В нигерийский мегаполис Лагос, крупнейший город Африки, приезжает первый раввин
Менди Штернбах станет первым раввином в нигерийском мегаполисе Лагос, самом густонаселенном городе Африки, став 11-м постоянным посланником «ХАБАДа» в Африке к югу от Сахары, сообщает "Лехаим" со ссылкой на Chabad.org.
Штернбах впервые посетил Нигерию в 2014 году, когда он был 21-летним студентом ешивы, и затем много раз возвращался туда, в том числе, чтобы помочь раввину Исраэлю Узану и его жене Хае, которые в 2012 году основали Бейт-ХАБАД в Абудже, столице Нигерии. Как отмечает Chabad.org, Штернбах заявил, что его побуждали возвращаться каждый год «подавляющая поддержка со стороны местных евреев и нескончаемый объем работы». В общине всегда спрашивали: «Когда ты вернешься?»
К новому посланнику ХАБАДа, которому сейчас 27 лет, присоединится его жена, 22-летняя Мазаль, чтобы открыть Бейт-ХАБАД, который будет обслуживать около 450 евреев, живущих в Лагосе.
«Нигерия обладает огромным экономическим потенциалом, и ожидается, что с ее ростом будет расти и еврейская община, – говорит Штернбах. — Мы будем здесь с инфраструктурой, готовой удовлетворить ее потребности и выполнить указание Ребе (раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, праведной памяти). Принести изучение Торы, постоянное исполнение мицв, любовь к Б-гу и еврейским традициям во все места в мире, где можно встретить евреев».
Мазаль Штернбах работала ассистентом преподавателя в Висконсине после обучения в старшей школе «Бет-Ривка» в Йерре, Франция, и семинарии в Монреале.
Рав Менди и Мазаль Штернбах. Фото с сайта Chabad.org
Опубликовано Liliana Blushteyn Суббота, 21 ноября 2020 г.
«Когда я была в Милуоки, мне позвонил раввин Узан и попросил меня приехать в Нигерию, чтобы помочь ему с образовательными программами», – рассказала Мазаль. — Это был удивительный опыт. Община в Абудже была очень гостеприимной. Я руководила дошкольным учреждением, онлайн-школой, вела детские программы, программы CTeen, шабаты и праздники. Нигерия – такое уникальное место, и мне очень повезло быть частью этого прекрасного проекта».
Большинство евреев в Нигерии – бизнесмены и экспатрианты, работающие в международных корпорациях и гуманитарных организациях, в основном в Абудже, Лагосе и Ибадане. В стране также работают десятки израильских компаний из самых разных сфер.
Яир Серрано, чилийско-израильский бизнесмен из Ибадана, живет в Нигерии последние девять лет. Он руководит компанией, которая поставляет на местный рынок сельскохозяйственное оборудование и технологии. Серрано ездит в Лагос на праздники, чтобы побыть среди евреев.
«Я жил во многих местах по всему миру, и ХАБАД всегда объединяет евреев, независимо от политической принадлежности или уровня соблюдения. ХАБАД связывает нас с нашим еврейским наследием, – заявил Серрано. — Раньше, когда Центр регионального сотрудничества (организация Африканского союза) участвовал в местном инфраструктурном проекте, здесь (в Ибадане) было больше израильтян и даже еврейская школа. Но к тому времени, как я приехал, большинство из них уехало, и осталось только пять евреев. Иудаизм важен для меня, и у нас с рабби Менди крепкие отношения. – Я очень признателен ХАБАДу».
Штернбах подчеркнул в беседе с Chabad.org, что в Нигерии «нет антисемитизма».
«Местные жители любят евреев и часто подходят ко мне на улице, чтобы попросить благословения. Они говорят мне, что мы, евреи, «свет для народов». Местные бизнесмены также охотно помогают с еврейскими программами и мероприятиями. Есть так много еврейских душ, которым нужно помочь воспрять. Мы пришли к выводу, что это работа нашей жизни, и гордимся этим, – добавил Штернбах. — ХАБАД — это центр еврейской жизни в Нигерии. Он объединяет евреев. Во время наших мероприятий мы часто становимся свидетелями того, как люди, являющиеся жестокими конкурентами в бизнесе, сидят и дружески общаются. Это то, частью чего приятно быть».
В уже существующем в Абудже Бейт-ХАБАДе есть синагога, еврейская дневная школа и миква. Кошерная еда импортируется Узаном, который недавно открыл супермаркет, где продаются кошерные продукты, доставляемые из Израиля и США.
* * *
Возможно, хабадскую миссию в какой-то мере интересует нигерийское племя игбо (ибу), часть которого претендует на еврейские корни и исповедует иудаизм. Эти игбо считают себя потомками североафриканских (возможно, египетских) евреев, переселившихся не в Эрец Исраэль, а на запад Африки. Предания гласят, что это переселение произошло около 1500 лет назад.
Другой вариант предания отождествляет игбо с потомками трёх из колен Израилевых — Гада, Завулона и Манассии.
Читайте в тему:
Община евреев игбо поддерживает контакты с еврейскими организациями в других странах (в том числе в США и Израиле) и получает от них материальную поддержку.
В 90-е годы прошлого века шли разговоры о массовой репатриации игбо в Израиль, однако на фоне того, что себя в евреи срочно записали миллионы представителей этого 35-миллионного племени, и количество заявок росло с каждым днем, даже израильские энтузиасты поиска потерянных колен крепко призадумались над реальностью этого плана. В данный момент сомнения в кошерности нигерийских кандидатов в репатрианты сильнее, чем желание заселить Землю Израиля миллионами обитателей желтой жаркой Африки.