Ирина ГАНДИЛЯН | Сорок дней Муса-Дага

0

Одна из звезд элитарного клуба «Что? Где? Когда?», а ныне израильтянка – о Геноциде, который по сей день в Израиле не готовы признать геноцидом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Сегодня День памяти жертв геноцида армянского народа. 24 апреля 1915 года в Османской империи началось планомерное уничтожение армян. Мои армянские предки жили в это время на территории Турции. Я не знаю, как тогда спаслась семья моей бабушки, но в 1920-е годы, уже после самых страшных лет геноцида, им удалось бежать в Восточную Армению, на территорию Советского Союза. Благодаря этому на свет появились мой отец и я.

В память о катастрофе армянского народа я хочу рассказать об одном из немногих событий времён геноцида, вызывающем у меня не только горечь, но и гордость. Я говорю о героической обороне армянами горы Муса-Даг.

В июле 1915 года жители шести армянских деревень, расположенных неподалёку от этой горы на юге Турции, не подчинились приказу турецких властей о депортации — уже знали, что последует за ней. Большая их часть, взяв с собой скот, еду и оружие, поднялась на гору и окопалась там. Из нескольких тысяч людей на горе мужчин было человек 600. Оружия было и того меньше — менее 500 стволов, в основном это были допотопные кремнёвые ружья.

Тем не менее, защитники Муса-Даг успешно оборонялись от нескольких тысяч солдат регулярной турецкой армии и ещё нескольких тысяч турецких ополченцев в течение 53 дней. В ходе боёв они отбили у турок две пушки и много стрелкового оружия.

Армянам, в отличие от турок, отступать было некуда, кроме того, они лучше знали местность. Поэтому им несколько раз удавалось наголову разбить численно превосходящего их противника, в том числе — в рукопашном бою. В какой-то момент турки почти прекратили активные наступления и просто держали повстанцев в осаде, надеясь взять их измором — еда в лагере армян уже кончалась.

Вероятно, у турок бы все получилось, но тут пришло спасение извне. Гора находилась на берегу Средиземного моря и с первых же дней осады повстанцы сшили и вывесили на деревьях огромные флаги с призывом о помощи. Они надеялись, что флаги увидят с проходящих военных кораблей Антанты. Дозорные постоянно следили за морем, до поры до времени — напрасно. На 53-й день осады в нём наконец-то появилось судно!

Это был французский броненосец "Гишон", с него заметили флаги, и капитан направил его к берегу. Разобравшись в ситуации, французы телеграфировали на другие суда и пять кораблей, четыре французских и один английский, забрали на борт и переправили в Порт-Саид всех армян с Муса-Даг. Всего было спасено более 4000 человек.

Через пятнадцать лет эта история, трагическая и героическая одновременно, была описана австрийским евреем Францем Верфелем в романе "Сорок дней Муса-Дага". Роман вышел в 1933 году. Его историческим фоном было начало систематического преследования евреев нацистским режимом Германии. Вскоре это преследование приняло форму геноцида еврейского народа. Автор книги успел выехать из Германии во Францию, а затем и в Америку, и потому не попал в число жертв Холокоста.

Говорят, что растиражированная цитата Гитлера о том, что мир забыл о геноциде армян, а значит, и с евреями так же будет — это фальшивка. Может быть. Однако странно было бы отрицать, что безнаказанность одного геноцида способствует совершению следующего.

Мне очень печально, что Израилем геноцид армян так и не признан по сей день.

Рассказавший о геноциде

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий