Как Йони Нетаниягу итальянскую суперзвезду защищал, а Ицхак Рабин скромно не упомянул, что он в тот момент был начальником над всеми израильскими военачальниками
Евгений КОВАЛЕВ
В середине лета 64-го Софи прилетела в Израиль. В Тель-Авиве жила в «Дане», съёмки были на севере.
Лоренс Даррелл (старший брат впоследствии затмившего его на литературной ниве писателя-натуралиста Джеральда Даррелла) не дописал «Юдит»; непонятно, как вообще роман попал к «Парамаунт» и почему компания решила делать из него фильм.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Прислали в Израиль успешного сценариста, на полтора месяца поселили в кибуце; сценарий, который он привёз, пришлось переделывать: Софи была очень популярна в арабском мире, а тут евреи, Израиль.
Переработанный сценарий тоже не вышел достаточно арабофильским (история Даррелла была из времён создания государства…).
Сценарист, сам себя называвший техасским гоем, послал всех и запретил упоминать своё имя в титрах. Посадили переделывать другого успешного (четыре фильма Хичкока…), тот подшлифовал образы евреев и арабов (что всё ещё не давало гарантии, что последние простят, что студия и актёры признают существование страны первых) и скрепя сердце запустили в производство.
Софи хвалила израильских партнёров, говорила, что они настоящие профессионалы и работа рядом с ними была освежающей и обогащающей; в сценах боёв снимались десантники, Йони Нетаниягу в их числе (в книге на русском языке написано «израильская армия выделила эскадрон командос для защиты Софи»).
Главные роли были поручены, само собой, не местным. Еврейского подпольщика играл Питер Финч, он рассказывал, что застал Софи за поеданием кучи макарон и она сказала, что отъедается за тысячи лет, которые неаполитанцы жили в нищете. Сам Финч, похоже, отпивался за тысячи лет, которые австралийцы не знали джина, и однажды разгромил всю мебель в коктейль-баре отеля, источники умалчивают, хайфского или тель-авивского.
На выход фильма Лига арабских государств откликнулась, как положено: объявила запрет на показ всех фильмов с участием Софи Лорен во всех арабских странах. Кроме этого, Лига потребовала от всех арабов остальных стран мира также не смотреть фильмы с Софи — старые, новые, будущие.
"Я всегда верила, что Египет — демократическая страна, поэтому не верю этим вещам об арабском бойкоте" — говорила актриса.
Съёмки Софи Лорен в «Юдит» были провозглашены самым тяжелым кинематографическим оскорблением арабского мира с тех пор, как в 1959 году Элизабет Тейлор приняла иудаизм.
* * *
Три года назад мы с близким человеком пошли пешком через Галилею к Кинерету. Не сразу, конечно, из Хайфы в Нагарию доехали электричкой; на автовокзале, добровольно отказавшись от инспектирования местного филиала Всемирной Ассоциации Распространения Фалафеля, сели в рейсовый автобус. У остановки в назначенном селе спросили сельского труженика, как пройти к началу тропы. Труженик сделал выражение лица "Пока я вам объясню и вы поймёте, я уже три раза вас отвезу и вернусь", посадил нас в грузовичок и, как положено, все десять минут, что вёз по родным просторам, посвящал в местные особенности.
Особенности оказались мирового масштаба: в здешних краях снималась в кино Софи Лорен и однажды дядя нашего спасителя по заданию правления села подвозил её к заданному холму.
От остановки до тропы было недалеко, мы бы и дошли за десять минут, просто через каждые тридцать два метра необходимо было остановиться, спросить встреченного селянина, нет ли у него лишнего отрезка трубы сечением я забыл сколько цоль, и рассказать, у кого ещё из встреченных селян тоже нет такого лишнего отрезка. Нити повествования это не угрожало, потому что повествование после каждой остановки начиналось с самого начала.
— Мне показалось, что сначала дядя подвозил Софию, во второй версии пытался за ней приударить, в следующих между ними были дела, а в последней она к нему клеилась, но он её отверг, потому что уже был женат на своей очень красивой тёте?- при первой возможности спросил я близкого человека.
— Показалось. И мне показалось, — ответила близкий человек и мы дружно двинулись в сторону большого озера на севере Израиля из семи букв.
На фотографии наша Софи в нашей Хайфе в том самом 1964-м. Авраам Йоффе рассказывает ей, что он генерал и командует всем Северным округом, отсюда и до того холма в Галилее включительно. Софи заливисто смеётся, а на лице у Ицхака Рабина написано, что он хотел бы сказать, что он тоже был генерал и командовал всем Северным округом, а сейчас он супергенерал, работает в Тель-Авиве и командует всеми округами, включая Северный, а также лично генералом Авраамом Йоффе, но понимает, что генерал Авраам Йоффе расскажет об этом своей жене Авиве, а Авива расскажет своей сестре Лее, а Лея никому ничего рассказывать не будет, а спросит своего мужа, чего это он так выделывался перед заезжей итальянской звездой.
За правым плечом Софи чётко виднеется неясный силуэт; неясный, естественно, для тех, кто не в курсе, чей это дядя.
* * *
Не уверены, что многие наши читатели смотрели фильм "Юдит". Поэтому расскажем о нем подробнее.
В Палестине незадолго до окончания британского мандата разведчики Хаганы узнали, что бывший немецкий танковый командир генерал Густав Шиллер (Ганс Вернер) обучает арабов боевой тактике, но не могут его найти. Затем они узнают о существовании его бывшей жены-еврейки, Юдит Ауэрбах Шиллер (Софи Лорен), и организуют ее контрабандный проезд в Эрец Исраэль через порт Хайфы. Она помещена на попечение Аарона Штейна (Питер Финч), командира Хаганы, живущего в кибуце. Для съемок этих сцен использовался кибуц Гиноссар, где актрисе довелось провести немало времени в 1964 году.
После прихода нацистов к власти Шиллер бросил жену и забрал их сына. Затем Юдит отправили в концлагерь Дахау, где заставили служить в офицерском борделе, но она чудом выжила.
Юдит непросто жить в суровых и непривычных условиях кибуцного бытия. К тому же она ничего не может рассказать о Шиллере, так как давно не виделась с ним. Но Штейн надеется, что она хотя бы сможет его идентифицировать. Он предлагает ей попросить командира гарнизона британской армии майора Лоутона (Джек Хокинс) помочь ей. Юдит едет в Хайфу, чтобы увидеться с офицером, рассказывает о себе и умоляет его передать дело на Шиллера, что он в конечном счете и делает. Оказывается, последний раз Шиллера видели в Сирии.
Юдит, Штейн и его коллега тайно переправляются в Дамаск и после нескольких дней поисков находят Шиллера. Когда они собираются схватить нациста, Юдит стреляет и ранит его. Шиллера тайно переправляют в Палестину и допрашивают, но он отказывается предоставить какую-либо информацию. Оставшись наедине с Юдит, он умоляет о пощаде, при этом не желая выдать никакой полезной информации. Но когда на кибуц нападают арабские части, он наконец раскрывает план боя, в составлении которого принимал участие, а также говорит Юдит, что знает местонахождение их сына Карла. Комнату, в которой его держат, взрывают, и Шиллер погибает. Аарон обещает, что поможет Юдит найти ее сына.
Критика встретила эту киноленту без восторга. Журналист The New York Times Босли Кроутер написал, что эта работа разочаровывала, она слишком мрачная, чересчур громкая и совершенно лишена блеска. По его словам, фильм чересчур неправдоподобен. Единственное, что он хвалит, это игра Софи Лорен, о которой Кроутер пишет:
«Она спасает своим присутствием заурядный фильм, снятый в манере "плаща и кинжала", который без нее совершенно остался бы без внимания".
Рейтинг 109-минутного фильма оказался крайне низким, в прокате он провалился. По мнению тех, кто видел "Юдит", его есть смысл посмотреть только ради отличной работы Лорен, да и то лишь фанатам актрисы.
Ту поездку в Израиль позднее Лорен вспоминала с восторгом. Особенно ее впечатлили экскурсии по Иерусалиму и Назарету.
"Представить себе, что я хожу по тем же местам, где жил Иисус, сложно без благоговения, — сказала актриса в одном из интервью. — Повсюду я ощущала святость этих мест. А еще мне очень понравились израильтяне — они так похожи на итальянцев и потому были близки мне по духу. Кроме того, я влюбилась в красавицу Хайфу, а в Тель-Авиве чувствовала себя как дома".
Про образцово-показательный кибуц Гиноссар Лорен сказала, что всегда мечтала увидеть то, как евреи сотворили из пустыни сад и убедилась на примере этого сельскохозяйственного поселения, что это — не пустые слова.
* * *
Любопытно, что спустя сорок лет со дня выхода на экраны провального фильма Софи вновь побывала в Израиле. В 2006 году она вместе с Эдоардо Понти и невесткой приезжала на Землю обетованную на день рождения к своему близкому другу – дирижеру Израильского Филармонического Оркестра Зубину Мете. Звездное семейство остановилось тогда в гостинице "Хилтон".