Катар верхних финансовых путей

0

Катарские выплаты, регулярно поступающие в Газу, давно являются предметом дискуссий и инструментом политических выпадов, в частности, нынешней коалиции в адрес предыдущего правительства. Непосвященному может даже показаться, что в этом состоит корень всех проблем: не переводи Катар деньги, ХАМАС сидел бы тише воды, ниже травы, или был куда слабее в военном отношении. Это, разумеется, так

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давил ШАРП

 

Одним из краеугольных камней израильской стратегии в отношении палестинцев является задабривание всевозможными экономическими преференциями. Сторонники мирного процесса всегда подразумевали создание в Палестинской автономии или гипотетическом государстве такой экономической ситуации, при которой у подавляющего большинства населения не должно быть мотивации для вооруженной борьбы с Израилем. Среди прочего, это подразумевает иностранные инвестиции в Иудее, Самарии и Газе, создание рабочих мест и инфраструктуры, выдачу разрешений на работу в Израиле и т.д. За словом "инвестиции" частенько кроется банальное финансирование извне, ведь инвестиции подразумевают извлечение вкладчиками прибыли, что в случае с палестинцами, мягко говоря, не всегда возможно. Источники же вливаний могут быть разные — США, ЕС и арабские страны. В общем, суть идеи такова: чем больше денег палестинцы получают и зарабатывают, тем спокойнее будет ситуация.

Подобный подход с теми или иными нюансами всегда поддерживался структурами безопасности Израиля. Понимали важность экономического фактора для хотя бы относительного спокойствия и правительства во главе с "Ликудом", поэтому и принимали соответствующие рекомендации ШАБАКа, ЦАХАЛа и "Мосада". Оттуда и растут ноги у катарского финансирования. На определенном этапе в израильском руководстве осознали: если уж ХАМАС не свергать, что чревато большими затратами и проблемами, то ощутившую запас прочности террористическую организацию надо как-то задабривать. Эту функцию по собственному желанию — и, подчеркну, настойчивым израильским просьбам — взял на себя Катар.

Важно отметить, что у ХАМАСа хватает и других источников финансовых поступлений по самым разным схемам: Иран, пожертвования со всего мира, налоги, контрабанда и т. д. Средства направляются в первую очередь на усиление военного потенциала организации, затем на функционирование гражданских структур. Вместе с тем сегодня катарское финансирование – не только существенная опора ХАМАСа, но и важнейший фактор поддержания экономики сектора и. Осталось разобраться, что оно собой представляет, и какие есть альтернативы.

В преддверии операции "Страж стен" Катар обычно ежемесячно переводил в Газу около 30 млн долларов. Данная сумма делилась на три не совсем равных компонента. 10-12 миллионов предназначались Израилю в качестве оплаты топлива для электростанций сектора. Замечу, что, несмотря на критику катарских выплат некоторыми министрами нынешнего правительства во времена Нетаниягу, эта часть катарского транша прошла уже сейчас, при новой власти: оставлять Газу почти без электричества по понятным причинам не стали. Кто-то скажет, что, мол, это всего лишь топливо для нужд простых людей, где же тут прямая выгода ХАМАСа? Ответ прост: боевое крыло ХАМАСа извлекает пользу почти из всего, что поступает в Газу. Разве террористы не пользуются топливом и электричеством — например, при строительстве туннелей или освещении помещений штабов?

Еще одна составляющая из примерно 10-12 млн долларов — помощь нуждающимся семьям, которые получают в почтовых отделениях по 100 долларов наличными из знаменитых катарских чемоданов. Понятно, что ХАМАС мог потребовать у тех или иных получателей "комиссионные", но и без этого часть любых тратящихся в секторе денег движение получает в виде налогов.

Как все будет теперь? Насколько известно из осведомленных источников, израильское требование, не встречающее особых возражений ХАМАСа, заключается в следующем: пусть, мол, деньги распределяются не из чемоданов на почте, а при посредничестве ООН или администрации ПА, вернее, подконтрольных ей банков. Правда, конечный результат не изменится: 100-120 тысяч семей в секторе получат те же 100 долларов от Катара. И будут прекрасно осведомлены, что заслуга в этом исключительно ХАМАСа.

Так что те, кто критиковал прошлое правительство за "протекшн" ХАМАСу по двум приведенным пунктам, могут смело продолжать предъявлять те же претензии правительству нынешнему, то есть самим себе.

Самое же интересное и важное – то, как Иерусалим намерен разобраться с третьей, самой маленькой и проблематичной составляющей катарского финансирования. Это 6-7 млн долларов, которые шли на зарплаты работникам "госструктур" сектора. Эти люди — своего рода хребет гражданской власти ХАМАСа, оказывающей услуги населению, и оплата их труда для правящих в Газе исламистов особенно важна. Если по итогам переговоров катарские деньги каким-то образом — хоть через ООН, хоть через Рамаллу — найдут дорогу и к этим получателям, то над обещаниями нашего военного и политического руководства коренным образом изменить ситуацию с катарскими выплатами можно будет только посмеяться.

Итак, одна составляющая катарских выплат уже поступает, вторая, что называется, на подходе — Иерусалим только ищет, как бы ее невиннее оформить, дабы можно было выдать за некий прогресс (в реальности, скорее всего, мнимый). Насчет третьей составляющей договора пока нет. Но совершенно ясно, что в этом принципиальном для себя вопросе ХАМАС отступать, скорее всего, не станет. А уж силовые аргументы для убеждения Израиля у него имеются в изобилии. Именно этот пункт соглашения о катарских выплатах станет реальным экзаменом для правительства, как в силу своей относительной значимости, так и в качестве последнего теста на отличие дел от слов.

Пока же, по информации "Кан 11", в Катаре испытывают серьезное недовольство. Там обижены, что Иерусалим годами упрашивал их платить, теперь же израильские политики и руководители системы безопасности называют перечисляемые в Газу средства корнем зла. Это, как сообщает ряд источников, подвигло руководство Катара на требование привлечь к процедуре США. Такой сценарий, по замыслу Дохи, должен дать катарским деньгам легитимацию и избавить ее от регулярных нападок.

* * *

Тем временем в Иудее и Самарии можно подвести предварительные итоги раунда протестов против властей ПА, вспыхнувших вследствие смерти хевронского оппозиционного активиста Низара Баната. Напомню, что Банат, один из самых популярных критиков власти Абу-Мазена, был забит насмерть палестинскими силовиками. В отличие от известного и, очевидно, спланированного саудовскими спецслужбами убийства Джамаля Хашогги, которого заманили в консульство королевства в Турции, Баната убивать, скорее всего, не собирались. Видимо, произошло то, что частенько случается в не самых профессиональных, но склонных к произволу силовых структурах: "клиента" хотели поучить уму-разуму, но перестарались. Покойный критиковал ПА за коррупцию, беспредел и сотрудничество с Израилем. Не будучи хамасовцем, Банат являлся ярым сторонником "сопротивления сионистам".

Масштабные по меркам ПА протесты в связи со смертью оппозиционера были брутально задавлены силовиками ПА. Памятуя о том, что происходило в арабском мире в последнее десятилетие, Абу-Мазен не может позволить протестам принять угрожающие масштабы. Жестокое их подавление, равно как и смерть активиста, вызвали шквал гнева а адрес властей автономии не только на внутренней, но и на внешнеполитической арене. Два десятка европейских дипломатов потребовали от силовика №1 ПА, генерала Маджада Фараджа объяснений и выразили ему категорическое неприятие того, как подавлялись демонстрации.

На встрече с дипломатами Фарадж утверждал, что произошла ошибка — мол, где такое не случается, хоть в Израиле, хоть в США. За демонстрациями же по его утверждению, стоит ХАМАС. Последнее верно лишь отчасти: безусловно, исламисты попытались воспользоваться ситуацией, но большинство участников протестных демонстраций прямого отношения к ХАМАСу не имеют, ими двигало глубокое недовольство властями.

В общем можно пока констатировать, что гибель Баната, хоть и стала испытанием для ПА, относительную стабильность в городах под существенную угрозу не поставила — демонстрации сошли на нет. И все же не стоит забывать, что недовольство потихоньку накапливается, и общественность с нетерпением ожидает публикации расследования обстоятельств смерти забитого силовиками оппозиционера.

[nn]

На катарской игле

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий