Тема "Тыквенного Латте" неожиданно перетекла в музейное русло
Давайте о музеологии поговорим.
Сейчас же все стали специалистами.
Конечно, вирусологи подустали, борцы за демократию поднадоели, и даже гении в области обороны и безопасности стали неинтересны.
И вот автор мема "Тыквенный Латте" Татьяна Шеремет написала о том, как умеют у нас в Израиле подавать, оформлять экспозицию музея, имея небольшое, особенно по сравнению с Эрмитажем, количество экспонатов.
Скажу вам точно — умеют! Я вот сама в одной комнате маленького городского музея могла благодаря нескольким замечательным экспонатам провести экскурсию на два часа.
Но автор не о моем городском, она о Яд ва-Шеме.
Подкинула тему, может даже хотела взбудоражить общественность, но тогда общественность, скажу я вам, преуспела.
Некоторые мои хорошие друзья, знакомые, и совсем незнакомые, в ответ превратились в преподавателей научного коммунизма Днепропетровского университета.
Те тоже были уверены, что даже если я выучу этот долбанный учебник на память, даже если превращу его текст в стихи и спою на музыку гениального Баха, все равно мне пятерку ставить НИЗЗЯ! Потому что я же не из их касты.
Вот так и автору отказали в чувствах нормального человека, которые разве только у чурбана или уж законченного антисемита не возникают в Яд ва-Шеме.
И уж, конечно, куклу чудом спасшейся из Варшавского гетто девочки нельзя называть экспонатом. Вот все что угодно можно, а страницу из гитлеровской газетенки с карикатурой на носатого еврея — нельзя. Вот книги, которые читали узники — нельзя. Это не экспонаты, пишут они, а дальше предложения по замене слова. Ну прямо каждый второй стал создателем эвфемизма.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Странная у людей музеология получается. Они даже слова нейтральные решили превратить во флаги, которыми размахивают, демонстрируя свой… чуть не написала "патриотизм". Но нет, это не патриотизм, это любование собой, своими чувствами, пусть и вполне искренними, но выпяченными, выставленными на витрину для сетевого тиражирования.
Люди в Яд ва-Шеме благодаря этим самым экспонатам и тому, как они представлены в музейных залах, рассказам очевидцев, свету, цвету, надписям, а еще и гидам, ведущим свой рассказ без излишнего пафоса, переживают гнев, скорбь, надежду и еще множество настоящих чувств.
Как гид, я была бы рада, если бы среди слез, вздохов, сжатых губ, вопросов, благодарностей, кто-то из моих туристов отметил бы и то, какое впечатление произвела на них работа музейных работников, дизайнеров, художников, исследователей. Меня бы обрадовало, если бы кто-то высказался так, как написала Шеремет.
Автор – многолетний директор музея "Бейт Фишер" (Кирьят-Ата), лицензированный гид по Израилю