Скоропостижно скончался писатель Илья Бутман
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
Когда-нибудь я постараюсь написать про Илью подробнее. Все-таки дружили мы с ним с 1985 года. Вначале – по переписке: Илья был руководителем Ленинградского Клуба сатиры и юмора, а я возглавлял Клуб сатиры и юмора "Аркан" в Ташкенте. С первых писем между нами возникла "химия". А потом произошла "развиртуализация" – вначале на заседании питерского клуба на Лиговке, куда я привез огромную и нежнейшую дыню – и ее мои коллеги вспоминали не один год, — а потом уже дома у Бутмана на ул. Гоголя.
Мы вместе выступали как писатели-сатирики и во дворцах культуры, и на кораблях, стоявших на приколе на Неве, и на нелегальном квартирнике, где собрались исключительно евреи – а потому и тематика была соответствующая. Мы публиковали друг друга, делились своими авторами, обсуждали идеи – в том числе безумные.
После моего переезда в Израиль связь не прервалась – но увидеться никак не удавалось. Лишь несколько лет назад встретились в Тель-Авиве – и будто не было десятилетий разлуки (впрочем, виртуальное общение продолжалось). Мы с женой уговаривали Илью поскорее репатриироваться, он пребывал в сомнениях по поводу этого шага и приглашал нас в Питер.
Илюша был классным писателем, редактором и организатором. Он был искренним другом. И вот его нет. И сразу же возникла пустота.
Не знаю, быть может кончину Ильи приблизила война, развязанная путинским режимом против Украины. Он не скрывал своего негодования по этому поводу. Во время нашей последней беседы он сказал, что понимает, как себя чувствовали порядочные люди в нацистской Германии…
Илья был мудрецом. И у него была очень добрая улыбка. Вот только глаза были грустными – в них отражалась вся вековая скорбь еврейского народа.
Я собирался поздравить Бутмана с 74-летием 27 июля. Но за три недели до дня рождения Ильи вынужден писать некролог. Краткий, сумбурный, возможно, не очень логичный.
Когда-нибудь я постараюсь написать про Илью подробнее. Надо только пережить шок от его внезапного ухода…