Знаем ли мы, как на самом деле выглядел основатель ХАБАДа — рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд?
Я всю жизнь изучаю историю, параллельно изучал психиатрию, психотерапию и социальную психиатрию.
Когда я загружаю в свою голову информацию о человеке, а ещё лучше, о группе людей, то люди и группы превращается в модель с высокой предсказуемостью реакций.
Именно это мне позволяет так быстро находить мифы среди историй. Они просто не встраиваются в модель.
Потому я и начал в своё время копать информацию об аресте рава Шнеура Залмана, поведение царской охранки не вязалось с мифической историей о разборках между литваками и хасидами, да и миф о турецком шпионе никак не вязался с рабочей моделью Павла Первого и его госаппарата. Проверка первоисточников показала, что действительно доносы писали не евреи, под проверки он попал случайно, и подозревали его в шпионаже на Наполеона. Вот тут все и стало логичным.
Но попутно я загрузил в себя много информации личного свойства об Алтер Ребе. И всегда для понимания личности большое значение имеют визуальные образы. Но тут у меня никак не вязался сам его образ с портретом. С его единственным визуальным изображением. Он выглядел в стиле своих хасидов третьего-четвёртого поколения. Но не вязался этот образ с купцом международного уровня, дальновидным политиком, знавшим с десяток языков, Талмид Хахамом, автором одних из первых серьёзных алахических трудов в мире хасидизма.
Полез проверять. Подтвердилось. Хоть этот портрет и выдавался за настоящий, нарисован он был Борисом Шацем, создавшим первое общество искусств "Бецалель" по указанию Всемирной Сионистской Организации. Он же и предложил семье Шнеерсон выдать свою картину, нарисованную спустя несколько поколений после смерти Алтер Ребе, за его настоящее изображение. Но потом описал всю эту историю в своих мемуарах. Тем самым поставив семью Шнеересон в неудобное положение.
Образ, созданный Борисом, стал всемирно известным брендом. Поздно ребрендинг делать. Но важно помнить, что это не его настоящий портрет.