Нет никакой разницы между сегодняшними антиваксерами и антипрививочниками XVIII века
"Швейцария отстает от многих европейских стран по уровню вакцинации, несмотря на многочисленные государственные стимулы. Подобное сопротивление существовало с момента открытия противооспенной вакцины, оно основывалось на идентичных страхах и похожих верованиях, поясняет Бернардино Фантини, историк медицины и почетный профессор Женевского университета, в интервью обозревателю швейцарской газете Le Temps Лоре Люгон (на русском языке эту публикацию вкратце приводит inopressa.ru).
— Сопротивление вакцинам существует с конца XVIII века. Тогда у английского хирурга Эдварда Дженнера возникла идея прививки неопасным для человека вирусом коровьей оспы, и уже в то время эта идея вызвала обеспокоенность. Некоторые люди опасались, что природа нашего вида может измениться. В прессе стали появляться сатирические рисунки с изображением мужчин, частично превращающихся в быков. То же самое явление наблюдается сегодня с людьми, которые думают, что мРНК вакцина может изменять геном, — отмечает Фантини.
Протестанты были большими противниками вакцинации и скорее, чем католики, склонны были считать, что изменение судьбы нарушает божественную волю. В католических странах вакцинация воспринималась лучше. В южной Италии, например, священники были одними из основных сторонников вакцинации, и своими проповедями и пастырскими визитами они готовили почву для прихода вакцинаторов.
В ту пору интеллектуальный авторитет пользовался большим доверием, и пресса транслировала публикации врачей. Однако среди последних были и противники вакцинации. Сегодня некоторые врачи, являющиеся последователями альтернативной медицины, выступают против прививок, тогда как противники из рядов врачебного персонала того времени руководствовались условным корпоративистским рефлексом. Вакцинацию могли проводить фармацевты, хирурги-парикмахеры и даже священники! И поэтому некоторые врачи с неудовольствием взирали на то, как представители неквалифицированных профессий наступают им на пятки.
Но прежде всего убеждали всех доказательства эффективности вакцин: люди стали меньше умирать! После оспопрививания продолжительность жизни увеличилась на 15 лет. В XX веке, благодаря другим вакцинам и антибиотикам, она увеличилась вдвое: в 1880 году средняя продолжительность жизни в Европе составляла 35-37 лет, в 1980 году — 70 лет, а сегодня — 82 года. На войнах люди больше умирали от болезней, чем в бою. Наполеоновская армия в России была уничтожена тифом.
В конце XIX века в Великобритании и Америке возникло международное движение против обязательной вакцинации. Традиционно либеральная Великобритания была вынуждена отменить эту обязательность, в то время как более этатистские Франция или Италия сделали прививку от оспы обязательной. По сей день наблюдается, что в этих странах меньше проблем с внедрением вакцины против Covid во многих сферах деятельности.
— Между сегодняшними и вчерашними антипрививочниками в сущности нет никакой разницы, — резюмирует Бернардино Фантини. — Антиваксеры опираются на верования, не имеющие научной основы, на идеологии или откровенные теории заговора, такие как уверенность в том, что вакцина является инструментом для установления санитарной диктатуры. Потребность в верованиях является антропологической очевидностью, имевшей свой аналог во все эпохи. Независимо от того, являлся ли объект верования религией или идеологией. С повышением образовательного уровня и усилением секуляризации государства некритические верования отступили, но они все еще существуют. Новым является то, с какой скоростью благодаря новым технологиям они сегодня распространяются и набирают сторонников.
* * *
Тем временем, как сообщает корреспондент BFM.ru Андрей Ромашков, жителям Швейцарии, которые уговорили человека привиться от ковида, будут платить деньги.
Пока в России и других странах деньги, машины или квартиры выигрывают отдельные вакцинированные, прививочная кампания в Швейцарии превращается в беспроигрышную лотерею. Как объявили власти страны, при вакцинации швейцарцев будут спрашивать, кому удалось их уговорить сделать прививку — и этому человеку будут отправлять подарочный сертификат на 50 швейцарских франков. По мнению правительства, «кооперация населения должна поощряться».
Подводные камни видны невооруженным глазом. Во-первых, никто не мешает называть имя своего родственника — получатель поощрения даже может не быть вакцинирован. Во-вторых, скорее всего, почти все будут называть хотя бы какое-то имя — так что издержки бюджета на каждый укол вырастут на 50 франков. Наконец, сумма не то чтобы впечатляющая.
«На 50 франков можно сходить в магазин и, может быть, себе ужин купить, может, на два вечера ужин, или маникюр, допустим, сделать, — отмечает жительница Цюриха Евгения. — На стрижку этого уже не хватит. Из моих знакомых многие уже сделали прививку. И я думаю, что для тех, кто хотел сделать прививку, это, естественно, не было вопросом — поощряют их или нет. С другой стороны, Швейцария уже до этого приняла, мне кажется, более эффективные меры: с сентября людям, которые не сделали прививку, нельзя попасть во многие частные места — допустим, в бассейн, в ресторан, в кафе. И в этот момент очень много людей, кто не планировал, видимо, это делать, спохватились и побежали срочно делать эти прививки. Вряд ли они сейчас очень много могут мотивировать тех, кого даже эти меры не сподвигли».