному хороводу. Он отошел в сторону и, видимо, случайно задел штатив фотографа. Тот пришел в ярость и накричал на сына, который, почувствовав себя крайне униженным, вышел на улицу. Там ему стало плохо, он упал. К нему подошел товарищ по классу, затем выступавший на бар-мицве певец. По их словам, Менди тяжело дышал, но был в сознании, и они решили, что не стоит вызывать "скорую": дескать, полежит и придет в себя. Но когда через несколько минут к Менди подошел учитель, у него уже не было пульса. Учитель вызвал "скорую", которая прибыла в течение двух минут. Медики немедленно приступили к реанимационным процедурам, и на подъезде к больнице "Шиба" у Менди снова заработало сердце. Однако было уже поздно: за время остановки кровь перестала поступать в мозг"…

"Я никого из вас не обвиняю в смерти Менди, – сказал Исраэль Болтон на похоронах сына. – Те, кому есть за что попросить прощения, пусть сделают это. Но главное – извлеките урок из случившегося! Подумайте, смешно ли то, что вы делаете "ради смеха", тому, над кем смеетесь, или больно его ранит. Я также хочу обратиться к родителям. Задумайтесь, достаточно ли вы любите своего ребенка. Не станет ли он переносить душевную травму на других детей и подвергать их травле?! А может, он травит других потому, что дома вы позволяете себе презрительно говорить о людях? Но очень может быть, что ваш ребенок и сам стал жертвой травли, а вы этого не знаете. Проследите, с каким настроением он идет в школу, окажите ему всевозможную поддержку, не полагайтесь в этом ни на кого другого.

К коллективу школы я обращаться не хочу, так как все его представители — чемпионы по заметанию мусора под ковер…"

Смерть Менди Болтона вызвала взрыв возмущения в среде русскоязычных последователей ХАБАДа, а их, как известно, немало. Некоторые рассказали о том, что у их детей также были проблемы в школах, и попытки уладить ситуацию с помощью директора и педагогов оказывались безуспешными. Когда же они грозили подачей жалобы в минпрос, им заявляли, что это станет пятном на репутации системы образования, и тем самым они… "посягнут на честь Ребе". Однако создательница амуты по борьбе с травлей в детской и подростковой среде Шири Кенигсберг-Леви заявила, что речь идет о явлении, увы, распространенном по всей стране и касающемся светского населения, возможно, даже в большей степени, чем религиозного.

— Согласно социологическим исследованиям, травле в школе подвергается каждый пятый ребенок в Израиле. Это значит, что почти в каждом классе есть несколько таких детей. И Исраэль Болтон, безусловно, прав, когда говорит, что школы практически ничего не делают для борьбы с этим явлением. "Фестиваль скорби", который начался после смерти Менди, – в чистом виде лицемерие. Думать и действовать надо было, когда мальчик был жив. Сегодня, когда в каждой школе и каждом классе есть своя группа в "Вотсаппе", эту проблему вполне могут и должны решать между собой родители. Однако наш опыт показывает, что когда кто-то из родителей жалуется на то, что его ребенка бойкотируют или третируют, эти жалобы почему-то игнорируют. Хотя опыт доказывает, что достаточно одному-двум родителям поддержать мать или отца затравленного ребенка, – и ситуацию можно изменить, а значит, и предотвратить трагедию, – сказала Кенигсберг-Леви, напомнив, что известно немало случаев, когда в результате травли дети или подростки кончали жизнь самоубийством.

* * *

СМИ напомнили, что Менди Болтон – внук Тувьи и Рахель Болтон, хорошо известных многим хасидам ХАБАДа. Оба выросли в нерелигиозных семьях и примкнули к движению, будучи уже вполне сложившимися людьми. Тувья Болтон родился в Мичигане и параллельно с изучением философии в университете делал карьеру певца и композитора. После "возвращения к ответу" стал преподавать в англоязычной ешиве "Ахей а-тмимим" и сочинять песни на темы, связанные с иудаизмом. Рахель Болтон родилась в Тель-Авиве, воспитывалась в кибуце, на протяжении семи лет служила в ЦАХАЛе. Присоединившись к ХАБАДу, Рахель открыла одно из первых религиозных рекламных агентств. Помимо коммерческих акций, была одним из организаторов кампании "Готовьтесь к приходу Мессии", которую Молодежная организация хасидов ХАБАДа проводила в начале 1990-х годов.

 "Новости недели"

Акцентированная травля

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий