Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…

0

Недавно житель Бат-Яма Алон Нехоштан, очищая квартиру от вещей бывшего хозяина, нашел в кастрюле на верхней полке 60000 шекелей наличными, о чем поспешил сообщить сыну владельца квартиры. По словам Алона, в его работе такое время от времени случается, однако в большинстве случаев деньги, припрятанные пожилыми людьми "на черный день" или на похороны, просто пропадают. Во всяком случае, точно не достаются ни им самим, ни их наследникам…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН, Наталья ХОЛОЛОВА

ЖЕМЧУГ ИЗ НАВОЗНОЙ КУЧИ

Алон Нахоштан владеет компанией, занимающейся освобождением квартир от ненужных вещей – мебели, посуды, одежды и прочего.

— Ко мне обращаются по самым разным причинам, — рассказывает Алон. – Например, люди продали квартиру, забрали из нее все, что им дорого как память, а в новую квартиру хотят завезти все новое, и старая мебель им не нужна. Тогда нас просят все, что осталось в квартире, выбросить на свалку. Но куда чаще, конечно, нам приходится заниматься квартирами умерших или переехавших в дом престарелых. По закону, такие квартиры на год освобождаются от оплаты арноны, но затем, если дети покойного не успели ее продать, выплаты возобновляются, иногда очень немалые, так что с продажей следует поторопиться. А покупатель требует, чтобы квартиру сдали пустой. Да и маклеры настаивают на том, чтобы квартира была освобождена от всей мебели, кроме, разве что, кухонной, поскольку только в таком виде становятся видны все ее недостатки и достоинства. И тогда наследники забирают то, что считают нужным, и приглашают нас освободить квартиру. При этом оговаривается, что с тем, что в ней осталось, мы можем делать все, что заблагорассудится: захотим – выбросим, захотим – оставим себе. Именно этим объясняется то, что цены на наши услуги относительно невелики, хотя работа немалая и хлопотная. Как вы понимаете, выбросить мебель или груду домашней утвари на улицу ни в одном городе нельзя – существуют муниципальные правила и законы, четко оговаривающие, что делать в таких случаях, и мы им следуем.

По словам Алона, цену он назначает исходя из оценки того, какую часть оставшегося в квартире имущества он сможет с выгодой продать.

— Вы просто не представляете, какую гору всякого хлама накапливают люди за годы жизни, какую массу совершенно ненужных вещей покупают. Иногда, чтобы вывезти хлам, не хватает и двух грузовиков! В то же время во многих домах есть масса вещей, которые сами владельцы оценить не в состоянии. Например, старая добротная мебель, которую охотно берут реставраторы, чтобы, приведя ее в порядок, продать за многие тысячи шекелей. Или коллекции виниловых пластинок, которые стоят сегодня недешево, а за некоторые экземпляры коллекционеры готовы отвалить огромные деньги. Есть определенный спрос и на старые диски и видеокассеты – в основном с культовыми израильскими фильмами. Альбомы со старыми фотографиями тоже можно потом неплохо продать – есть любители. Да и устаревшая электронная техника может стоить очень и очень дорого. Вы знаете, к примеру, сколько можно получить сегодня за изготовленный в 1980-х годах миниатюрный компьютер "Apple" даже в нерабочем состоянии — а о рабочем я вообще не говорю? Или за старый работающий радиоприемник?

— Или за книги…

— Нет, книги сейчас никому не нужны. Мы их выбрасываем сотнями, тысячами, причем на самых разных языках – английском, иврите, румынском, идише, немецком и, конечно, русском. Пожалуй, даже больше всего на русском. Не исключено, что среди них попадаются раритеты, стоящие огромных денег, но я в этом ничего не понимаю, а вызывать профессионального оценщика-букиниста влетит в копеечку. К тому же букинистические магазины сейчас переполнены, большинство из них на грани или даже за гранью банкротства, и на такие предложения эксперты в области букинистики откликаются крайне неохотно. Поэтому мой совет пожилым людям: если у вас есть действительно очень ценные книги, которые можно выгодно продать или передать по наследству, составьте их список и передайте детям. А еще лучше — передайте им прямо сейчас. В публичные библиотеки обращаться не советую, они давно уже отказываются от приема подержанных книг, и никто вашей личной библиотекой заниматься не станет.

С книгами есть и другая загвоздка: пенсионеры, особенно опять-таки "русские", часто прячут в них деньги. Нередко бывает, что мои рабочие начинают выгребать с полок книги, и из какой-то вываливается конверт с деньгами или рассыпается по полу пачка купюр. Кроме того, почти в каждом доме есть своего рода "клад" или тайник, в котором хозяева держали деньги и другие ценности. А бывает, кольцо или браслет закатились под тяжелый шкаф или в дальний угол ящика комода, да так там остались. Может быть, хозяева их искали и не нашли, а может, просто забыли об их существовании. Но у меня железное правило: если мы находим деньги или драгоценности, их надо вернуть хозяевам. Мы – не воры! Хотя…

— Что "хотя"?

— Я этого требую от своих рабочих и во время освобождения квартиры старюсь за ними следить, но ты же понимаешь, что за каждым не уследишь. Поэтому всегда есть чувство, что кто-то что-то прикарманил. Обыскивать их я не могу. Есть также ощущение, что даже после полного освобождения и последующей уборки квартиры мы нашли не все тайники. Что-то все равно остается необнаруженным, и это "что-то" потом находят новые хозяева. Ну, а дальше все зависит от их порядочности. Существует множество историй о том, как новые жильцы квартиры находили под плиткой, на антресолях и в других местах настоящие клады и отдавали их законным владельцам. Но не исключаю, что во многих случаях они этого просто не делают. Не исключаю также, что многие квартирные клады так и остаются ненайденными. Например, новые хозяева положили плитку поверх старой – и все! Теперь, если там были, скажем, наличные или что-то другое, они погребены, как минимум, до капитального ремонта, а чаще и до разрушения дома. То есть, если "схрон" и будет найден, то через много-много лет. К тому времени деньги, скорее всего, сменятся, если вообще будут использоваться наличные, и банки откажутся принимать старые купюры. Такое уже бывало.

ТАК НЕ ДОСТАВАЙСЯ ЖЕ ТЫ НИКОМУ?!

Не секрет, что прозвучавшее недавно сообщение о возможном изъятии 200-шекелевых купюр повергло пожилых людей в состоянии паники, ведь именно в этих купюрах многие держат сбережения, зачастую откладывая на "черный день" из пособия по прожиточному минимуму с социальной надбавкой. На вопрос о том, зачем они обналичивают неиспользованную часть пособия, обычно следует ответ: мол, вдруг на самом закате дней им потребуется нанять частную сиделку, и тогда вместо того, чтобы обращаться за помощью к детям, они воспользуются заветной "заначкой". Ну, а если не удастся воспользоваться, то деньги пойдут на похороны. Или достанутся детям и внукам, за что те помянут их добрым тихим словом. К тому же, как известно, социальная надбавка не полагается пенсионерам-одиночкам и супружеским парам, если у них на счету образовались накопления, превышающие соответственно 39.224 и 58.836 шекелей (верно на 31 октября сего года). Значит для того, чтобы сохранить надбавку, приходится регулярно снимать со счета все, что превышает эту сумму. Получается, что живешь, во многом себе отказывая, откладываешь, а в итоге тебя лишают полагающихся по закону денег! Несправедливо!

Многие из тех же соображений хранят дома немалые деньги, вырученные от продажи квартиры или других ценностей, накопленных в прошлой жизни, превращаясь в настоящих духовных наследников незабвенного Корейко – деньги вроде есть, и немалые, но воспользоваться ими боязно.

В реальной жизни эта логика нередко оборачивается против самих пенсионеров, особенно одиноких. Сумма "заначки" месяц от месяца растет, но, увы, приходит день, когда наличные оказываются уже просто не нужны. Например, еще вчера вы себя вполне нормально чувствовали, и семейный врач уверял, что еще сто лет проживете, но это было вчера! А сегодня состояние здоровья ухудшилось настолько, что вы оказались в больнице, и ребром встал вопрос о переводе в дом престарелых, который теперь будет вашим местом жительства до последнего часа. Хорошо, если состояние позволит вам рассказать детям или другим близким людям о припрятанной сумме, а если нет? Это означает, что если у вас есть квартира, то рано или поздно туда придет Алон Нехуштан со своими рабочими или владелец другой подобной компании. Ну, а если вы живете в амидаровской квартире или хостеле, то после получения сообщения о переводе в дом престарелых администрация вызовет рабочих, чтобы те освободили вашу квартиру и провели ремонт. Вероятность того, что они найдут ваш "клад", очень велика, но вот на их порядочность, то есть на то, что они передадут находку администрации, а администрация вашим близким, я бы полагаться не стал. В конце концов, они владельца квартиры никогда в глаза не видели, не имеют по отношению к нему никаких сантиментов, да и докладывать о найденных ценностях их никто не обязывал. Их дело — вынести вещи и сделать ремонт, а если во время этой не самой легкой и высокооплачиваемой работы они найдут какие-то ценности, то вполне могут решить, что это им Бог послал. Вынесенные из квартиры вещи обычно оставляют на две недели на специальном складе, после чего, если за ними никто не обратится, они вполне могут быть выброшены, и пенять будет уже не на кого…

Работники и обитатели хостелей могут рассказать по этому поводу немало печальных историй. Например, о том, как к ним являются дети и внуки, утверждают, что точно знают: у отца, матери или дедушки была крупная сумма наличными, просят помочь в ее поисках, а в ответ им разводят руками. Бывало, "заначки" находили ухаживающие за пожилыми работники различных компаний, присваивали их, а попросту — крали. И в этом случае жаловаться в компанию, в полицию или куда-либо еще бесполезно, ведь никаких доказательств факта кражи, как правило, нет. Да и многие старики попросту боятся признаться в том, что обладали подобной суммой.

А бывает и того хуже: человек вроде надежно спрятал деньги в одну из стоявших на полке книг или в другое не менее надежное место, а когда решил достать их просто для того, чтобы подержать в руках и полюбоваться, выясняется, что он начисто забыл, куда спрятал. Возраст, как ни крути, дает о себе знать… И очень часто попытки вспомнить остаются безрезультатными, и вопрос "Где деньги, Зин?!" становится для обладателя подпольного состояния обсессивным, а порой доводит его до настоящего безумия и ускоряет развитие деменции… Поэтому позвольте в заключение этих заметок дать любителям прятать денежки по банкам и углам несколько советов.

 

ЖИВИ, ПОКА ЖИВЕТСЯ!

Начнем с популярного заблуждения о том, что если сумма на счету получателя социальной надбавки превысит разрешенную, то "Битуах леуми" ее снимет или уменьшит. Как объясняет ведущая популярной группы "Социальная и информационная помощь" Татьяна Берлин, пожилые люди, которые УЖЕ получили право на социальную надбавку, и у них вследствие экономного расхода средств сумма на счету увеличивается, то ничего страшного. Как правило, после выдачи разрешения на получение социальной надбавки "Битуах леуми" не требует от пенсионеров предоставления информации о состоянии счета. А вот если на ваш счет поступила крупная сумма от полученного наследства, продажи квартиры, машины или регулярные поступления в виде заработной платы, превышающей разрешенный максимум, то вам, вполне возможно, придется отчитаться перед сотрудниками ведомства об источниках дохода. Но и в этом случае не стоит паниковать: если вы объясните, что, например, продали машину и в самое ближайшее время собираетесь купить новую за те же и даже большие деньги (но не выше разрешенной суммы), то ваши доводы, вероятнее всего, будут приняты, и сумма социальной надбавки останется неизменной. Другое дело, если вы продали недвижимость за рубежом, коллекцию старинного оружия, картину Рембрандта, акции Газпрома и т.п., и поступившая на ваш счет сумма значительно превышает установленный потолок. В этом случае из нее вычитается потолочная сумма, и производится довольно сложный перерасчет. Причем даже если у вас на счету лежит несколько сотен тысяч шекелей, в итоге может оказаться, что небольшая социальная надбавка вам все-таки положена, а значит, и все прилагающиеся к ней льготы.

Большинство экспертов в данной области рекомендуют в случае продажи квартиры на доисторической родине просто передать полученные деньги детям и пользоваться ими по мере необходимости — если, конечно, у вас с детьми нормальные отношения. Но следует помнить, что если ваши дети попытаются положить эти деньги на счет, то у банка могут возникнуть вопросы по поводу их источника. Поэтому юристы рекомендуют в этом случае оформить дарственную. Понятно, что это сопряжено с дополнительными расходами, но ведь за все в жизни надо платить…

Но главное – запомните: хранить дома крупные суммы наличными и, тем более, регулярно ходить к банкомату совершенно не стоит. Во-первых, есть большая вероятность того, что ваши походы попадут в поле зрения преступников, и те попытаются ограбить вас на улице, или, того хуже, заявятся к вам домой. Во-вторых, как уже было сказано, может случиться так, что вы просто не сумеете воспользоваться сбережениями, и они в итоге попадут в чужие руки, а то и пропадут вовсе. Оставьте в сторону мысли о том, что деньги пригодятся на похороны (похороны в Израиле бесплатные, а если вы хотите купить участок на кладбище, сделать это надо заранее), или что дети и внуки вам скажут за них "спасибо", когда навестят на кладбище: куда лучше услышать это "спасибо" при жизни. Поэтому не бойтесь тратить деньги, живите полной жизнью – не экономьте на еде, пользуйтесь любой возможностью съездить на экскурсию, пойти на концерт или спектакль, дарите подарки дорогим вам людям. Ведь жить – это так прекрасно!

 "Новости недели"

Как мужчине стать … пенсионеркой

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий