Сразу после 7 октября 2023 года жизнь в Хайфе и ее пригородах заметно изменилась. Одними из первых это почувствовали владельцы кафе, ресторанов и ночных клубов. А после 21 сентября, когда одна за другой на Хайфу начали падать ракеты, изменения стали просто катастрофическими. Теперь бизнесменам остается только уповать на лучшее
Петр ЛЮКИМСОН
— У меня небольшое семейное кафе "Кафе Менахем", – рассказывает Гай Гедали. – Мы существуем уже одиннадцать лет, и все эти годы было грех жаловаться. Место у нас замечательное: рядом школа, детский игровой центр "Джимбори", дом культуры "Бегин". Мы обычно начинали работать в восемь утра, когда родители, отведя детей в школу, заглядывали, чтобы выпить чашечку кофе. Потом дети по дороге из школы обязательно заскочат к нам за сладким, родители пришли забирать своих отпрысков из продленки – снова обязательно что-нибудь купят; привели детей на кружок – и в ожидании, пока занятия кончатся, сидели у нас. Вот так мы и жили, пока не началась эпидемия коронавируса. На время карантинов число клиентов резко упало, но тогда хоть выплачивали компенсацию. Сейчас никакой компенсации не будет, и я думаю, что у тех, кто пытается ее добиться, ничего не получится. По логике правительства, если Хайфа, несмотря на обстрелы, продолжала жить нормальной жизнью, то и у хозяев ресторанных бизнесов все прекрасно. Хотя на самом деле это не так. Совсем не так! Хуже всего то, что обстрелы начались в сентябре. Август для нас всегда полупустой месяц, а сентябрь, если накануне праздников, главный месяц – надо заработать наперед. Но "Хизбалла", как видим, этот момент не учла. Сейчас остается лишь уповать на то, что в течение двух-трех недель мы выйдем хотя бы на тот уровень, что был до начала обстрелов.
У хозяйки популярного в столице севера бистро "Синта -бар" Хен Ласри настроение еще хуже. Как и Гай Гедали, она не верит, что бизнесам общепита в Хайфе выплатят какую-то компенсацию. А самое страшное, добавляет она, что даже если война с "Хизбаллой" действительно закончилась, прежние времена с высокой выручкой вернутся не скоро.
— Дело тут не только в ракетных обстрелах, хотя кому хочется ходить в рестораны, если в любой момент можешь оказаться на улице под огнем? – говорит Хен. – Я ведь за это время многое видела и многое пережила. Не успели мы открыться – грянула Вторая Ливанская война, и клиентов не стало совсем. Но она все-таки длилась чуть больше месяца, а не год с лишним. Потом эпидемия коронавируса. Тяжелый период, но довольно бойко шла торговля на вынос, да и государство что-то компенсировало. А сейчас… Дело, повторю не в том, что на город падали ракеты. Дело в том, что не только у нас, но и у многих дела пошли под гору. Да и у тех, кто сохранил свои доходы, исчез кураж. Для того чтобы вечером выйти в ресторанчик, нужно соответствующее настроение, а у людей его нет! 7 октября стало страшным ударом, от которого, судя по работе нашего бистро, люди приходили в себя два-три месяца. Потом Хайфа жила в ожидании удара "Хизбаллы", и прибыли в ресторанах и кафе резко упали. Наконец, люди вроде бы стали привыкать, начали выходить из дома – и тут на город полетели ракеты! Не знаю, сколько теперь времени понадобится, чтобы они пришли в себя, но ясно, что не скоро!
Владелец расположенных в центре Кармеля ресторана "Слик" и ночного клуба "Люфт" Йоад Леви твердо решил: какие бы ракетные обстрелы ни обрушивались на Хайфу, придут ли клиенты, но его заведения будут открыты. И самое странное, что даже в дни, когда на Хайфу ракеты падали одна за другой, в них были посетители. Не столько, конечно, как в старые добрые времена, но были!
— Вести бизнес в такое время, безусловно, непросто. У меня 70 работников, и каждому я обязан выдать зарплату. Люди продолжают к нам ходить, и это главное. Понятно, что в сентябре-ноябре их стало меньше, многие считают, что в такое время стыдно петь, танцевать и веселиться, а значит, и ходить по клубам и барам. Но поймите: людям все равно нужна отдушина! Даже в самые мрачные времена. А, может, наоборот, она особенно нужна им именно в мрачные времена. И они приходят к нам. Конечно, неприятно, когда ты находишься в ночном клубе, и вдруг начинает завывать сигнал воздушной тревоги. Но нас им все равно не сломить! Так что, я уверен, максимум неделя – и все снова заработает, как прежде.
Реувен Меир, владелец культового хайфского ресторана "Маайан а-бира", известного своей восточно-европейской кухней и, главное, собственной пивоварней, признается, что после начала обстрелов прибыль упала на 30%. Но 70% осталось, то есть публика есть, причем, самая разная: немало пожилых солидных людей, которые ходят в ресторан десятилетиями, хватает и молодежи.
— Отец открыл этот ресторан в 1962 году, и с тех пор мы пережили и Шестидневную войну, и Войну Судного дня, и много других войн. Как, видите, пережили и эту. Говорят, что ненадолго, но ведь надолго в Израиле ничего не бывает! – говорит Меир.
"Новости недели" — по материалам газеты "Маарив"