Одиссей и Пенелопа, Натан и Авиталь

2

История подвига во имя свободы и любви

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

 

Международный еврейский форум, прошедший в Киеве 5-7 мая, открыла презентация фильма "От рабства к свободе". Главный герой этой документальной киноленты, снятой студией Девятого канала израильского ТВ, — Натан Щаранский. Но режиссер Аркадий Коган, рассказывая историю знаменитого диссидента, смог настолько четко расставить акценты, что зрителю стало ясно: без самоотверженности жены Натана Щаранский едва ли вырвался бы из лап КГБ и стал тем, кем он стал.

Для нас, израильтян, Щаранский прежде всего — политик, создатель и лидер партии "Исраэль ба-Алия", министр, глава "Сохнута". Его политическую деятельность мы воспринимали с изрядной долей критики, жестко реагируя на промахи и не особо обращая внимания на достижения. В нашем восприятии он был одним из 120 кнессетовцев, причем, не самым дальновидным (прежде всего в подборе кадров).

Парламентская и министерская деятельность затмила то, что пришлось пережить этому человеку, бросившему перчатку всесильной "конторе глубокого бурения". Мы словно забыли, что без Натана и его соратников "железный занавес" мог бы и не рухнуть, похоронив под собой идолище коммунистическое.

Не на пустом месте подкосились глиняные ноги советского колосса — их сотрясали своей безумной отвагой маленькие человечки с невероятной силой духа.

Казалось бы, ну что эта горстка смельчаков могла противопоставить безудержной карательной машине? Только свои интеллект и веру в то, что свобода — это не пустой звук.

Фильм Когана — это гимн тем, кого в недоброй памяти Советском Союзе называли предателями. Действующие лица — правозащитники Людмила Алексеева, Иосиф Менделевич, Ира и Зеэв Дашевские, Дина Бейлина, Александр Даниэль, Владимир и Мария Слепак, а также брат главного героя Леонид Щаранский. Все они уважаемы и весьма важны. Но центральной фигурой была хрупкая женщина, которую когда-то звали Натальей Штиглиц.

Чем покорил сердце этой юной красавицы Анатолий, который сам о себе иронически говорит, что он далеко не высокий голливудский красавец-блондин? Ответ кроется и в области чувств, и, наверное, в удивительной энергетике Щаранского.

История этой пары в какой-то мере описана дедушкой Гомером. Но у великого слепого активная сторона — лишь Одиссей, а Пенелопа — пассивная "ждунья", основное занятие которой — отпугивание женихов. Авиталь не просто ждала — она боролась.

По советским законам женой Натану она не была — брак они заключили лишь религиозный. С первых дней репатриации, понимая, что навешанная на Щаранского статья "шпионаж" чревата расстрельным приговором, Авиталь задействовала все связи и смогла добиться встреч с лидерами западных стран и крупными общественными деятелями.

Ее звонкий голос был убедителен. К ней прислушались. Давление на агонизирующий, но все еще опасный Советский Союз, усилилось еще и из-за борьбы за освобождение диссидентов, среди которых Щаранский занимал отнюдь не последнее место. "Добрый генсек" Михаил Горбачев тогда еще не был столь открыт Западу и, прислушиваясь к голосам с Лубянки, вполне мог подписать смертный приговор (без его санкции расстрел едва ли был возможен). Но трещины в покоящемся на костях миллионов жертв советской власти фундаменте становились все заметнее, проржавевший занавес начал рассыпаться, санкции против СССР становились реальностью…

И вот она — свобода: придерживая руками брюки (лопнула веревка, использованная вместо ремня) Натан прошел по "мосту шпионов". Перешагнув через невидимую черту на мосту Глинике на границе ГДР и Западного Берлина, границе мира репрессий и мира свободы, Щаранский, возможно, еще не верил, что все самое страшное позади.

А потом была встреча в аэропорту имени Бен-Гуриона, куда прибыл премьер-министр Шимон Перес, расцеловавший Натана. И, самое главное, дождалась своего Одиссея верная Пенелопа, та, кто родит в этом браке прелестных дочерей Рахель и Ханну, и уже в наши дни будет доброй бабушкой семерым внукам.

* * *

Перед фильмом в шикарном кинотеатре "Киев" состоялась встреча заполнивших главный зал участников форума Еврейской конфедерации Украины с Натаном Щаранским и почетными гостями презентации.

Президент ЕКУ Борис Ложкин прокомментировал презентацию фильма такими словами:

"История жизни еврейского народа на территории Украины насчитывает не одну сотню лет. К сожалению, последнее ее столетие выдалось особенно трагичным. Катастрофы преследовали советских евреев одна за другой — погромы, Голодомор, Холокост, антисемитская государственная политика. Документальный фильм "От рабства к свободе" — история борьбы еврейского народа за право на самоидентификацию, рассказанная сквозь призму биографии правозащитника Натана Щаранского и его супруги Авиталь. Прежде всего это фильм о верности. О верности идеалам. О верности народу. О верности любимым. О вере и убеждениях, позволивших "кучке студентов и домохозяек стать сильнее КГБ", как говорит об этом сам Натан. Я благодарен ему за то, что нашел время, чтобы приехать на украинскую премьеру фильма и ответить на вопросы гостей форума".

Несомненно, главным среди гостей был президент Петр Порошенко, готовящийся передать свой пост победившему на выборах Владимиру Зеленскому.

Петр Порошенко. Фото автора

Порошенко, напомнив, что Щаранский в Украине — не чужой человек, так как родился в украинском Донецке, назвал Натана своим личными другом. Его короткая, но емкая речь была посвящена теме демократии, составляющей которой были и свободные выборы, и цивилизованная передача власти.

Вскоре на трибуну Порошенко пришлось подняться еще раз — когда бывший глава Запорожской областной государственной администрации и нардеп Евгений Червоненко обвинил украинские власти в глорификации таких исторических персонажей, как Симон Петлюра, Степан Бандера и Роман Шухевич. Насколько этот вопрос соответствовал теме вечера, оставим за кадром.

Но в основном вопросы были адресованы самому виновнику презентации. Щаранский отвечал с задором, заставляющим забыть, что ему уже за семьдесят, часто шутил, улыбался, однако глаза его словно отражали то, что Натану пришлось пережить в молодости. Очевидно, такова цена свободы, за которую боролись герои фильма.

Награда имени "Украинского Моисея" — еврейскому лидеру

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересно, как это "добрый генсек" в 1985-86 гг мог подписать герою фильма расстрельный приговор? Чай, не хрущевские уже были времена…

Добавить комментарий