И танки наши быстры!

0

4 августа произошло знаковое медийное и отчасти историческое событие в израильском танкостроении, даже во всей отечественной сфере разработки и производства бронетехники: министерство обороны провело показ демонстраторов технологий (именно таково правильное определение, а не прототип) боевой машины будущего, разрабатываемой в рамках проекта "Кармель"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Было их три, и каждый принадлежал одному из гигантов израильского ВПК: частному концерну "Эльбит маарахот", государственным "Рафаэль" и "Таасия авирит" ("Аэрокосмическая промышленность", IAI). Машины смотрелись несколько комично, но это не должно удивлять: компании создали свои демонстраторы на представленных минобороны старых гусеничных бронетранспортерах (БТР) М-113 производства США. Главным здесь была не платформа, а перспективные, но отнюдь не фантастические возможности, которые можно сейчас и в обозримом будущем воплощать в жизнь. Создание же новой платформы планируется, хотя пока не решено, какой она станет — гусеничной или колесной (а может, и той, и другой) и насколько конструкция будет напоминать классический танк. Судя по озвученным срокам, до принятия новой техники на вооружение пройдет около семи лет. С учетом того, что концепция продолжает разрабатываться, а множество решений носят без преувеличения прорывный характер, боюсь, что этот прогноз излишне оптимистичен.

Фото: пресс-служба министерства обороны Израиля

Начать стоит с того, что мировое танкостроение уже давно достигло своего условного пика. Не зря ведущие страны Запада на протяжении многих лет не создают по-настоящему новых моделей танков. По таким критериям, как вес, броневая защита, подвижность и огневая мощь, более или менее достигнут максимум. Все современные танки создавались по концепциям второй половины ХХ века. Касается это и израильской машины "Меркава", в первую и главную очередь задумывавшегося в 1970-е для противостояния сирийским танковым армадам в классическом на тот момент бою. Прошли четыре десятилетия, "Меркава" успела сменить индекс с "единички" на "четверку" ("Меркава Мk.1" полностью снят с вооружения, а "Меркава Мk.2" осталось совсем немного, да и то лишь в резерве), а в военных действиях по заложенной в него концепции этот танк по большому счету так и не был применен. Это же в основном относится к другим западным машинам. С появлением новых управляемых и высокоточных боеприпасов танк, созданный по классической схеме, стал значительно более уязвим. Развитие технологий – информационных и в сфере средств поражения – вынудило военных задаться вопросом о том, какова роль этой машины на современном поле боя, и не пора ли что-то менять в нынешних шаблонах.

Практическим подтверждением того, что танкам в современной войне предписана менее значимая роль, чем прежде, стало повальное сокращение их парков в странах НАТО в последние десятилетия. Не обошли сокращения и ЦАХАЛ. Правда, наша армия в танки еще в целом верит, что я считаю правильным. Сокращения были продиктованы в основном экономическими соображениями, а также пониманием того, что резервистские части на старой технике притом, для учений которых выделяется мало средств, малоэффективны, уязвимы и на данном этапе не особо нужны. То есть можно рискнуть, сократив их и направив высвободившиеся ресурсы на более приоритетные направления.

В сравнении с недалеким прошлым в ЦАХАЛе сегодня намного меньше танков, хотя по европейским меркам показатели все еще внушительны. Касательно резерва цифры не принято публиковать, а регулярных бригад — всего четыре. Одна из них учебная и разворачивается в оперативную в случае необходимости. В каждой бригаде чуть больше сотни машин. 7-я и 401-я бригады укомплектованы танками "Меркава Мk.4" с системой активной защиты "Меиль рауах" (израильское ноу-хау, важнейший компонент выживания танков в бою), 188-я до сих пор ездит на "Меркава Мk.3", хотя есть уже и резервистские бригады. использующие "четверку". Факт, что "срочники" не получили новейшую машину, объясняется необходимостью иметь кадры для "троек", большое количество которых используется в резервистских частях. Однако недавно от многолетней практики сохранения в регулярной армии более старых моделей неожиданно решили отказаться. Многие танкисты восприняли это решение неоднозначно, но как бы там ни было, 188-ю бригаду можно поздравить: ее бойцы начинают переходить на "Меркава Мk.4". Согласно официальному сообщению, призывники этого августа (по крайне мере, некоторые из них) будут служить уже на "четверках", и возможно, новейшей модификации "Барак" — судя по анонсированным планам, она может быть поставлена на вооружение уже в 2020 году.

Локальные новшества — новшествами, но упомянутый потолок, достигнутый в танкостроении, размышления о роли танка в современном бою, а также революционные изменения в мире технологий, которые произошли как с самой бронетехникой, так и с ее противниками на поле боя, привели к тому, что "Меркава Мk.4" в 2002 году была принята на вооружение, а вот "пятерке" уже было не суждено появиться. И вот здесь мы приходим к проекту "Кармель", да не к нему одному.

Еще в 2012 году появилось сообщение о том, что Департамент разработки вооружений и технологий минобороны (МАФАТ) и Управление по разработке бронетехники (МАНТАК) начали работать по теме РАКИЯ. На иврите это слово означает "небеса", но, как это часто принято в ЦАХАЛе, представляет собой аббревиатуру словосочетания "Рехев крав ябаша атиди" — "Перспективная сухопутная боевая машина". Через три года поступила информация, согласно которой будущей гусеничной машиной (не классическим танком) в рамках РАКИЯ станет "Кармель" (это тоже изначально была аббревиатура). Но в первой фазе проекта "Кармель", ныне завершившейся, создание конкретной машины не предусматривалось: трем ведущим израильским компаниям, действующим в координации с МАФАТ, МАНТАК и танковыми войсками, было поручено создать демонстраторы технологий, которые покажут возможность реализации новых концепций в создании бронетехники. Какой из них выберут для продолжения, пока неясно. Вероятно, это будет некий симбиоз из двух или трех вариантов.

Что особенно важно, продемонстрированная техника, а также то, о чем говорилось на словах, может быть полностью или частично реализовано и на совершенно новой концептуальной платформе, и на уже существующих, и на тех. разработка которых вышла на завершающую стадию. В последнем случае это упомянутая "Меркава Мk.4" модификации "Барак" и колесный БТР "Эйтан", которые должны поступить на вооружение в ближайшее время. Так, в первой планируется реализовать принцип "прозрачной брони", имеющий самое непосредственное отношение к модели "Кармель": благодаря установленным на "Бараке" сенсорам и специальному шлему у танкистов сложится ощущение пребывания в абсолютно прозрачной машине. Вся необходимая информация, что называется, на 360 градусов должна выводиться на дисплей шлема, а поворот головы будет подразумевать и поворот орудия. Эти принципы, реализуемые "Эльбит", пришли в танковую сферу из боевой авиации: концерн является мировым лидером в деле создания подобных шлемов для пилотов.

Демонстраторы "Кармеля" оказались далеки от классических танков. И дело здесь вовсе не в платформе от М-113. Экипаж машин сокращен с четырех до двух человек, что было основным требованием "заказчиков", опционально там может находится и третий — оператор БПЛА и дистанционно управляемых роботов. Однако незримо присутствует еще один член экипажа — мощнейший искусственный интеллект. Именно благодаря нему и должен произойти настоящий прорыв в деле ситуационной осведомленности бойцов, а также тех, кто действует с этой машиной в единой сети. Речь идет о получении данных со всевозможных сенсоров самой машины и других звеньев сети с выводом их на внутренние мониторы и (или) нашлемные дисплеи (с таковым представлена лишь машина от "Эльбит"), быстрой обработке и принятии системой соответствующих решений.

Вооружение в представленной конфигурации кардинально отличается от танка, скорее напоминает БМП или мощный БТР: автоматическая пушка 30-мм, (а не 120-мм у "Меркавы"), управляемые противотанковые ракеты "Спайк", возможность запуска мультикоптеров для разведки или нанесения удара. На презентации немало говорилось и о других возможностях, в частности, нейтрализации взрывных устройств, секретной маскировке, которая резко снизит заметность машины в различных диапазонах, системах "свой-чужой", активной защите и т.д.

Во время наблюдения за демонстрируемыми возможностями не оставляло ощущение, что мы находимся в совсем ином мире, очень далеком от бронетехники, — в мире авиации и компьютерных игр. Новые технологии требуют новых решений, а значит новых поколений пользователей-бойцов. Уже сейчас очевидно, что подготовка экипажей машин с характеристиками и особенностями, малая толика которых была показана, должна всерьез отличаться от таковой нынешних танкистов или экипажей БТРов. Краткосрочные курсы здесь уже не прокатят, и, видимо, кардинально изменится подход к самой службе и кадровая политика.

Словом, в мире бронетехники сделан важный, но пока небольшой шаг. До создания кардинально новых машин остается, как минимум, семь лет (помните?), да и традиционные танки послужат еще не один год. Но, как уже говорилось выше, продемонстрированные технологии, недавно казавшиеся почти фантастическими, сегодня уже на подходе, внедряются и будут внедряться на существующей и создаваемой в эти дни технике.

Кстати, на презентациях присутствовали американские и другие иностранные военные — израильские идеи вызывают в мире огромный интерес как в концептуальном плане, так и в деле конкретных разработок, связанных с бронетехникой. Нет никаких сомнений, что многое из показанного и того, что еще будет создано в рамках данной тематики в ближайшие годы, станет одной из важных статей отечественного военного экспорта.

[nn]

Броня крепка, "Эйтаны" наши быстры

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий