"Здесь, в стране отцов желанной…"

0

Он – основоположник израильской национальной песни, музыкального образования в Эрец Исраэль. Первый учитель музыки и пения в первой ивритской гимназии "Герцлия". Первый поселившийся в только что основанном Тель-Авиве композитор. 100 лет назад Ханина Карчевский создал первый в этом городе профессиональный хор

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ХАНЕЛИС

Из домашнего архива

 

… Представьте себе, что вы попали в Тель-Авив начала ХХ века.

"В этом городе, — писал в 1911 году еврей-турист из Европы, — две с половиной улицы, но из каждого окна по вечерам слышится мужское или женское пение, доносятся звуки скрипки или пианино". "На исходе каждой субботы, — вспоминает один из репатриантов второй алии, — по улице Герцля марширует вместе с оркестром и распевает песни хор учеников первой ивритской гимназии "Герцлия" (на ее месте сегодня высится "Мигдаль Шалом Меир". – В.Х.). Дирижировал хором и оркестром ученик гимназии Моше Черток (Моше Шарет), будущий первый министр иностранный дел и второй премьер-министр страны. Во главе колонны шел его учитель музыки и пения Ханина Карчевский".

Он родился в 1877 году (по другим сведениям в 1873-м), в бессарабском местечке Петровка (ныне Тарутинского района Одесской области), в семье Рухл и Ицхока Карчевских. Через несколько лет семья переехала в город Бендеры. Ханина учился в еврейской школе талмуд-торе. Голосистого парнишку заметил кантор Шахновский и начал учить пению. Продолжил музыкальное образование Ханина в Кишиневе. Пел в хоре синагоги. Стал кантором в Херсоне. В двадцать два года Карчевский поступил в Варшавскую консерваторию на дирижерское отделение. Работал хормейстером, дирижером военного оркестра в Варшаве.

В 1908 году Ханина приехал в Эрец Исраэль. Затем поселился в Тель-Авиве, который, напомню, был основан в 1909 году. Карчевский репатриировался в Эрец Исраэль не поддавшись сиюминутному желанию или капризу. Он долго и упорно готовился к этому шагу, участвовал в работе еврейских организаций, готовивших евреев к нелегкой жизни в Эрец Исраэль, учил иврит и к приезду в страну блестяще знал его.

…В самом начале прошлого века у Иерусалима и Тель-Авива были разные лица и характеры. Частично эти различия сохранились и по сей день. Иерусалим был старым восточным городом. Тель-Авив – молодым средиземноморским. В Иерусалиме жили в основном сефардские евреи. В Тель-Авиве – ашкеназы. И музыка у них была разная. В Иерусалиме – восточная. В Тель-Авиве – европейская.

Ханина Карчевский поступил учителем пения и музыки в гимназию "Герцлия". В те времена она была центром общественной и культурной жизни молодого еврейского города. На эти "две с половиной улицы" приходилось четыре оркестра, три хора, музыкальная школа и частные учителя почти по каждому музыкальному инструменту. И все это создал или был причастен к созданию Ханина Карчевский. Сперва он создал хор гимназии "Герцлия", а в 1920 году объединил его с женским хором "Неве-Цедек" и назвал его "Замир" ("Соловей"). В новом коллективе пели двести человек, а в оркестре играли сорок музыкантов. Хор выступал по всему Израилю и участвовал во всех церемониях. Например, при основании Еврейского университета в Иерусалиме.

Для этого и других хоров, исполнявших классический репертуар и народные песни, Ханина Карчевский сочинял на слова друзей – преподавателей иврита, писателей, поэтов – свои песни или аранжировал чужие произведения. Так, в 1912 году он переложил известную песню на слова американского еврейского поэта Мориса Розенфельда на идише и музыку Рихтера на новые ивритские слова в собственной аранжировке, превратив ее в гимн "Герцлии". Впоследствии он стал популярной израильской песней "По, бе-эрец хемдат авот…" ("Здесь, в стране отцов желанной…"). Для другой своей известной песни "Халуцим" ("Первопоселенцы"), он переработал мелодию русского композитора Михаила Иполлитова-Иванова. Из других ставших народными песен Карчевского, написанных уже на собственные мелодии, нужно отметить такие популярные, как "Агада" ("Предание", другое название "Аль сфат Кинерет", "На берегу Кинерета"), "Бе-Шадмот Бейт-Лехем" ("На нивах Бейт-Лехема"), "Эль рош а-ар" ("К вершине горы"), и другие. Практически все его песни в русско-еврейском и европейском стиле, без влияния восточной музыки, становились, выражаясь современным термином, шлягерами. Их пела вся страна. Но он не относился к своим песням, хоровым композициям, фортепианным этюдам как к высокому музыкальному творчеству. Он считал их пособиями, упражнениями для музыкального воспитания учеников гимназии.

Ханина Карчевский был скромным человеком. Жил с матерью, сестрой, ее мужем и дочкой в небольшом одноэтажном доме. Хотя женщины, по воспоминаниям современников, в него влюблялись, он был одинок и не создал семью. В одну из последних ночей декабря 1925 года Ханина Карчевский повесился.

О причинах самоубийства ходили разные слухи и версии. Одни говорили – нетрадиционная сексуальная ориентация, что в те далекие времена считалось позором, другие – сахарная болезнь. Тогда против диабета не было эффективного лекарства. Он боялся, как бы тяжелая болезнь не разрушила его мозг.

Сестра Карчевского рассказывала, что в жизни ее брата была большая любовь. Девушка ответила ему взаимностью. Но мама Рухл была категорически против их брака. Сын покорился воле матери и… набросил петлю на шею. Никто и никогда уже не узнает причины его самоубийства. Предсмертной записки он не оставил.

Похоронили Карчевского в Тель-Авиве, на кладбище "Трумпельдор". Сегодня оно находится в центре города. На похороны пришли сотни друзей и учеников. Альбом снимков похорон хранится в архиве гимназии "Герцлия".

В 1927 году ученики гимназии издали большой сборник песен своего учителя. Тираж быстро разошелся. Выпустили второе издание. Оно тоже было раскуплено. В гимназии поставили бюст Карчевского работы известного художника, скульптора, детского писателя, тоже, заметим, уроженца Бессарабии Нахума Гутмана. Но бюст украли, и он не найден до сих пор.

Мемориальная табличка в честь Ханины Карчевского в Тель-Авиве. Фото: Wikipedia / Avi1111v dr. avishai teicher

В Израиле существует общество памяти Ханины, проходят концерты его произведений, издаются диски. На памятнике Карчевскому написано:

"Арфа разбилась, но звуки ее еще слышны".

И громко слышны – до сих пор, до наших дней.

Каждый год на празднование Дня независимости на горе Герцля в Иерусалиме проходит церемония зажигания двенадцати (по числу колен Израиля) факелов. И каждый год на ней звучат песни Ханины Карчевского "К вершине горы" и "Здесь, в стране отцов желанной…"

Как травили Наоми Шемер

РЕКОМЕНДУЕМ КНИГИ В.ХАНЕЛИСА

"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ". Материалы к энциклопедическому словарю), 570 стр. большого формата, около 5.000 персоналий. Стоимость книги: в Израиле – 99 шек.; в Европе, США и странах СНГ – $34,99.

"В НАШЕМ СТРАННОМ ГОРОДЕ". Сборник мистических и фантастических рассказов. Стоимость книги: в Израиле – 55 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $19,99.

"НУ, АЛЬЦГЕЙМЕР, ПОГОДИ!". Замечания из жизни — смешные истории, байки, шутки". Стоимость книги в Израиле 49 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $14.99.

В цены входит пересылка.

Для заказа обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31, Bat-Yam, Israel-59644, tel.\fax +972-3-551-39-65, e-mail – [email protected]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий